Казахстан в годы перестройки (1985-1991 гг.). Противоречивость ее проведения

86гг. отличалась относительной стабильностью, т.к. экономическая ситуация в республике была несколько лучше, чем в целом по СССР. Это было вызвано наличием большого количества предприятий центрального подчинения с централизованным, т.е. более лучшим обеспечением продуктами и товарами народного потребления. Декабрьские события 1986 г. Уже в конце 1985 - начале 1986гг. в Казахстане и Москве начала звучать критика в адрес руководства республики и лично против первого секретаря ЦК Д. Кунаева, которому в то время было около 75 лет. Все понимали необходимость смены правящей верхушки, тем более, что об этом говорили и московские правители. Однако ожидалось, что это произойдет демократическим путем, поэтому дальнейшие события справедливо были расценены народом как нарушение властью самой же провозглашенных принципов. 15 декабря в Алма-Ату прибыл член ЦК КПСС Г. Разумовский и первый секретарь Ульяновского обкома партии Г. Колбин. 16 декабря на Пленуме ЦК Компартии Казахстана было объявлено о рекомендовании высшими партийными органами Колбина на пост республиканского первого секретаря. Партийная верхушка Казахстана без обсуждения проголосовала "за" и таким образом, в нарушение всех партийных норм и устава, главой республики был избран человек, не только не связанный с Казахстаном и не знавший местных условий, но даже не стоящий на учете нив одной из местных партийных организаций и не имеющий казахстанской прописки. Это было воспринято как оскорбление казахского народа и вызвало стихийный протест. Утром 17 декабря на площади перед зданием ЦК стала собираться молодежь, требующая объяснить причины избрания Г. Колбина и протестующая против игнорирования Москвой интересов республики. 17 и 18 декабря против мирных демонстрантов были брошены силы милиции и внутренних войск. При разгоне демонстрации войска использовали саперные лопатки, служебных собак, людей на морозе обливали водой, избивали задержанных, многих полураздетыми вывезли и оставили за городом, несколько сотен человек были без санкций прокурора помещены в следственные изоляторы. Власти намеренно разжигали межнациональную рознь, вооружив железными прутьями и обрезками кабеля дружины, составленные из русскоязычных рабочих промышленных предприятий и натравливая их на демонстрантов-казахов. В ходе трагических событий 17-18 декабря несколько человек погибло, было множество раненых и травмированных.. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек - из комсомола и 52 человека - из партии.. В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением "казахского национализма Застойные явления в экономике, снижение темпов развития хозяйства в условиях нерешительных реформ 1986-1991 гг. привели к разделу единой экономической системы СССР и полному кризису, выход из которого наметился только сейчас. Экономические реформы 1986-1989 гг. В 1985 г. экономика Казахстана находилась в предкризисном состоянии. В экономике утвердилась система поддержки убыточных предприятий за счет рентабельных, зависимость оценки работы не от количества и качества произведенной продукции, а от валового продукта, т.е. средств затраченных на ее производство, что приводило к процветанию ресурсо-затратных технологий. Планировалось реорганизовать систему управления хозяйством, развивать машиностроение, за счет которого модернизировать другие отрасли и увеличить темпы производства. Был увеличен импорт новейшей западной техники, однако это не дало ожидаемых результатов. Борьба за укрепление дисциплины на производстве переросла в антиалкогольную кампанию, приведшую к росту наркомании, самогоноварения, токсикомании, сокращению поступлений в государственную казну. С начала 1987 г. начался спад производства. Начиная с 1987 г. государство начало строить "планово-рыночную" экономику.. Уже в 1988-1989 году началось ускоряющееся падение уровня жизни казахстанцев. Экономические реформы 1990-1991 г. В 1990 г. впервые было заявлено о стремлении властей к переходу к регулируемой рыночной экономике. Ударила по благосостоянию народа и частная денежная реформа, осуществленная в начале 1991 г. и приведшая к обнищанию части населения. Обретение Казахстаном в 1990 г. суверенитета привело к появлению республиканской концепции перехода к рынку. Однако распад СССР при сохранении экономических связей и переход России в одностороннем порядке в начале 1992 г. к либерализации цен привели к дестабилизации финансово-денежной системы и безудержной инфляции. Казахстан стал независимым государством в условиях экономической катастрофы.

80. Образование независимой Республики Казахстан. Развитие суверенной государственности. 10 декабря 1991 г. Верховный Совет принял решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан, а 16 декабря 1991 г. Верховный Совет провозгласил государственную независимость Республики Казахстан. Начался новый этап в истории республики.
Процесс рождения нового государства правопреемствующего Казахской ССР и Союзу СССР, пошел.
Особым этапом этого процесса стал Конституционный Закон “О государственной независимости Республики Казахстан” от 16 декабря 1991 г. Развивая ключевые идеи Декларации о государственном суверенитете, Конституционный Закон однозначно закрепил, что Республика Казахстан отныне строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права, как и подобает независимому государству. Впервые было установлено единое казахстанское гражданство. Узаконивалось провозглашенное Декларацией многообразие форм собственности, принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, закреплялся курс государства на самостоятельную экономическую систему со своей финансово- кредитной, налоговой и таможенной политикой.
Для защиты независимости и территориальной целостности Республики Казахстан Конституционный Закон также впервые предусматривал создание собственных Вооруженных сил. Новым, по сравнению с нормами Декларации явилось то, что высшим органом судебной защиты Конституции признавался Конституционный Суд Республики Казахстан.
По существу этот Закон стал Временной Конституцией независимости Казахстана на законодательном этапе становления его суверенитета де-юре, т.к. нормы Конституции Казахской ССР 1978 г. и иных законодательных актов признавались действующими на территории Республики, поскольку они не противоречили Конституционному Закону от 16 декабря 1991 г. Само же его содержание было непосредственно положено в основу Конституции Республики Казахстан 1993 г.
На ашхабадской встрече лидеры республик Средней Азии и Казахстана, проанализировали беловежское соглашение, правовые аспекты проблемы и выразили готовность к полнокровному участию в формировании нового государства. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате на совещании глав 11 независимых государств, входивших в состав бывшего Союза, был подписан протокол соглашения о создании Союза Независимых Государств (СНГ).
В Казахстане начался динамичный процесс развития суверенной государственности.
В политической сфере был взят курс на формирование сильной президентской республики с последующей реформой парламентской власти, предполагающей профессиональный Верховный Совет. Проведено обсуждение проекта новой Конституции республики, реформа исполнительной власти. На переходный период введены должности глав администраций, на которых возложена вся полнота ответственности за состояние экономики, выполнение президентских и правительственных решений на местах.

82. Конституционные реформы в Казахстане в 1993-1995 гг. Конституция Республики Казахстан 1993 года Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие. В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики. Конституция Республики Казахстан 1995 года Медаль «10-летие Конституции Республики Казахстан»Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днём Конституции Республики Казахстан. В 1998 и 2007 годах в Конституцию вносились значительные изменения, перераспределяющие полномочия Президента и Парламента. Изменения были внесены и в 2011 году, этими изменениями президенту было предоставлено право проведения досрочных президентских выборов.

84. Стратегическая программа «Казахстан 2030». Основные приоритеты программы развития. «Казахстан-2030» — Программа развития Казахстана до 2030 года, впервые озвученная в Послании Президента страны нароКазахстана в 1997 годуПринятие этого документа стало отправной точкой в стремительном движении Казахстана к построению процветающего государства в течение последующих лет. Пути реализации Стратегической программы «Казахстан-2030».
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев определил 8 внутренних сильных сторон казахстанского общества, которые служат благоприятной почвой для реализации Стратегии – 2030.
1. Обретенная независимость государства, его атрибуты и символы;
2. Окончательный разрыв, со старой политико-экономической системой;
3. Наличие новой политико-экономической системы;
4. Человеческие ресурсы – это высоко-образованное население с высоким уровнем научного и творческого потенциала;
5. Богатые природные ресурсы Казахстана;
6. Огромный сельскохозяйственный земельный фонд;
7. Сохранение политической стабильности и единства общества;
8. Толерантность и терпимость казахстанцев, их радушие и приветливость, что отмечается всеми иностранцами.

Какой будет образ Казахстана через 33 года?
1. Высоко образованное, ответственное, энергичное, обладающими прекрасным здоровьем поколение.
2. Патриоты своей мирной, процветающей, быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире.
3. Высокооплачиваемые, хорошо обученные специалисты, ставящие интересы Казахстана и казахстанского народа выше своих собственных.
4. Граждане 2030г. будут уверены, что государство защитит их права и будет отстаивать их интересы.
5. Чистая и зеленая страна, со свежим воздухом и прозрачной водой.
6. Казахстан, являясь центром Евразии, будет играть роль экономического и культурного связывающего звена между тремя быстро растущими регионами – Китаем, Россией и мусульманским миром.
7. В стране будут жить представители многих национальностей уверенные в равных возможностях для всех наций, но считающие себя, прежде всего гражданами Казахстана.
Казахстан – 2030 успешно пройдет сложный путь и твердой поступью вступит в следующий этап развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: