Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Особенности планирования работы с учетом ФГТ

Существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:

• объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

• выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;

• четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

• выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

• основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

• комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

• обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

В ходе реализации плана программные образовательные задачи решаются в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, самостоятельной деятельности детей как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Остановимся подробнее на одном из вариантов модели плана работы воспитателя. Данная модель плана состоит из четырех разделов.

Первый раздел "Общие сведения" представлен в виде таблиц, которые оформляются двумя воспитателями группы под руководством старшего воспитателя ДОУ в начале учебного года:

• "Сведения о детях и родителях";

• "Взаимодействие с семьями детей";

• "Режим дня группы на холодный период года";

• "Режим дня группы на теплый период года";

• "Листок здоровья";

• "Система закаливания в группе";

• "Двигательный режим";

• "Гимнастика";

• "Результаты обследования речи детей";

• "Индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи".

 

Во втором разделе "Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми" предлагается схема планирования психолого-педагогической работы с детьми, предусматривающая шесть блоков.

 

Схема комплексно-тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми:

 

Месяц и недели События, праздники, традиции Тема Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми Взаимодействие с семьей
           
           

 

 

Третий раздел сформулирован как "Перспективное планирование по видам детской деятельности". В соответствии с ФГТ выделяют следующие виды детской деятельности:

• игровая;

• двигательная;

• коммуникативная;

• трудовая;

• познавательно-исследовательская;

• продуктивная;

• музыкально-художественная;

• чтение.

Данный раздел предусматривает планирование работы с воспитанниками на квартал и месяц по основным видам детской деятельности, каждый из них имеет свои специфические блоки и планируется как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.

Четвертый раздел "Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)" представляет собой еженедельный план работы, который включает в себя два блока: содержание НОД (организация специфических и интересных для воспитанников, специальным образом мотивированных видов деятельности) и формы организации детей.

 

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

 

1. Какие разделы включает в себя календарный план?

2. Какие требования предъявляются к составлению плана воспитательно-образовательной работы?

 

Задания для практического занятия:

1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3. Проанализируйте планвоспитательно-образовательной работы (приложение № 1).

4. Выделите ошибки в планировании, определите способы их исправления.

5. Оформите работу в виде письменного отчета в тетради для практических работ.

Пример составления отчета:

Отчет об анализе календарно-тематического планирования.

1. В плане: В разделе «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей»(понедельник, колонка 7), раздел «прогулка» указано: Самостоятельная деятельность на прогулке. Сбор листьев для гербария, изготовления поделок. Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. Продуктивная деятельность.

Ошибка: в данном разделе следует обозначать центры активности, все помещения группы или участка детского сада, стимульный материал.

Следует исправить: участок детского сада, корзинки для сбора листьев для гербария. Бросовый материал, пластилин, подставки для изготовления поделок из природного материала. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

 

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по МДК 05.01.

 

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня. Вторая младшая группа / Под.ред. Л.Л.Тимофеевой. М., 2011

2. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. Т.И.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: