Местный Совет народных депутатов ПМР

Представительный ОМС - это выборный коллегиальный представительный ОМС, состоящий из депутатов, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. В ПМР представительным ОМС являются городские, районные, сельские и поселковые Советы народных депутатов (местные Советы), составляющие единую систему местных Советов народных депутатов ПМР.

В соответствии со ст. 77 Конституции ПМР Советы народных депутатов городов, районов, сел (поселков), являющихся административно-территориальными единицами Республики, входят в единую систему представительных органов государственной власти ПМР. Сельские, поселковые, городские, районные Советы народных депутатов составляют единую систему местных Советов народных депутатов ПМР.

Представительный ОМС состоит из депутатов, которые избираются гражданами ПМР, проживающими на территории соответствующего муниципального образования, сроком на 5 лет. Никаким другим путем представительный орган формироваться не должен. Иначе такой орган вряд ли следует считать представительным ОМС.

Численный состав представительного органа определяется законом (в предыдущем вопросе было отмечено каким образом численный состав местного Совета регламентирует Избирательный кодекс). При этом существует прямая зависимость между численностью населения муниципального образования, административно-территориальным устройством и численным составом представительного ОМС.

Местные Советы народных депутатов ПМР подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними.

Деятельность местных Советов народных депутатов ПМР обеспечивается за счет средств соответствующего местного бюджета.

Организацию деятельности городского и районного Совета народных депутатов в соответствии с законом должен осуществлять председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава. А в сёлах и посёлках эту деятельность осуществляет глава государственной администрации, избранный населением. Таким образом, глава муниципального образования может входить в состав Совета и даже быть его председателем, если это глава администрации села (посёлка).

Признаки представительного органа местного самоуправления:

1. выборный орган;

2. представляет все население муниципального образования;

3. обладает исключительными полномочиями на решение вопросов местного значения;

4. обладает правотворческой функцией;

5. координирует деятельность всей системы местного самоуправления на своей территории;

6. коллегиальный орган.

Организационной основой муниципального образования являются система и структура ОМС, порядок, формы и принципы их деятельности, порядок организации и осуществления муниципальной службы.

Организация местного самоуправления в городских и сельских поселениях, в муниципальном районе различается, в первую очередь, по количеству субъектов и объектов управления, вступающих в различного рода правоотношения для реализации полномочий местного самоуправления.

В юридической энциклопедии понятие организации трактуется как «организация (от лат. оrganizo - устраиваю) - в широком смысле совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо задачи на основе разделения труда, разделения обязанностей и наличия иерархической (управленческой) структуры; обеспечение скоординированной, основанной на внутренней дисциплине деятельности в какой-либо сфере».

Принципы организации и деятельности представительного ОМС:

1. Обязательности представительных органов в системе местного самоуправления – Конституцией ПМР и законом установлено обязательное наличие в муниципальном образовании местных Советов народных депутатов.

2. Принцип выборности – местные Советы формируются на основе всеобщего, равного, общего избирательного права, путем тайного голосования.

3. Принцип представительного характера выборных органов местного самоуправления - представительный орган наделен правом и обязанностью, представлять и учитывать интересы населения муниципального образования.

4. Принцип самостоятельности - наделение местных Советов собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

5. Принцип ответственности представительного органа местного самоуправления - т.е. ответственность местного Совета наступает путем утраты доверия населения. Санкции в данном случае могут быть выражены в форме отзыва депутата местного Совета, либо в досрочном прекращении полномочий местного Совета.

6. Принцип обеспечения законности в деятельности представительного ОМС - в соответствии с данным принципом местные Советы обязаны строго соблюдать требования законности в собственной повседневной работе, а также добиваться исполнения закона всеми другими субъектами в сфере местного самоуправления.

7. Принцип гласности в работе представительных органов местного самоуправления – местные Советы действуют открыто, публично, систематически информируют граждан о своей работе. Гласность реализуется через встречи и приёмы депутатами избирателей, через отчеты депутатов перед избирателями, освещение деятельности представительных органов в СМИ.

8. Принцип коллегиальности – местный Совет принимает решение в коллегиальном порядке.

Представительные ОМС занимают ведущее место в системе местного самоуправления среди органов и должностных лиц местного самоуправления в ПМР, являются основным звеном в системе местного самоуправления как представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц ПМР. Это подтверждается следующими обстоятельствами:

- представительный ОМС координирует деятельность всей системы местного самоуправления на своей территории;

- именно представительный ОМС обладает правом представлять все население муниципального образования, выражать его интересы, выступать от его имени;

- только представительный ОМС обладает определенным объемом исключительных полномочий на решение вопросов местного значения. Никакие другие ОМС и должностные лица не могут обладать исключительными полномочиями, в том числе каким-либо путем присваивать себе исключительные полномочия местного Совета;

- среди других ОМС и должностных лиц местного самоуправления именно представительный ОМС обладает правотворческой функцией, то есть имеет право принимать общеобязательные локальные нормативные правовые акты по всем вопросам, отнесенным к предметам ведения последнего;

- Закон исходит из приоритета представительного органа местного самоуправления над исполнительными органами местного самоуправления;

- представительный ОМС контролирует деятельность всех других ОМС и должностных лиц местного самоуправления, действующих на территории соответствующего муниципального образования;

- представительный органы утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, следовательно он определяет возможности для решения всех вопросов, требующих затрат, определяет доходы и расходы, финансовую базу деятельности всех органов муниципалитета;

- он определяет основные направления развития в различных сферах и отраслях муниципальной деятельности - социально-бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства, жилищного строительства, использования земель и т.д.;

- только представительный ОМС может распоряжаться муниципальной собственностью;

- представительный ОМС - это выборный орган, а наличие выборного органа местного самоуправления муниципального образования является обязательным требованием закона. Некоторые другие организации местного самоуправления могут создаваться, а могут не создаваться. Этот вопрос относится к компетенции населения муниципального образования;

- представительный ОМС - это коллегиальный орган, он принимает свои решения только в коллегиальном порядке.

Полномочия представительных ОМС. Советы правомочны рассматривать и решать вопросы, отнесенные к их компетенции. Советы народных депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно решают все вопросы местного значения, исходя из интересов граждан, проживающих на их территории, и государственных интересов, проводят в жизнь решения вышестоящих органов государственной власти, обеспечивают соблюдение законности и правопорядка.

К полномочиям относятся:

а) общеправовые вопросы (назначение даты выборов, принятие решения о проведении референдума);

б) социально-экономические вопросы жизни города (утверждение бюджета, принятие планов и программ социально-экономического развития);

в) внутриорганизационные (избрание председателя Совета, формирование депутатских комиссий и рабочих групп);

г) контрольные (проверки, истребование соответствующих документов, публичные слушания).

Совет может осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством.

В исключительном ведении местных Советов находятся вопросы, предусмотренные ст. 19 Закона «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР».

Районный Совет народных депутатов, кроме того:

1) координирует работу сельских, поселковых Советов при проведении ими межтерриториальных мероприятий, оказывает им методическую помощь и обеспечивает соблюдение законности в их деятельности;

2) созывает первые сессии Советов во вновь образованных в городе (районного подчинения), поселке, селе;

3) рассматривает и решает вопросы о преобразовании сельских поселений (объединение, разъединение, переименование, перевод в другую категорию и т.д.);

4) принимает в соответствии с законодательством ПМР решения, предусматривающие административную ответственность за ряд правонарушений;

5) осуществляет предусмотренные законодательством ПМР и отнесенные к его компетенции полномочия, переданные ему по взаимному согласованию сельскими, поселковыми Советами народных депутатов.

Районный Совет народных депутатов вправе решать и другие вопросы общерайонного значения, если при этом не ущемляются самостоятельность и независимость сельских, поселковых Советов в осуществлении ими своих полномочий.

Особые полномочия предоставлены Совету города Тирасполя в связи с выполнением им функций столицы ПМР. Так, согласно ст. 6 Закона ПМР «О статусе столицы ПМР» от 13.12.2005 г., местный представительный орган государственной власти г. Тирасполя:

а) утверждает правила благоустройства и содержания города Тирасполя;

б) утверждает целевые программы развития столицы;

в) участвует в согласовании проекта генерального плана развития г. Тирасполя;

г) представляет г. Тирасполь в отношениях с иностранными государствами и международными организациями по вопросам, отнесенным Законом к компетенции местного представительного органа государственной власти;

д) утверждает проекты положений, определяющие особенности производства работ и оказания услуг на территории столицы;

е) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством ПМР.

Структура Советов - это внутреннее строение представительных ОМС.

Представительный орган включает следующие структурные звенья:

1. Руководящие органы и должностные лица представительного органа (Председатель и заместитель председателя местного Совета). Председатель и заместитель председателя городского и районного Совета народных депутатов избираются из числа депутатов на первой сессии Совета нового созыва. Председатель городского и районного Совета является одновременно председателем Президиума Совета народных депутатов.

