Определение и характеристика интеллектуального потенциала

Руденко Марина

ДМУ - 101

 

 

 

 

2011 г.

Курсовая работа на тему:
«Особенности интеллектуального потенциала российского, западноевропейского, восточного и американского обществ»

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………..4

Определение и характеристика интеллектуального потенциала. 7

Интеллектуальный потенциал отдельно взятого региона…………………………………………………………………11

Роль образования в формировании интеллектуального потенциала. 12

Интеллектуальный потенциал России. Основные проблемы.. 14

Образовательная система России. 16

Программы возвращения интеллектуальных ресурсов в Россию.. 20

Интеллектуальный потенциал США.. 22

Интеллектуальный потенциал западноевропейских стран. 26

Интеллектуальный потенциал стран Востока. 28

Заключение. 30

Приложение. 31

Список литературы.. 38

 

 

 

 

Введение.

Феномен интеллекта и интеллектуального потенциала никогда не оставлял в покое философско-социологическую мысль. В психологической науке до сих пор продолжаются споры относительно природы интеллекта, его сущности и существования. Чем глубже научная жизнь вникает в тайны изучаемого пространства, тем больше появляется вопросов.

Действительно, если интеллектуальный потенциал села есть, то тогда почему его жизнь настолько иррациональна во многих проявлениях, что человечество, а сельский социум, как его часть, как утверждают многие ученые, находится на грани самоуничтожения; если его нет, то как же оно до сих пор живет, как развивается его общество, как функционируют социальные институты образования, аграрной науки, техники? Накопленные знания и практическая деятельность в области экономики и политики с неизбежностью привели к пониманию того, что проблема интеллектуального потенциала в современных условиях приобретает наиболее важное значение, и становится одной из центральных в философско-социологическом знании.

Интерес к данной теме обусловлен рядом обстоятельств, связанных не только с кризисом нашего общества, но и с результатами современной жизнедеятельности человека, способными привести к возможности глобальной катастрофы.

Человечество вступает в ХXI век в условиях невиданного по темпам ускорения материального прогресса, в основе которого лежит развитие науки и техники. Высказанное К.Марксом в середине ХIХ века предвидение, что наука становится важнейшей производительной силой общества полностью оправдалось. Она ею уже стала. Характерной чертой общественных наук в наши дни стало усиленное внимание к динамике процессов социального развития и их прогнозированию. И то, и другое предполагает использование количественных методов познания, которые предполагают нахождение показателей, допускающих строго формализованную процедуру измерения.

Целью моей работы является:

o анализ интеллектуальных потенциалов некоторых регионов мира:

· западноевропейского,

· российского,

· американского,

· восточного;

o выявление факторов, препятствующих и способствующих их развитию,

o проведение анализа для определения основных тенденций развития интеллектуального потенциала.

Также в работе освещен ряд немаловажных вопросов:

o почему происходит отток основного интеллектуального потенциала в лице ученых и интеллигенции из стран постсоветского пространства (в особенности России) в западноевропейские страны и США,

o как прекратить эту «утечку умов».

Все нарастающая глобализация и межкультурная интеграция оказывают большое влияние на сохранение накопленных знаний. В своей работе мы рассмотрим основные аспекты положительных и отрицательных факторов этого воздействия.

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что современный бизнес можно охарактеризовать как сложную, постоянноменяющуюся систему. И в этих условиях предприятие, котороеосознает необходимость разрабатыватьивнедрятьинновационныепроекты и делать это быстрее конкурентов, имеет шанс на успех,на долговременное присутствие на рынке. Если раньше речь шла оботдельных «интеллектуальных» работниках предприятия, прерогативойкоторых являлась внедрение инновационных проектов, то сегодня, в условиях, когда во всем мире наблюдается тенденция сокращения технического труда, речь идет об «интеллектуальных предприятиях».

Интеллектуальный потенциал тоже является интегральным понятием, но более специализированным. Мы полагаем, что в нем должны найти в обобщенном виде уровень развития двух тесно связанных между собой областей интеллектуальной жизни общества, а именно - состояния науки и образования.

В свою очередь в процессе взаимодействия различных составляющих интеллектуального капитала можно получить положительный эффект, который будет не пропорционален приложенным усилиям. Поэтому один из секретов успешногоформирования интеллектуального капитала компании кроется в эффективном взаимодействии, взаимопроникновении разных видов интеллектуального капитала (в том числе таком, в рамках которого осуществляется перенос знаний из сферы взаимодействия с внешними контрагентами организации во внутрикорпоративные системы и закрепление их там с целью широкого использования сотрудниками). Носителями интеллектуального капитала являются специально подобранный и подготовленный персонал компании, а также ее структуры и клиенты

Актуальность настоящей работы связана также с рассмотрением человеческого капитала как одного из важнейших факторов в создании интеллектуального капитала и его роли в осуществлении инновационной деятельности компании.

 

 

Определение и характеристика интеллектуального потенциала.

Всовременном обществе информация превратилась в коллективныйпродукт человечества, продукт его глобализации, ставшей основнымвектором его исторического развития. По мнению А. Торкунова, «индустриальная эпоха уходит в прошлое, на смену приходит эпоха глобальной информационной революции и принципиально иной информационной открытости. Стратегическим ресурсом XXI века становятся знания, и умение человека пользоваться этими знаниями…самым значимым социальным аспектом глобализации стало расширение возможностей для раскрытия человеческих потенций. Мы больше не можем создавать закрытые системы и модели, будь то политика, экономика, культура, наука и образование».[1]

«Интеллектуальный» в переводе с латинского языка обозначает духовный, умственный, противоположный телесному и вещественному. В свою очередь, слово «интеллект» характеризуется как «способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение,восприятие, память, представление, мышление, воображение».[2]

Прежде всего обращает на себя внимание употребление понятия «потенциал». Этот термин стал часто применяться относительно социальных явлений и процессов. В социальную практику входят термины «научный потенциал», «производственный потенциал», «потенциал страны» и т.д. Понятие «потенциал» было важнейшим понятием философии Аристотеля. Он применял его вместе с понятием «акт», т.е. действенность и возможность. Разделив бытие на «потенциальное» и «актуальное», он вывел тезис, что становление возможно как переход от первого ко второму.

В социологическом энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Потенциал (от лат. potentia – сила) – совокупность имеющихся средств, запасов, сил в какой-либо области». Понятие «потенциал» можно определить как некую субстанцию, наличие которой при определенных внутренних и внешних условиях обусловливает возможность и готовность ее реализации.

По общему определению интеллектуальный потенциал – это потенциальная (то есть, возможно, еще не актуализированная в настоящее время) способность человека быстро и точно решать сложные мыслительные задачи. Интеллектуальный потенциал обеспечивает высокий темп обучения новым знаниям, интеллектуальным навыкам и умениям. Но следует учесть, что высокий интеллектуальный потенциал не гарантирует высокой производительности работника без специализированного обучения (или самообучения в процессе работы).

Структура интеллектуального потенциала включает в себя следующие важнейшие компоненты:

1. научно-технический потенциал;

2. инновационный потенциал;

3. культурный потенциал;

4. образовательный потенциал;

5. кадровый потенциал;

6. технологический потенциал

 

Их воедино связывают соответствующие инфраструктура, кадровые и технологические связи («срезы»).

Современное человеческое общество живет в период, характеризующийся колоссальным увеличением объемов интеллектуального труда во всех сферах деятельности, начиная от педагогической и заканчивая экономической. Наибольший рост объемов интеллектуального труда в конце ХХ в. наблюдался в финансово-банковской сфере, торговле и промышленности. Каждый человек постоянно вовлечен в те или иныетрудовые процессы, трудовую деятельность. Но если естьдеятельность, но нет включенности интеллекта – это регламентированный, или α-труд (по Б.М. Генкину), но еслиинтеллект присутствует, то труд становится инновационным, творческим или интеллектуальным (β-труд).[3]

Внедрение высоких информационных и интеллектуальных технологий существенным образом изменило характер труда человека, превратив его в интеллектуальный творческий труд. Творческий труд – более совершенный вид деятельности. Именно он поможеттрансформировать нашу экономику в постиндустриальную. В отличие от простого труда побудительный мотив труда творческого связан со стремлением к самореализации, развитию своих внутренних возможностей, умножению знаний и умений.

В. Нусратуллин считает, что в экономике всегдаприсутствует важная производительная сила – интеллект как источник развития, движения, который разрабатывает достижения НТП. Природа всячески освобождает обладателя интеллекта от физического труда длятого, чтобы оставить человеку больше возможностейдля мыслительной деятельности, передавая физическую работу машинам. Именно интеллект явился ускорителем, который и обеспечил такой уровень эволюциичеловека и человеческого общества, а также важнейшей его составной части – экономики. Человек, извлекая из окружающей среды определенную толику материальной, физической энергии, способен трансформировать ее в интеллектуальную энергию. Интеллектуальная энергия – это особый вид энергии, который неможет быть описан в рамках физики или термодинамики, ибо мыслительная способность человека не поддается измерению, она практически безмерна и зависитлишь от физического состояния человека как носителямыслительной способности людей. Таким образом, интеллект – мощный источник энергии материального мира.[4]

Можно полагать, что уровень и качество человеческого интеллектанепосредственно определяются системой имманентных личности наноинститутов, которые «прессуют» в себе в форме опыта и рутин внутреннее знание данной личности о том, как и что познавать, как и каким образом мыслить, как и каким способом можно будет использовать плоды познания имышления.

«Интеллект – интеллектуальный потенциал (силы) – интеллектуальный капитал (мощь или определеннымобразом реализованные силы)» – это вполне обоснованная теоретически логическая цепочка. Если с помощью интеллекта осуществляется процесс производства новейших знаний, то интеллектуальные силы отражают факт их накопления, концентрации.

Сущностной основой интеллекта и интеллектуального капитала являются интеллектуальные знания. Чем больше объем общих интеллектуальных знаний, тем больше возникает альтернативных вариантов интеллектуально-инновационной деятельности. И наоборот, ограниченность системы общих знаний объективно не позволяет интеллектуалу «конвертироваться» в различные формы созидательных человеческих взаимодействий. Подчеркнем, речь идет о знаниях, которые могут быть непосредственно актуализированы в будущем, но сегодня они пребывают в качествесвоеобразного «стратегического резерва». Общие неактуализированные интеллектуальные знания – есть интеллектуальный потенциал.

Источник знаний, т.е. интеллект, обладает способностью генерировать знания, а также трансформировать интеллектуальные неявные знания – в знания явные, и наоборот.

Важнейшей особенностью интеллекта как нравственно-экономической, созидательной ценности является его неотчуждаемость от своего носителя, т.е. здесьникак не может произойти смена собственника. Конкурентные отношения между экономическими агентамимогут возникнуть лишь по поводу доступа к определенному использованию и частичному распоряжениюэкономически направленным интеллектом. Именно вэтом и заключается важнейшая особенность интеллекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: