Данная дисциплина является обязательной дисциплиной.
Дисциплина изучается на 1курсе в 1семестре по очной форме обучения.
Дисциплина изучается на 1курсе по очно-заочной и заочной формах обучения.
Для освоения данной дисциплины необходимо как предшествующее полное усвоение программы по русскому языку общеобразовательной школы.
Изучение данной дисциплины позволяет студенту получить углубленные знания, умения и навыки для освоения ООПподготовки бакалавра в целом и для продолжения профессионального образования в магистратуре, а также для
успешной профессиональной деятельности, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации государственным языком Российской Федерации признается современный русский литературный язык и в качестве основных сфер его использования утверждаются сферы законодательной и правоприменительной практики, а также сферы государственного управления, науки, образования.
Успешное развитие в вузе языковой компетентности студентов в сферах, которые непосредственно связаны с их будущей профессиональной деятельностью, обусловлено повышением их общей культуры и уровня гуманитарной образованности, необходимостью теоретического осмысления языковых явлений и процессов, понимания взаимодействия внешних и внутренних факторов развития языка в современном мире. Научно-исследовательская работа обучающегося связана с реализацией научного стиля русского литературного языка в его разнообразных жанровых разновидностях. При защите выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) в обязательном порядке учитывается уровень речевой культуры выпускника.
|
|
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетных единицы (ЗЕ), 108 академических часов.
Таблица 2.1
Распределение объема дисциплины по видам работ
по очной форме обучения
Виды работ | Всего часов | Семестр |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем, | ||
в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ), | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Самостоятельная работа обучающихся,в том числе внеаудиторная контактная работа | ||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | зачет дифференцированный |
Таблица 2.2
Распределение объема дисциплины по видам работ
по очно-заочной форме обучения
Виды работ | Всего часов | Курс |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем, | ||
в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ), | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Самостоятельная работа обучающихся, в том числе внеаудиторная контактная работа | ||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | зачет дифференцированный |
Таблица 2.3
|
|
Распределение объема дисциплины по видам работ
по заочной форме обучения (на базе высшего образования)
Виды работ | Всего часов | Курс |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем, | ||
в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ), | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Самостоятельная работа обучающихся, в том числе внеаудиторная контактная работа | ||
Контроль / Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | зачет дифференцированный |
5.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ
ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)
5.1 Распределение учебного времени по темам
и видам учебных занятий
Таблица 3.1
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(очная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела / темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Практические занятия (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||
Раздел 1. Русский язык и современная речевая ситуация | |||||||
Тема 1.1 Русский язык в его современном состоянии | |||||||
Тема 1.2 Культура речи как учение о коммуникативных качествах речи | |||||||
Раздел 2. Культура устной и письменной речи | |||||||
Тема 2.1 Нормативное произношениеи ударение | |||||||
Тема 2.2 Нормы русской орфографии | |||||||
Тема 2.3 Пунктуация как показатель речевой культуры | |||||||
Раздел 3. Русская лексика и культура речи | |||||||
Тема 3.1 Правильность и точность словоупотребления | |||||||
Тема 3.2 Русская фразеология и выразительность речи | |||||||
Раздел 4. Грамматические нормы современной русской речи | |||||||
Тема 4.1 Правильное использование грамматических форм слов | |||||||
Тема 4.2 Синтаксические нормы | |||||||
Раздел 5. Стилистические нормы современного русского литературного языка | |||||||
Тема 5.1 Научный стиль | |||||||
Тема 5.2 Официально-деловой стиль | |||||||
Тема 5.3 Публицистический стиль | |||||||
Тема 5.4 Разговорный стиль | |||||||
Раздел 6. Современная коммуникация и правила речевого общения | |||||||
Тема 6.1 Основы лингвистической теории общения | |||||||
Тема 6.2 Речевой этикет | |||||||
Форма аттестационного испыта-ния промежуточной аттестации | зачет дифференцированный | ||||||
Всего по дисциплине |
Таблица 3.2
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(очно-заочная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела / темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Практические занятия (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||
Раздел 1. Русский язык и современная речевая ситуация | |||||||
Тема 1.1 Русский язык в его современном состоянии | |||||||
Тема 1.2 Культура речи как учение о коммуникативных качествах речи | |||||||
Раздел 2. Культура устной и письменной речи | |||||||
Тема 2.1 Нормативное произношениеи ударение | |||||||
Тема 2.2 Нормы русской орфографии | |||||||
Тема 2.3 Пунктуация как показатель речевой культуры | |||||||
Раздел 3. Русская лексика и культура речи | |||||||
Тема 3.1 Правильность и точность словоупотребления | |||||||
Тема 3.2 Русская фразеология и выразительность речи | |||||||
Раздел 4. Грамматические нормы современной русской речи | |||||||
Тема 4.1 Правильное использование грамматических форм слов | |||||||
Тема 4.2 Синтаксические нормы | |||||||
Раздел 5. Стилистические нормы современного русского литературного языка | |||||||
Тема 5.1 Научный стиль | |||||||
Тема 5.2 Официально-деловой стиль | |||||||
Тема 5.3 Публицистический стиль | |||||||
Тема 5.4 Разговорный стиль | |||||||
Раздел 6. Современная коммуникация и правила речевого общения | |||||||
Тема 6.1 Основы лингвистической теории общения | |||||||
Тема 6.2 Речевой этикет | |||||||
Форма аттестационного испыта-ния промежуточной аттестации | зачет дифференцированный | ||||||
Всего по дисциплине |
|
|
Таблица 3.3
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(заочная форма обучения на базе высшего образования)
№ п/п | Наименование раздела / темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Практические занятия (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||
Раздел 1. Русский язык и современная речевая ситуация | |||||||
Тема 1.1 Русский язык в его современном состоянии | |||||||
Тема 1.2 Культура речи как учение о коммуникативных качествах речи | |||||||
Раздел 2. Культура устной и письменной речи | |||||||
Тема 2.1 Нормативное произношениеи ударение | |||||||
Тема 2.2 Нормы русской орфографии | |||||||
Тема 2.3 Пунктуация как показатель речевой культуры | |||||||
Раздел 3. Русская лексика и культура речи | |||||||
Тема 3.1 Правильность и точность словоупотребления | |||||||
Тема 3.2 Русская фразеология и выразительность речи | |||||||
Раздел 4. Грамматические нормы современной русской речи | |||||||
Тема 4.1 Правильное использование грамматических форм слов | |||||||
Тема 4.2 Синтаксические нормы | |||||||
Раздел 5. Стилистические нормы современного русского литературного языка | |||||||
Тема 5.1 Научный стиль | |||||||
Тема 5.2 Официально-деловой стиль | |||||||
Тема 5.3 Публицистический стиль | |||||||
Тема 5.4 Разговорный стиль | |||||||
Раздел 6. Современная коммуникация и правила речевого общения | |||||||
Тема 6.1 Основы лингвистической теории общения | |||||||
Тема 6.2 Речевой этикет | |||||||
Контроль | |||||||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | зачет дифференцированный | ||||||
Всего по дисциплине |
|
|
5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем *[1].
Раздел 1. Русский язык и современная речевая ситуация
Тема 1.1. Русский язык в его современном состоянии
Содержание темы
Язык и общество: территориальная, социальная и функциональная неоднородность русского языка. Русский литературный язык – нормированная и кодифицированная форма существования русского языка с его функционально-коммуникативными разновидностями. Общее понятие о литературной норме. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка. Норма и кодификация. Основные типы норм. Вариативность нормы. Отклонение от нормы и ошибка.
Общее понятие о стилевой дифференциации русского литературного языка. Функциональные стили современного русского языка. Дифференциальные признаки функциональных стилей: коммуникативная ситуация, назначение, степень стандартизации, экспрессивность. Стилистические значения языковых единиц.
Тема 1.2. Культура речи как учение о коммуникативных качествах речи
Содержание темы
Учебная дисциплина “Культура речи” и ее связь с другими дисциплинами (историей России, философией, культурологией, логикой, психологией и др.).
Язык и речь. Функции языка и речи. Речь и мышление. Речевая деятельность и ее разновидности.
Понятие речевой культуры. Основные аспекты речевой культуры: нормативный, коммуникативный, этический. Культура речи как учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи. Основные критерии культуры речи: правильность речи; коммуникативная целесообразность, точность изложения; логичность речи; ясность и доступность изложения; чистота речи; выразительность речи; эстетичность; уместность.