Председатель Совета вместе с заместителем председателя Совета организует деятельность Совета и его органов. Функции председателя подразделяются на внешние и внутренние. Внешние функции связаны с представлением этого органа перед населением муниципального образования, организациями и органами государственной власти. Председатель принимает меры по учету интересов населения и обеспечению гласности в работе Совета. Внутренние функции председателя связаны с координацией деятельности Совета и руководством работы аппарата Совета, так председатель созывает заседания Совета, руководит подготовкой заседаний, председательствует на заседании, дает поручение депутатским комиссиям и подписывает акты Совета. Полномочия председателя совета указаны в ст. 23 Закона «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР».

Заместитель председателя представительного органа в отсутствие председателя исполняет его обязанности.

Совмещение обязанностей Председателя и заместителя председателя районного и городского Совета с предпринимательской деятельностью, должностями в других государственных, хозяйственных, общественных органах, предприятиях, учреждениях, организациях, а также в кооперативах не допускается.

В своей деятельности председатель Совета подотчетен и подконтролен избравшему его Совету и вышестоящему Совету.

Председатель Совета может быть освобожден от занимаемой должности в том же порядке, в каком он избирался или вышестоящим Советом в случае, если он нарушает Конституцию и законы ПМР, постановления Верховного Совета, указы Президента ПМР и не приводит свои решения в соответствии с ними. С инициативой о смещении с должности председателя Совета вправе выступать не менее одной трети депутатов Совета или председатель вышестоящего Совета. Заместитель председателя Совета, в отличие от председателя, может быть освобожден от должности только Советом. Вопрос о его освобождении может быть вынесен на рассмотрение Совета по требованию не менее одной трети от общего числа избранных депутатов Совета, а также председателем Совета.

Руководящим органом местного Совета в городах и районах является Президиум. В состав Президиума входят: председатель Совета, заместитель председателя Совета, председатели постоянных комиссий Совета. Полномочия, права и обязанности Президиума Совета определяются решением сессии Совета.

2. Функционально отраслевые подразделения, под которыми понимаются постоянные и временные комиссии. Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета, а также для содействия реализации его решений, контроля за их исполнением, Совет образует комиссии и комитеты. Постоянные комиссии избираются Советом на срок его полномочий в составе председателя и членов комиссий. В состав комиссий и комитетов входят депутаты, причем депутат не может не состоять в какой-либо из постоянных комиссий. Председатель комиссии созывает и ведет заседание комиссии, дает поручения членам комиссии, представляет комиссию в отношениях с государственными и общественными органами, депутатами Совета, органами ТОС, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, организует работу по выполнению решений комиссии. Постоянная комиссия при необходимости может образовывать подготовительные комиссии и рабочие группы с привлечением представителей государственных органов, органов ТОС, общественных организаций, ученых и специалистов. Рекомендации постоянных комиссий подлежат обязательному рассмотрению на сессии Совета.

Совет определяет задачи, полномочия, порядок работы и срок работы комиссий и комитетов. Данные органы подконтрольны и подотчетны Совету. Решение комитетов и комиссий носит рекомендательный характер. На протяжении срока своих полномочий Совет может образовывать новые постоянные и другие комиссии, упразднять и реорганизовывать ранее созданные комиссии, вносить изменения в состав комиссий.

Полномочия комиссий указаны в ст. 26 Закона «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР».

3. Аппарат представительного органа. Организационно - техническое обеспечение работы Совета осуществляется аппаратом Совета. Аппарат осуществляет правовое, организационно-методическое, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Совета. Сотрудники аппарата Совета являются муниципальными служащими. Среди рабочих органов Совета могут быть и иные звенья (секретариат, счетные комиссии).

Особенности состава районных Советов народных депутатов. Если состав городских, сельских и поселковых муниципальных образований достаточно прост и состоит из депутатов непосредственно избранных жителями данного муниципального образования, то состав районных Советов гораздо более сложен.

Во многом особенность состава предопределена особенностями выборов в районный Совет народных депутатов, о котором говорилось в предыдущем вопросе. Правовой основой способа формирования районного Совета народных депутатов является вышеупомянутая ст. 112 Избирательного кодекса. Данную процедуру регламентируют также ст. 77 Конституции ПМР и ст. 6 Закона «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР».

В соответствии с данными нормами районный Совет состоит из трёх частей:

1. Председатели Советов народных депутатов – главы госадминистраций сел (поселков) которые автоматически являются и депутатами районного Совета.

2. В сёлах и посёлках жителями избирается по одному депутату от села (посёлка) в состав районного Совета.

3. Депутаты, избранные на специально созданных в городе – районном центре, избирательных округах.

Таким образом законодатель хотел добиться гарантированного представительства в районном Совете как районного центра, так и входящих в район сёл и посёлков.

Соответственно, если скажем в г. Тирасполе на муниципальных выборах житель избирает только одного человека – депутата Тираспольского городского Совета народных депутатов, то в посёлке житель избирает на местных выборах сразу трёх человек: депутата поселкового Совета по своему участку, председателя Совета народных депутатов–главу госадминистрации поселка и депутата районного Совета народных депутатов от их посёлка.

Однако, ситуация когда в состав местного Совета народных депутатов входят главы госадминистраций вызывает недоумение и многочисленные вопросы. Хотя бы по названию данного органа: если это Совет народных депутатов, то и входить в него должны только народные депутаты. Либо необходимо менять название данного органа на «районный Совет народных депутатов и глав государственных администраций села (посёлка)».

Более подробно данную противоречивую и спорную ситуацию мы рассмотрим в следующей теме.

Из-за специфической формы образования местных Советов народных депутатов в ПМР, у нас в городах–районных центрах действует одновременно два местных Совета. Например, в г. Слободзее находится Слободзейский городской Совет и Слободзейский районный Совет народных депутатов. При этом городской состоит из депутатов, избранных на участках г. Слободзея, а районный состоит из депутатов, избранных сёлами и посёлками (одно село – один округ), глав госадминистраций сёл и посёлков и депутатов, избранных горожанами по округам города.

Организация работы представительных ОМС. Местные Советы народных депутатов ПМР самостоятельно устанавливают порядок своей деятельности в соответствии с законодательством ПМР.

Представительный ОМС состоит из депутатов, является коллегиальным выборным органом. Следовательно, работа депутатов этого органа может быть организована, прежде всего, в форме совместной их деятельности. Основной организационно-правовой формой деятельности представительного органа является заседание, периодичность созыва которого определяется законом и регламентом представительного органа.

Одно или несколько последовательных заседаний представительного органа с общей повесткой дня либо определённый период работы представительного органа называется сессией. Это основная форма работы Совета. Сессии как правило, проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год (на практике созываются один раз в месяц). Срочность, порядок проведения заседаний Совета, правила кворума определяются в Регламенте.

Сессию Совета народных депутатов открывает и ведет председатель Совета или его заместитель. Вопрос на рассмотрение Совета вносится председателем Совета, Президиумом Совета, депутатами, постоянными комиссиями, государственной администрацией. Предложения по вопросам повестки дня сессии могут вноситься органами ТОС, трудовыми коллективами, общественными объединениями. Повестка дня, порядок работы сессии и её продолжительность утверждается Советом. Для ведения протокола сессии Совет избирает секретаря сессии или секретариат.

По решению Совета народных депутатов сессии могут быть разделены на несколько пленарных заседаний.

На практике известны следующие виды заседаний:

1. Очередные заседания - созываются председателем Совета в соответствии с планом работы Совета.

2. Внеочередные заседания - созываются по мере необходимости, в силу определенных обстоятельств. Они проводятся по предложению председателя Совета по требованию определённой группы депутатов Совета, а также по требованию главы госадминистрации.

Заседания могут быть открытыми и закрытыми. Обычно заседания Совета проводятся открыто и гласно, на открытых заседаниях предполагается присутствие всех заинтересованных участников, а также представителей общественности и СМИ. Закрытые заседания проводятся в особых случаях, например, для обсуждения вопроса об отзыве председателя местного Совета, о досрочном прекращении полномочий депутатов и т.д. Помимо депутатов на закрытых заседаниях, могут присутствовать глава госадминистрации и прокурор.

Иногда могут проводить выездные заседания Совета с целью приближения депутатов к избирателям. Эти заседания должны организовываться с широким привлечением общественности.

Наряду с такой формой работы представительных ОМС как сессии, проводятся заседания Президиума Совета. В состав Президиума входят: председатель Совета, заместитель председателя Совета, председатели постоянных комиссий Совета. Полномочия, права и обязанности Президиума Совета определяются решением сессии Совета. Заседание Президиума Совета созывается не реже одного раза в месяц и правомочно при условии присутствия на нем не менее двух третей членов Президиума.

Решения Президиума Совета утверждаются на очередной сессии Совета народных депутатов. В случае неутверждения Советом решение Президиума Совета теряет юридическую силу.

Работа депутатов осуществляется также в составе определенных групп, то есть упоминавшихся ранее депутатских комиссий и т.п. Заседания последних являются организационно-правовой формой деятельности депутатов местных Советов.

Организационно-групповой формой деятельности депутатов представительного ОМС следует также считать так называемые «публичные слушания», которые проводятся либо в рамках всего представительного ОМС, либо в рамках отдельных его комитетов и комиссий, по вопросам, относящимся к ведению данных муниципальных органов.

Наконец, деятельность депутатов местного Совета может носить индивидуальный характер. Об этом подробнее будет рассказано в следующем вопросе.

Компетенция местного Совета реализуется в форме принятия и издания актов, которые по степени обязательности бывают индивидуальные и нормативно–правовые (общеобязательные акты).

Совет народных депутатов в пределах своей компетенции принимает акты, являющиеся по форме решениями. Очень важным моментом, является отсутствие необходимости утверждения или подписания данного акта главой госадминистрации. В этом подчёркивается приоритет Совета перед другими ОМС.

Требованием, предъявляемым к форме акта, выступает соблюдение правила кворума. Кворум - это нормативно установленное минимально необходимое число депутатов для официального рассмотрения и решения вопросов местного значения. При этом наличие кворума, как обязательное условие, выступает последовательно в виде правомочности заседания, а затем - кворума для принятия решения. Правомочность заседания здесь выступает как способность принимать решения, неоспоримые по форме их принятия.

Вновь избранный местный Совет может начать свою работу при условии избрания не менее 2/3 депутатов от общего числа депутатов. Сессия Совета может принимать решения, если на ней присутствует более половины от общего количества избранных депутатов. Акты местного Совета считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа избранных депутатов, за исключением ряда случаев, когда решения принимаются 2/3 от общего числа избранных депутатов Совета.

Меньшинством в 1/5 голосов от общего числа избранных депутатов Совета по предложению любого из депутатов принимается решение о:

а) проведении тайного или открытого поименного голосования по обсуждаемому вопросу на любой стадии его рассмотрения;

б) предоставлении слова приглашенному лицу.

Решения Совета направляются государственной администрации, соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям, должностным лицам и доводятся до сведения граждан не позднее чем в десятидневный срок после их принятия. Решения Совета вступают в силу с момента их принятия, если не установлен другой срок введения этих решений в действие. Решения Совета, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, вступают в силу через десять дней после их опубликования в печати, если в решении не указан иной срок, и действуют в течение срока, указанного в решении.

Решения Советов, принятые в пределах своей компетенции, являются обязательными для исполнения соответственно нижестоящими Советами, государственной администрацией, всеми находящимися на территории Совета предприятиями, организациями и учреждениями, общественными организациями, а также должностными лицами, гражданами. Решения Советов не должны противоречить Конституции ПМР и действующим Законам.

Организация исполнения принятых решений - одно из самых сложных и затратных по стоимости звеньев в организационной деятельности Советов.

Например, функции депутатов не исчерпываются их участием в работе сессий или постоянных комиссий, где они представляют своих избирателей и защищают их интересы, они призваны также и практически организовывать исполнение принятых решений. После каждой сессии депутаты должны провести собрания или встречи со своими избирателями, побывать в трудовых коллективах, находящихся на территории их избирательных округов, ознакомить избирателей с решениями, принятыми Советом, и совместно наметить пути, средства и методы их практического осуществления.

Госадминистрации также должны вести работу по организации исполнения решений местных Советов.

Организация исполнения решений предполагает осуществление контрольных действий. Контроль - неотъемлемый элемент организационной и управленческой деятельности. В процессе контроля используются различные организационные формы: ревизии, проверки, инспекции, отчеты и т.д.

Контрольные действия должны быть «увязаны» с организационно-правовыми формами работы ОМС. Иногда муниципальным депутатам предоставляются функции по контролю не только выполнения решений представительных, но и работы исполнительных органов.

Правовые акты Совета могут быть отменены им самим, по предложению вышестоящего Совета, а также обжалованы в судебном порядке и опротестованы в порядке прокурорского надзора. По предложению вышестоящего Совета нижестоящий Совет в месячный срок рассматривает это предложение на сессии. Принятое им решение является окончательным, если оно не противоречит действующему законодательству.

Срок полномочий представительного органа не может быть более 5-ти лет. Полномочия Совета прекращаются досрочно в случаях: самороспуска; невозможности в течение шести месяцев созыва сессии из-за неявки необходимого для кворума числа депутатов; решения органов государственной власти в порядке, установленном законом, о роспуске местного Совета; в случае вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов местного Совета; в случае преобразования муниципального образования. Досрочное прекращение полномочий местного Совета повлечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

Таким образом, организационная деятельность выступает в виде сложного явления, включающего в себя разнообразные элементы, причем эта деятельность имеет системный характер, т.е. все ее элементы взаимосвязаны, воздействуют друг на друга, переходят один в другой.

Организационная деятельность представительного ОМС дополняется и развивается организационной деятельностью исполнительного и контрольного органов, а организационная деятельность последних поддерживается и усиливается работой органов ТОС.

 

«Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления».

 

Народные депутаты являются полномочными представителями народа в органах государственной власти - местных Советах народных депутатов ПМР.

Правовой статус народного депутата местного Совета народных депутатов ПМР (далее - депутата)- это его положение в общественных отношениях, урегулированное нормами права.

Правовой статус депутата и ограничения, связанные со статусом определяется Конституцией ПМР, Законом «О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов ПМР», Законом «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР» и другими законодательными актами ПМР.

Правовой статус депутатов должен обеспечивать свободное осуществление ими своих полномочий. Он состоит из следующих элементов: формирование, компетенция, ограничения, гарантии и ответственность депутатов.

I. Формирование. Депутат избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В первом вопросе данной темы мы подробно рассмотрели избирательный процесс в муниципальном образовании.

Полномочия депутата как члена Совета начинаются с момента признания их Советом и заканчиваются с момента начала работы первой сессии Совета нового созыва.

II. Организационное положение. Депутаты осуществляют свои полномочия, как правило, без отрыва от основного места работы, не порывая с производственной или служебной деятельностью. Иными словами депутат осуществляет свою депутатскую деятельность на общественных началах, не получая неё заработной платы.

Данное обстоятельство вызывает закономерный вопрос: почему же кандидаты в депутаты так стремятся стать депутатами местного Совета? Более того, они вкладывают очень существенные денежные средства из «собственного кармана» на проведение предвыборной агитации, а зачастую и на подкуп избирателей и даже членов избирательных комиссий. Причём прослеживается тенденция увеличения расходов кандидатов в депутаты от выборов к выборам. Неужели всё это только ради того, чтобы бесплатно и бескорыстно работать на благо простых людей? И ещё вопрос: почему в последнее время столь активно стремятся стать депутатами представители бизнеса – предприниматели?

Уверен, что среди депутатов есть честные, порядочные, бескорыстные люди, но все ли депутаты такие?

Если достаточно подробно изучить полномочия местного Совета и статус депутата Совета, то ответить на данные вопросы будет не сложно. Но выводы предлагаю делать каждому самостоятельно в каждом конкретном случае.

Что же касается Председателя Совета и его заместителей, то они могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе. То есть они могут профессионально работать на этих должностях и получать за эту работу заработную плату.

Депутат ответственен перед избирателями и им подотчетен. Депутат поддерживает связи с избирателями, трудовыми коллективами, партиями, движениями и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, коллективами других предприятий, учреждений, организаций и государственными органами, расположенными на территории соответствующего Совета.

Депутат использует свой депутатский статус для обеспечения гарантий прав и законных интересов граждан, защиты их чести и достоинства. Полномочия депутата не подлежат передаче другому лицу.

III. Компетенция. Понятие правового статуса депутата включает в себя прежде всего перечень его прав и обязанностей, возникающих в связи с осуществлением им своих полномочий, а также формы депутатской деятельности. Депутат, как полномочный член Совета обладает всей полнотой прав, обеспечивающих активное участие в деятельности Совета и образуемых им органов, несет обязанности перед Советом и его органами, выполняет их поручения.

1) Права депутата:

В целях осуществления своих полномочий народный депутат имеет право:

- участвовать при рассмотрении в органах государственной власти и управления, общественных организаций, расположенных на территории Совета, любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;

- обращаться во все государственные органы, на предприятия, в учреждения и организации, расположенные на территории Совета, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью;

- проверять сведения о нарушении законов, невыполнении актов Верховного Совета ПМР, передавая заключение по этим фактам в Верховный Совет ПМР, решений своего местного Совета и его органов, ущемления прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, проявлениях бюрократизма, ставя при необходимости перед местным Советом вопросы о создании комиссии или привлечении представителей государственных органов, действующих на территории Совета, и общественных организаций для проверки имеющихся фактов.

В целом права депутата делятся на:

а) Внутриорганизационные. Это такие права, как право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессии Совета; право избирать и быть избранным в органы и на должности местного Совета; предлагать вопросы для рассмотрения Советом; вносить на рассмотрение проекты решений Совета и др. В РФ депутаты представительных ОМС объединяются в партийные фракции. В ПМР законодательством создание фракций не предусмотрено, но оговаривается, что депутаты местных Советов имеют право объединяться в постоянные и временные депутатские группы, депутатские клубы.

Внутриорганизационные права депутата подробно указаны в статьях 11 и 14 Закона «О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов ПМР», а также в ст. 29 Закона «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР».

б) Контрольные. К этим правам относятся такие права, как:

- участвовать при рассмотрении в ОМС, на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся на территории муниципального образования, любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;

- осуществлять по поручению местного Совета контроль за исполнением решений, принятых Советом;

- осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в ОМС, на предприятия, в учреждения и организации, принимать личное участие в их рассмотрении.

- депутат вправе по собственной инициативе возбуждать в Совете и его органах проверки, а так же по поручению Совета или его органов, предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, расположенных на территории Совета по вопросам, относящимся к ведению Совета. О результатах проверок он информирует Совет или его органы, в случае необходимости вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение закона, невыполнение решений Совета.

Подробнее данные права указаны в статьях 15, 34-38 Закона «О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов ПМР».

в) Права по работе с избирателями. О способах реализации прав депутата по работе с избирателями речь пойдёт в пункте о формах депутатской деятельности. А сами права в данной сфере указаны в статьях 16 и 17 Закона «О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов ПМР».

Порядок реализации прав депутата устанавливается Законом «О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов ПМР», Регламентом соответствующего местного Совета народных депутатов, другими законодательными актами ПМР.

2) Обязанности депутата. Депутат обязан присутствовать на каждой сессии Совета, заседании постоянной комиссии и других органов Совета, в состав которых он избран, принимать активное участие в их работе и выполнять их поручения.

Избиратели дают наказы своим депутатам, а депутаты, соответственно, добиваются претворения в жизнь наказов избирателей. Наказами депутату являются поручения, принятые кандидатом в депутаты при встречах на собраниях избирателей округа, реализация которых относится к ведению данного Совета. Процедура выполнения наказов избирателей регламентируется статьями 21-24 Закона «О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов ПМР».

Депутат должен строго соблюдать нормы закона, морали и этики, все требования Регламента работы местного Совета. Недопустимо использование депутатом своего статуса в ущерб интересам граждан, общества, государства.

Депутат не реже одного раза в год обязан отчитываться перед избирателями округа, а также перед трудовыми коллективами, партиями, объединениями граждан, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, о своей работе, о работе Совета и тех органов, в которые он избран, о ходе выполнения предвыборной программы и реализации наказов. Они же могут в любое время сами потребовать отчёта от депутата.

3) Формы депутатской деятельности:

а) участие в заседаниях (сессиях) Совета;

б) участие в работе комиссий и рабочих групп;

в) нормотворческая инициатива;

г) обращение с депутатским запросом и вопросами к должностным лицам местного самоуправления и органов республиканской государственной власти.

Депутат имеет право обратиться с запросом по фактам нарушения или невыполнения Конституции, законов ПМР, актов, принимаемых высшими органами государственной власти и управления ПМР, а также по другим вопросам, имеющим местное значение, на сессиях местного Совета, к председателю Совета, заместителю председателя Совета, госадминистрации, руководителям ее отделов и управлений, а также к руководителям расположенных на территории Совета предприятий, учреждений и организаций по вопросам, отнесенным к ведению соответствующего Совета.

Депутатский запрос вносится в письменной или устной форме. Запрос, внесенный депутатом в письменной форме, оглашается на сессии Совета. Государственный орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать ответ на запрос. Депутат вправе дать оценку ответа должностного лица на запрос. По результатам обсуждения принимается решение.

Предложения и замечания, высказанные депутатами на сессиях или переданные в письменной форме председательствующему, рассматриваются Советом, его постоянными комиссиями либо направляются ими на рассмотрение соответствующим государственным органам, общественным организациям и должностным лицам. Те, в свою очередь, обязаны рассмотреть их в 15-дневный срок и дать ответ;

д) работа с избирателями. Под формами работы с избирателями подразумевается: прием избирателей в своем избирательном округе; рассмотрение жалоб и заявлений избирателей; проведение собраний избирателей округа, встреч с трудовыми коллективами и местными общественными организациями; участие в работе различных объединений избирателей, органов ТОС, трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям; выступление депутата перед своими избирателями с отчетом о своей работе и работе местного Совета и др. Для реализации наказов избирателей и решения проблем на округе в 2007 г. внесено дополнение в законодательство, благодаря которому образованы в составе бюджета Фонды исполнения наказов избирателей. Средствами из этих фондов распоряжаются сами депутаты по своему усмотрению.

IV. Ограничения. Законодательство устанавливает определённые правовые ограничения для депутатов местных Советов. Данные ограничения преследуют задачу обеспечения более эффективной деятельности указанных лиц и не допустить нарушения принципа разделения властей.

1) Народные депутаты местных Советов не могут быть депутатами Верховного Совета ПМР, Президентом ПМР, Вице-Президентом ПМР.

2) Депутаты местных Советов не могут состоять на государственной или муниципальной службе. Народными депутатами не могут быть судьи, прокуроры, сотрудники милиции и т.д. Не могут быть одновременно руководителями, главными бухгалтерами коммерческих организаций, учрежденных исполнительными органами государственной власти. В случае избрания депутатом глава госадминистрации, его заместители, другие должностные лица госадминистрации обязаны освободить занимаемые должности в местной администрации, за исключением случаев, когда глава госадминистрации является председателем местного Совета по должности.

3) Депутаты местных Советов, работающие на постоянной оплачиваемой основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

V. Гарантии. Для нормального осуществления своей деятельности депутатам местного Совета предоставляются определённые гарантии.

1) Депутату государством гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий.

2) Депутаты Совета обладают депутатской неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий на основании закона (депутатский иммунитет). Депутат не может быть привлечен к ответственности за выраженную им позицию в выступлениях и при голосовании по рассматриваемым вопросам, если не допустил действий, запрещенных законом. Депутаты на территории ПМР не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия соответствующего Совета. Более подробно с вопросами депутатской неприкосновенности и её лишения вы можете ознакомиться в статьях 40-41 Закона «О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов ПМР».

3) Освобождение от военной службы и военных сборов на срок его полномочий.

4) Депутатам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, предоставляются социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, установленные законами ПМР.

5) Гарантии при прекращении полномочий депутатов, работавших на постоянной основе в Совете. Время работы депутата на освобожденных должностях в местном Совете засчитывается в общий и непрерывный стаж работы. По окончании срока полномочий ему предоставляется прежнее место работы, а с его согласия при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по прежнему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.

6) Трудовые. Депутат в период своих полномочий не может быть по инициативе администрации уволен с работы на предприятии, в учреждении или организации, исключен из колхоза, учебного заведения или переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу без согласия соответствующего Совета народных депутатов ПМР.

7) Освобождение от выполнения производственных обязанностей по основному месту работы на время осуществления депутатской деятельности (на время сессий, заседаний комиссий Совета, а также на все время, необходимое для осуществления депутатских полномочий депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему средней заработной платы по основному месту работы).

8) Правовой статус депутата позволяет получать соответствующую денежную компенсацию расходов, понесенных им в связи с осуществлением своих полномочий.

9) Депутат Совета имеет право на бесплатный проезд по территории муниципального образования на всех видах общественного транспорта, кроме такси.

10) Депутату гарантируется защита прав, чести, достоинства и личности. Публичное оскорбление депутата или клевета в отношении его влекут установленную законодательством ответственность. Посягательство на честь и достоинство депутата, а также воздействие в какой бы то ни было форме на депутата, его близких, родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей, также влекут за собой ответственность.

Должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатом, препятствующие в его работе, предоставляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающие гарантии депутатской деятельности, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

VI. Ответственность. Прекращение полномочий. Как уже было отмечено, депутат ответственен перед избирателями. Депутат, не оправдавший доверия избирателей или совершивший действия, не достойные высокого звания депутата, может быть в любое время отозван по решению избирателей в установленном законом порядке. В случае отзыва депутата избирателями его полномочия заканчиваются в день установления результатов голосования об отзыве депутата избирателями.

Об ответственности депутатов в виде отзыва и её реализации мы поговорим более подробно в другой теме, специально посвящённой вопросам ответственности.

Но существуют и другие формы привлечения депутата к ответственности. Так, в случае нарушения депутатом депутатской этики вопрос о его поведении рассматривается по поручению местного Совета мандатной комиссией.

До ноября 2006 г. в случае неявки депутата на сессии, заседания постоянной комиссии без уважительных причин в течение 6 месяцев Совет вправе был решить вопрос о досрочном прекращении полномочий этого депутата. Однако в 2006 году депутаты Верховного Совета ПМР внесли поправку в законодательство и отменили данное положение. Теперь депутат не несёт ответственности за непосещение сессий.

Обычно полномочия депутата прекращаются в день начала работы первой сессии Совета народных депутатов нового созыва. Но полномочия депутата местного Совета могут быть прекращены досрочно в случаях:

а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;

б) утраты депутатом гражданства ПМР;

в) выезда депутата на постоянное место жительства за пределы ПМР;

г) отзыва депутата его избирателями;

д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата;

е) признания депутата недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

ж) признания депутата безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу;

з) смерти депутата.

и) избрания его депутатом иных представительных органов государственной власти или ОМС;

к) поступления депутата на государственную службу, службу в органах государственного управления, а также поступления на работу в должности руководителя, главного бухгалтера коммерческих организаций, учрежденных исполнительными органами государственной власти.

В этих случаях местный Совет принимает решение о прекращении полномочий народного депутата и назначается дата выборов нового депутата, взамен выбывшего, если при этом, до конца полномочий Совета осталось не менее полугода.

В случаях отнесений населенных пунктов к категории городов республиканского подчинения на их территории прекращаются полномочия депутатов Совета, которому был подчинен данный населенный пункт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: