Особенности планирования работы с учетом ФГТ
Существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:
• объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
• выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;
• четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
• выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.
|
|
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
• основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
• комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
• обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
В ходе реализации плана программные образовательные задачи решаются в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, самостоятельной деятельности детей как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Остановимся подробнее на одном из вариантов модели плана работы воспитателя. Данная модель плана состоит из четырех разделов.
|
|
Первый раздел "Общие сведения" представлен в виде таблиц, которые оформляются двумя воспитателями группы под руководством старшего воспитателя ДОУ в начале учебного года:
• "Сведения о детях и родителях";
• "Взаимодействие с семьями детей";
• "Режим дня группы на холодный период года";
• "Режим дня группы на теплый период года";
• "Листок здоровья";
• "Система закаливания в группе";
• "Двигательный режим";
• "Гимнастика";
• "Результаты обследования речи детей";
• "Индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи".
Во втором разделе "Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми" предлагается схема планирования психолого-педагогической работы с детьми, предусматривающая шесть блоков.
Схема комплексно-тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми:
Месяц и недели | События, праздники, традиции | Тема | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми | Взаимодействие с семьей |
Третий раздел сформулирован как "Перспективное планирование по видам детской деятельности". В соответствии с ФГТ выделяют следующие виды детской деятельности:
• игровая;
• двигательная;
• коммуникативная;
• трудовая;
• познавательно-исследовательская;
• продуктивная;
• музыкально-художественная;
• чтение.
Данный раздел предусматривает планирование работы с воспитанниками на квартал и месяц по основным видам детской деятельности, каждый из них имеет свои специфические блоки и планируется как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.
Четвертый раздел "Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)" представляет собой еженедельный план работы, который включает в себя два блока: содержание НОД (организация специфических и интересных для воспитанников, специальным образом мотивированных видов деятельности) и формы организации детей.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Какие разделы включает в себя календарный план?
2. Какие требования предъявляются к составлению плана воспитательно-образовательной работы?
Задания для практического занятия:
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.
2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.
3. Проанализируйте планвоспитательно-образовательной работы (приложение № 1).
4. Выделите ошибки в планировании, определите способы их исправления.
5. Оформите работу в виде письменного отчета в тетради для практических работ.
Пример составления отчета:
Отчет об анализе календарно-тематического планирования.
1. В плане: В разделе «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей»(понедельник, колонка 7), раздел «прогулка» указано: Самостоятельная деятельность на прогулке. Сбор листьев для гербария, изготовления поделок. Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. Продуктивная деятельность.
Ошибка: в данном разделе следует обозначать центры активности, все помещения группы или участка детского сада, стимульный материал.
Следует исправить: участок детского сада, корзинки для сбора листьев для гербария. Бросовый материал, пластилин, подставки для изготовления поделок из природного материала. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
|
|
Форма контроля выполнения практических работ:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по МДК 05.01.
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1. Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня. Вторая младшая группа / Под.ред. Л.Л.Тимофеевой. М., 2011
2. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. Т.И.