АФО ребенка грудного возраста

Кожа р ебенка в грудном возрасте несколько утолщается, в ней уменьшается сеть мелких кровеносных сосудов-капилляров, увеличивается защитная роль кожи и ее значение в процессах теплорегуляции и газообмена.

Подкожно - жировой слой в течение первого года жизни интенсивно нарастает. Он располагается довольно равномерно и придает телу ребенка, особенно его лицу, округлость и полноту.

Мускулатура в грудном возрасте развита все еще слабо.

Костная система. Позвоночник, совершенно прямой у новорожденного, к 2—3 мес., когда ребенок начинает хорошо держать голову, образует первую, шейную кривизну. Спинной и поясничный изгибы развиваются позже, когда ребенок начинает сидеть, стоять. Обычную свою форму (как у взрослых) позвоночник приобретает к 5—6 годам. Череп отличается малым размером лицевой части, которая начинает расти лишь с появлением зубов и развитием жевательной мускулатуры, большой родничок, образованный лобными и теменными костями, имеет ромбовидную форму, полностью закрывается у здорового ребенка в возрасте 15—18 мес.

Одним из показателей физического развития ребенка можно считать также прорезывание молочных зубов. Обычно в возрасте 7 мес. (реже 5-6 мес.) появляются два нижних центральных резца, в 7-8 мес. два верхних центральных резца, в 8-9 мес. два верхних боковых резца и в 10-12 мес. два нижних боковых резца. Таким образом, к концу первого года жизни ребенок имеет 8 зубов (резцы).

Грудная клетка имеет в первые месяцы жизни ребенка бочкообразную форму, ребра прикреплены под прямым углом, экскурсия их резко ограничена. Когда ребенок начинает сидеть, затем стоять и ходить, ребра опускаются и грудная клетка уплощается.

Дыхательная система. Верхние дыхательные пути, а также гортань, трахея, бронхи у грудного ребенка остаются узкими, слизистая оболочка их богата кровеносными и лимфатическими сосудами, легко отекает при воспалении, затрудняя дыхание и вызывая одышку. В первые месяцы жизни усиленно растут легкие, но строение их по-прежнему несовершенно. Дыхание остается учащенным и поверхностным. Такая незрелость строения и функции органов дыхания на первом году жизни часто приводит к их заболеваниям. Разумеется, громадную роль при этом играют и неблагоприятные условия внешней среды (неправильное вскармливание, погрешности ухода, особенно недостаточное пребывание на свежем воздухе).

Желудочно-кишечный тракт грудного ребенка отличается незаконченностью развития, нежностью слизистой оболочки, обильным количеством кровеносных сосудов и недостаточной функцией пищеварительных желез желудка и кишечника, слабой функцией сфинктеров. Чем меньше возраст ребенка, тем легче и чаще возникают у него желудочно-кишечные расстройства, вызванные погрешностями в питании и уходе.

В первые недели жизни стул бывает 4—5 раз в сутки, к концу года 1 — 2 раза. При вскармливании грудью стул золотисто-желтого цвета, консистенции горчицы, почти без запаха. При искусственном вскармливании стул гуще, светло-желтого цвета, иногда с неприятным запахом.

Почки ребенка совершенствуют свое строение и функцию в течение 5—6 лет жизни. Количество мочи у детей относительно больше, чем у взрослых, что объясняется интенсивным обменом веществ. В первые 1 — 2 дня после рождения мочи очень мало; у ребенка в возрасте 1 мес. суточное количество ее достигает 350—380 мл, в возрасте 1 года—750 мл; с 5 лет количество выделенной ребенком за сутки мочи уже достигает 1 л.

Число мочеиспусканий к 8-10-му дню после рождения доходит до 20-25, держится на этом уровне 7-8 мес. и к концу года уменьшается до 15.

Нервная система, отличаясь у новорожденного рядом особенностей строения и функциональной незрелостью, на первом году жизни под влиянием факторов внешней среды начинает совершенствоваться и развиваться, что в свою очередь оказывает огромное влияние на рост и развитие организма в целом. Масса мозга нарастает постепенно и лишь к 9 - 10 годам приближается к массе мозга взрослого (1300 г), последующее увеличение массы идет медленно и завершается к 18 годам (1350-1400 г). После рождения продолжается созревание нервных клеток мозга, процесс этот заканчивается к 8 годам.

Мозг ребенка развивается под влиянием непрерывно поступающих в него сигналов — зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых, температурных, болевых, мышечных и др.

Контроль за динамикой развития детей по определенным показателям осуществляется в установленные сроки.

До 1 года – 1 раз/мес.

До 2 лет 1 раз/3мес.

До 3 лет 1 раз/6 мес.

С 4-7 лет 1 раз в год.

НПР: контроль за НПР проводится в те же сроки, что и другие формы контроля (так называемые эпикризные сроки).

Для каждого возраста необходимо своевременно вырабатывать навыки и умения, наиболее важные для данного возраста. Так для детей 1-го года жизни наиболее важным является развитие анализаторных систем.

Выделяют следующие линии развития:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: