ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ (филиал)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ им. С. М. КИРОВА
Кафедра философии и социологии
Н. А. Юшкова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
по дисциплине «Культурология»
для студентов всех специальностей
и форм обучения
СЫКТЫВКАР 2006
УДК 008
Ю96
Рассмотрено и рекомендовано к изданию советом сельскохозяйственного факультета Сыктывкарского лесного института 10 ноября 2005 г.
Утверждено к печати на редакционно-издательском совете Сыктывкарского лесного института 18 января 2006 г.
Рецензент:
И. Л. Жеребцов, доктор исторических наук
(Институт языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН)
УДК 008
Ю96
Юшкова, Н. А. Культурология: учеб.-метод. комплекс по дисц. «Культурология» для студ. всех спец. и форм обуч./ Н. А. Юшкова; СЛИ. – Сыктывкар, 2006. – 48 с.
Настоящее издание является учебно-методическим комплексом по дисциплине «Культурология» для студентов всех специальностей и форм обучения. Содержит структуру курса, планы семинарских занятий, темы докладов, ключевые понятия и списки рекомендуемой учебной и научной литературы к каждой теме. Даны основные хронологические даты, описания стилей и направлений в искусстве, проверочные тесты, вопросы и список литературы для подготовки к зачету, а также распределение часов работы студентов по темам и видам занятий.
Темплан 2005/06 учеб. г. Изд. № 136.
© Н. А. Юшкова, 2006
Ó Сыктывкарский лесной институт (филиал)
Санкт-Петербургской государственной
лесотехнической академии им. С. М. Кирова, 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
1. СТРУКТУРА КУРСА.. 5
1.1. Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по культурологии. 5
1.2. Темы и содержание лекций. 5
2. ТЕМЫ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 9
3. ОСНОВНЫЕ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ДАТЫ.. 21
4. СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ. 22
5. ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ.. 29
5.1. Тесты по теоретическим вопросам.. 29
5.2. Тесты по древневосточной и европейской культуре. 32
5.3. Тесты по русской культуре. 35
6. ПОДГОТОВКА К ЗАЧЕТУ.. 38
6.1. Вопросы для подготовки к зачету. 38
6.2. Литература для подготовки к зачету. 40
7. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.. 41
7.1. Курс, семестр и виды занятий. 41
7.2. Распределение часов по разделам программы.. 41
7.3. Самостоятельная работа и контроль успеваемости. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 47
ВВЕДЕНИЕ
Культурология – гуманитарная дисциплина, которая появилась в отечественных вузах сравнительно недавно. Идея выделения культурологии в самостоятельную науку возникла в середине XX в. и связана с именем известного американского антрополога Лесли А. Уайта (1900–1975), который рассматривал культурологию как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры.
«Культура» – стержневое понятие курса, которое за своей кажущейся простотой наполнено разными смыслами. Слово «культура» пришло в русский язык из латыни. Латинское слово «cultura» означает возделывание, обработку почвы. Позже, в V в. до н. э., знаменитым Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование. Но современное значение слова сложилось лишь в Новое время.
Первую попытку определения культуры, ставшее затем классическим, сделал английский этнограф (или антрополог) Эдуард Тайлор (1832–1917). Это первая фраза из его книги «Первобытная культура», впервые вышедшей в 1871 г.: «Культура, или цивилизация, понимаемая в широком этнографическом смысле, – это то сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусства, мораль, законы, обычаи и любые иные способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества» [2, с. 13]. Суть определения Э. Тайлора состоит в том, что словом «культура» он обозначил совокупность сущностных характеристик любого человеческого общества как такового.
Цель данного пособия – помочь студентам овладеть знаниями о культуре. Курс культурологии закладывает у студентов базовые, ключевые понятия, составляющие теоретическую основу для понимания проблематики культуры.
Задачи изучения дисциплины: изучение как своей, так и иных культур; получение знаний о методах и теориях изучения культур; знакомство с художественными достижениями разных эпох, имеющими общечеловеческое значение; применение культурологических знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни; умение обосновывать личную позицию по проблемам культуры.
Для усвоения курса по культурологии необходимы знания по философии, истории, этнографии, психологии, политологии, истории искусств, этике, эстетике.
СТРУКТУРА КУРСА
Государственный образовательный стандарт