Научно обоснованные предположения о стуктуре соц.объектов, характеристика связей между социальными явлениями и факторах, влияющих на эти связи.
Характеристики гипотез:
· Гипотеза имеет вероятностный характер
· Гипотеза знания – обоснованные
· Это знание предполагает разрешение противоречия, содержащиеся в проблеме
· Полученные знания содержат новые с имеющимися.
· Идеально-провереные знания на способ проверки.
Гипотеза – проект решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить.
Классификация гипотез:
· По содержанию (Объяснительные; описательные)
· По задачам(основные; неосновные)
· По причинам (Исследования)
· По степени (гипотеза; основания)
· Прогностические
Требования:
· Не должна содержать понятий, которые не могут быть имперически проверенными
· Не должнав противоречить ранее установленным научным факторам
· Должна быть простой и краткой
· Не должна быть противоречивой
· Не должна пропускать неясные термины, формулировки
|
|
Выдвижение гипотезы:
· Причины выдвижения гипотез (отсутствие теоретических знаний для объяснения новых фактов.
· Для объяснения новых факторов не пригодны общие, научные или практические знания.
· Для решения задач отсутствует эффективный алгоритм деятельности
Интерпретация и операционализация основных понятий социологического исследования.
Операционализация – распределение на части ранее выделяющие составляющие основы понятий на элементы, сводимые к простейшим империческим факторам.
Виды:
· Функциональная (по задачам)
· Структурная (из чего состоит)
· Факторная (причины)
· Существует еще графическая: J L
· Числовая
Операционализация на примере в маркетинге:
1. Разделение темы на задачи.
2. Выделение интдикаторов (зависит от целей исследования)
3. Подбор характеристик индикаторов
Интерпретация данных - наиболее уязвимая часть социологического исследования, чрезмерно зависящая от умственных способностей исследователя.
Метод анкетирования
Метод анкетирования. Один из методов письменного опроса, который служит получению информации о типичности тех или иных явлений. На результативность анкетирования влияют: подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление, дающих валидную (правдивую) информацию; постановка как прямых, так и косвенных вопросов.
Классификация вопросов:
· По содержанию: о событиях, фактах, мотивах, оценках, мнениях;
· По форме: прямые и косвенные;
· По структуре: открытые - характер ответов, их форма, вид заранее не предусмотрены; закрытые - респондент самостоятельно выбирает один или несколько ответов из предложенных; полузакрытые - опрашиваемый выбирает один или несколько ответов, плюс ему дается возможность самостоятельно сформулировать ответ.
|
|
·. По функциям: основные; "ловушки", предназначены выявить противоречие в ответах респондента. Например, "Вы бьете своего ребенка? - НЕТ. Через несколько вопросов: "Вы используете ремень как средство воспитания своего ребенка? – ДА; фильтрующие, которые часто подразумевают положительный ответ, раскрепощающий человека и сравнительно легки. Например, вопрос: "Нужно ли обучать человека?", или это может быть вопрос уточнения адреса, пола анкетируемого