Дипломатия Российской Федерации. Ближний Восток

Российско-израильск. отн-я

Еще одним стратегическим союзником СССР в регионе было Палестинское движение сопротивления. Советско-палестинские отношения имели под собой идейно-политическую базу - «социализм» и «антисионизм». СССР поддерживал ПДС и его ведущую силу - Организацию освобождения Палестины (ООП), возглавляемую Я. Арафатом.

К середине 1980-х гг. Арафат и его сторонники, осознав, что диверсионно-террористическая война, которая велась ООП против Израиля в течение двух десятилетий, не дала ожидаемых результатов, приняли решение сделать основную ставку на активизацию борьбы арабского населения оккупированных территорий. В декабре 1987 г. на Западном берегу и в секторе Газа началась массовая кампания гражданского неповиновения (интифада).

В июле 1988 г. король Иордании Хусейн бен Талал объявляет о «прекращении административных связей» с Западным берегом, т. е. официально отказывается от каких-либо прав на него. В результате этого акта не только сектор Газа, но и Западный берег превращаются, согласно международному праву, в «ничейную территорию». ООП немедленно использовала создавшуюся ситуацию, объявив о создании Палестинского государства со столицей в Иерусалиме.

Одним из первых признал его Советский Союз, однако это был едва ли не последний решительный шаг в поддержку ООП со стороны советского руководства, уже принявшего решение о выходе из холодной войны.В России начался пересмотр региональных внешнеполитических стратегий. Применительно к ближневосточному региону предполагалось сделать эту стратегию более гибкой, лишенной прежней жесткой антиизраильской направленности.

Основным препятствием в достижении компромисса была позиция Израиля в отношении ООП: она квалифицировалась как террористическая организация, которая не может быть признана в качестве законного представителя палестинского народа, хотя еще в 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН признала за ней это право. Все же в 1993 г. Израиль и ООП заключили соглашение о взаимном признании. Затем после подписания 24 октября 1994 г. иордано-израильского мирного договора между двумя странами были установлены дипломатические отношения. 1995 г. Израиль и ООП подписали «Временное соглашение», так завершился первый этап мирного урегулирования.

На первом этапе ключевую роль в достижении договоренностей играла американская дипломатия, которая сочетала постоянное давление на ООП и Израиль с попытками выступать в качестве беспристрастного арбитра («честного посредника»). Участие России как второго коспонсора в данном переговорном процессе было откровенно вялым. Пассивность российской дипломатии объяснялась, с одной стороны, тем обстоятельством, что страна в то время переживала период ожесточенной внутренней борьбы, а с другой - невысоким рейтингом ближневосточного региона в списке внешнеполитических приоритетов России при министре иностранных дел А. В. Козыреве. В 1996 г. ситуация стала меняться после назначения на этот пост Е. М. Примакова. При нем рейтинг ближневосточного региона заметно возрос. Россия принимала меры для налаживания системы постоянных консультаций как с ООП, так и с Израилем. Заметно интенсифицировались контакты с Израилем, чему способствовало появление там мощной русскоязычной общины. Она возникла в результате массового переселения евреев с постсоветского пространства.

В 1996 г. победу на выборах премьер-министра Израиля одерживает лидер блока «Ликуд» Б. Нетаньяху, выступавший за ужесточение позиции в отношении ООП. Его успеху немало способствовали действия экстремистского крыла ООП («Хамас»), организовавшего серию террористических актов в крупных городах Израиля. Отношения между правительством Нетаньяху и администрацией Палестинской автономии, главой которой был избран Арафат, резко обострились.

Продолжение диверсионно-террористической деятельности -> реализация «Временного соглашения» была фактически заморожена. В 1997 г. Совет Лиги арабских государств (ЛАГ) принял решение о приостановке нормализации арабо-израильских отношений. В 1998 г. - подписано новое палестино-израильское соглашение В соответствии с ним Израиль должен передать палестинской администрации 13% территории Западного берега, а она принимала на себя обязательство вести решительную борьбу с терроризмом. Кроме того, из Устава. ООП следовало изъять все антиизраильские положения.

В 2000 г., экстремистское крыло ООП развязало новую интифаду, которая быстро переросла в открытые вооруженные столкновения Россия, неизменно поддерживает идею возобновления процесса мирного урегулирования, прекращение вооруженной борьбы.

 

19. Связи России с ведущими арабскими странами региона Ближнего Востока

Ближний и Средний Восток - наиболее конфликтогенный регион мира, расположенный близ границ России. Это превращает его в емкий рынок вооружений. Для России, именно он является одним из наиболее перспективных, поглощая немалую часть отечественного экспорта вооружений. Поскольку страны данного региона доминируют на мировом рынке энергоносителей (прежде всего нефти), то координация с ними экспортной политики имеет для России особое значение. В последней четверти XX в. в связи с резкой активизацией политической роли ислама регион превратился в мощный идеологический центр мирового значения.

Сирия. В конце 1980-х гг. международная обстановка для нее складывалась весьма неблагоприятно. Сирия пошла на сближение с Ираном, который рассматривался на Западе как один из основных цент-" ров «международного терроризма». Поэтому Сирия была причислена к государствам, «поддерживающим международный терроризм», и против нее страны Западной Европы и США ввели экономические санкции.

Кроме того, страны СовСотрАрабГосПерсЗал в ответ на сближение Сирии с Ираном прекратили с 1985 г. оказание ей финансовой помощи. Ситуация для Сирии осложнялась конфликтами с соседями: Турцией, Иорданией и Ираком.

К началу 1990-хгг. Сирия, по существу, оказалась в полностью враждебном окружении и очень сложной международной ситуации. Но кувейтский кризис позволил ей почти беспрепятственно выйти из нее. Безоговорочно встав на сторону Кувейта и направив в состав многонациональных сил ООН крупный контингент сирийских войск, Асад разом снял напряженность в отношениях с Западом и странами ССАГПЗ. С Дамаска были сняты обвинения в пособничестве международному терроризму, отменены введенные ранее санкции, реструктурированы внешние долги и т.п.

Данные обстоятельства позволили России установить с Сирией довольно дружественные отношения, а затем с 1994 г. возобновить военно-техническое

Ключевой для региональной стратегии Сирии остается конфронтация с Израилем.

 

68. Дипломатия Российской Федерации. Африка.

 

Россия уделяла большое внимание развитию отношений с ОргАфрЕдинства, которая длительное время была выразителем политических интересов государств Африки на международной сцене. В 2000 г. ОАЕ -> Африканский Союз (АС). Сотрудничество с Союзом необходимо для нашей страны, ибо в этой организации будут определяться общая позиция африканских государств по ключевым проблемам международных отношений.

Активное вовлечение мирового сообщества в африканские дела продиктовано не только заинтересованностью в укреплении глобальной стабильности и гармоничном развитии мира, но и тем, что в XXI в. Африка способна стать: важнейшим источником сырья, которое может использоваться российскими потребителями, - какао-бобов, кофе, хлопка, чая, семян масличных культур, орехов, древесины ценных пород, фосфатов, бокситов, редкоземельных металлов и т. д.; емким рынком сбыта товаров (население более 700 млн человек).

Россия ввела преференциальные ставки таможенных тарифов на импорт в РФ товаров, произведенных в развивающихся странах Африки. Особое место в российско-африканских отношениях занимает военно-техническое сотрудничество. В качестве важного направления российско-африканского сотрудничества сохраняется содействие подготовке африканских кадров.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: