МАТЕРИАЛЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»
(ЭТАП: ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ)
ВВЕДЕНИЕ
В условиях динамичных процессов на современном этапе развития общества характерна смена образовательных парадигм, переход к новым педагогическим технологиям, ориентированным на вариативность, субъектность, творческую индивидуальность, личностный потенциал специалистов, способных быстро включаться в инновационные процессы и корректировать свою профессиональную деятельность.
Сложность и многоплановость вхождения слушателей в практическую деятельность требует адекватной подготовки, прежде всего в рамках учебного процесса, подготовки, которая сможет соединить теоретические знания и практические умения в единое целое.
Образовательная программа по дисциплине «Педагогическая диагностика» нацелена на подготовку учителей школы, ориентированную на передовые достижения отечественной психолого-педагогической науки и достижения педагогической практики в области общего начального образования в соответствии с мировым тенденциям развития высшего профессионального образования.
|
|
Чтобы обеспечить подготовку будущих педагогов к выполнению многообразных функций учителя, их деятельность должна носить многофункциональный характер.
Это аналитическая работа (изучение и анализ опыта школы, учителей, воспитателей),
диагностическая (изучение учащихся, диагностика уровня их физического, умственного, нравственного развития),
проектировочная (разработка планов, проектов педагогической деятельности),
конструктивная (организация и проведение разнообразных форм и видов учебно-воспитательной деятельности),
контрольно-оценочная (анализ и оценка результатов тестирования по предмету специализации, контрольных и различных видов самостоятельных творческих работ учащихся),
рефлексивная (анализ своей деятельности и поведения, достижений и трудностей, личностных качеств в период практики),
учебно-исследовательская и научно-исследовательская (организация опытно-экспериментальной работы, сбор эмпирического материала для курсовых и дипломных работ).
При определении качества подготовки специалистов учитываются как профессионально-деятельностные критерии (содержательные, технологические, практически-результативные), так и личностные характеристики (степень направленности личности на профессию, уровень профессионального самоосознания и креативности личности и др.).
Составляющими профессиональной компетентности учителя являются:
- психолого-педагогическая компетентность в сфере организации процесса обучения и взаимодействия с учащимися;
- дифференциально-психологическая компетентность, реализуемая при формировании у учащихся разного возраста мотивов познавательной деятельности, способностей и направленности личности;
- рефлексия собственной педагогической деятельности.
|
|
Для становления диагностической функции педагога разработан перечень методик, освоение которых позволяет реализовать требования образовательного стандарта к практической подготовке студентов при изучении курса «Педагогическая диагностика».
В результате изучения дисциплины слушатели, используя, психологические методы, методики научается осуществлять:
Психологическую характеристику личности по следующим аспектам:
- возрастные особенности развития личности.
- направленность личности, мотивы и ценностные ориентации;
- темперамент и характер;
- способности и интересы;
- эмоциональная устойчивость и волевая регуляция поведения;
Социально-психологическую характеристику малой группы по следующим аспектам:
Структура межличностных отношений в группе;
Психологический климат в группе.
Анализ психологической готовности ребенка к обучению в школе:
Мотивационная готовность;
Уровень интеллектуального развития;
Уровень произвольной саморегуляции;
Сформированность параметров учебной деятельности.
Психологический анализ учебной деятельности учащегося по следующим аспектам:
- анализ мотивации учения;
- определение уровня развития познавательных процессов и способностей;
- определение уровня сформированности общеучебных навыков;
-определение уровня развития самоконтроля и самооценки деятельности.
Психологический анализ педагогической деятельности учителя по следующим аспектам:
- психологический анализ урока и внеклассного мероприятия;
– анализ причин возникновения проблемных ситуаций в педагогическом общении;
Перечень диагностических методик по курсу «Психология начального образования»
Таблица 1
№ | Наименование методик | Цель |
Психологическая характеристика личности | ||
Изучение темперамента школьника методом наблюдения. | Исследование особенностей темперамента и характера. | |
Теппинг-тест. | Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям | |
Методика «Лесенка» (ЩурВ.Г.) | Исследование особенностей самооценки личности и уровня притязаний. | |
Социально-психологическая характеристика малой группы | ||
Метод социометрических измерений. | Исследование структура межличностных отношений в группе | |
Методика «Два домика»(Венгер А.Л.) | Изучение психологического климата в группе. | |
Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана | Выявление особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи | |
Анализ психологической готовности ребенка к обучению в школе: | ||
Методика «Определение уровня развития мелкой моторики рук» | Диагностика развития мелкой моторики рук | |
Экспресс-диагностика психического, интеллектуального развития 6-летних детей (Н,Я, Кушнир). Субтесты: «Тест в картинках» Методика «Нарисуй себя» Тест «Кубики» Методика «Классификация» Методика «Третий подходящий» Тест»Правая – левая рука» Методика Пьерона-Рузера | Мотивационная готовность; Уровень интеллектуального развития; Уровень произвольной саморегуляции; Сформированность параметров учебной деятельности. | |
Психологический анализ учебной деятельности учащегося | ||
Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова) Методика "Неоконченные предложения" М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова Наблюдение Беседа | Анализ мотивации учения | |
Оценка устойчивости внимания у младших школьников методом корректурной пробы Методика «Определение типа памяти» Методика «Пиктограмма» Методика "Простые аналогии" Методика "Изучение скорости мышления" | Определение уровня развития познавательных процессов и способностей. | |
Методика "Изучение саморегуляции" | Определение уровня обучаемости и саморегуляции. | |
Психологический анализ педагогической деятельности учителя | ||
Психологический анализ урока | Психологический анализ урока. Исследование особенностей общения учитель-ученик | |
Тест на оценку уровня конфликтности личности Тест на определение коммуникативных и организаторских склонностей (В.В Синявского, Б.А Федоришина). Анкета «Выявление способности педагогов к саморазвитию» | Анализ причин возникновения проблемных ситуаций в педагогическом общении. Исследование коммуникативных и организаторских способностей педагога Исследование педагогической рефлексии |
Работа по формированию практических умений и навыков слушателей осуществляется в различных формах и видах: на практических занятиях в аудиториях (самодиагностика); и практических занятиях в УНКЦ ГОСШ №45 и центре психологической помощи УО «ВГУ им. П.М. Машерова»; во время прохождения педагогической практики в школе и других видах образовательных учреждений; во время выполнения курсовых работ по дисциплине; в научно-исследовательской деятельности; при самостоятельной работе студентов.
|
|
Тем самым идёт постепенное и поэтапное формирование практического умения в области психодиагностики. Учитывая результаты исследований, студенты учатся составлять индивидуальные коррекционно-развивающие программы и рекомендации для родителей.
В процессе изучения курса «Педагогическая диагностика» формируются следующие виды практических навыков: воспроизводящие (работа по образцу и переносизвестного способа в аналогичную ситуацию); реконструктивно-вариативные (перенос известного способа с некоторой модификацией в незнакомую ситуацию); частично-поисковые (перенос нескольких известныхспособов в нестандартную ситуацию); исследовательские ( созданиенового способа или метода).
|
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