1. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Глобальные проблемы современности.
2. Модернизация общественно-политических отношений в России.
3. Социально-экономическое положение Российской Федерации.
4. Эволюция внешней политики Российской Федерации.
Основные понятия:
правовое государство, гражданское общество, глобализация, гуманизация в образовании, национальные проекты, инновация, интеграция, Государственный совет, монетизация льгот, «Единая Россия», вертикаль власти, федеральные округа, стабилизационный фонд, Международный валютный фонд (МВФ), олигархи, международный терроризм.
Основная литература:
1. Всемирная история / гл. ред. А.О. Чубарьян. – М: Наука, 2011-2014. – Т. 1-6.
2. Деревянко А.П.История России: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 567 с.
3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012 –768 с.
4. Кузнецов И.Н. Отечественная Россия: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 815 с.
|
|
5. Мунчаев Ш.М. История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 6-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 608 с.
6. Орлов А.С. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиева, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 2015. – 528 с.
7. Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие по дисциплине «История» для студ. вузов неисторических факультетов. – М.: Кнорус, 2015. – 544 с.
Дополнительная литература:
1. Гавров С.Н. Модернизация России: постимперский транзит. М.,2010.
2. Гребениченко С.Ф., Давыдов В.П. Преемничество – преемственность? // Социально-гуманитарные знания. М., 2007, №3.
3. От Ельцина до Путина. Три эпохи в историческом сознании россиян. М.,2007.
4. От первого лица: разговоры с Владимиром Путиным. М., 2000.
5. Перегудов С.П. Корпорация, общество, государство: эволюция отношений. М., 2003.
6. Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001.
7. Россия: экономические проблемы в условиях глобализации. М.,2005.
8. Саква Р. Путин: выбор России. М.,2007.
9. Филиппов А.В. Новейшая история России. 1945-2006 гг. Книга для учителя. М., 2007.
10. Ясин Е. Приживется ли демократия в России? М., 2005.
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ВАРИАНТ 1.
1. Основные этапы экономического развития России, их особенности.
2. Сравните основные российские партии начала XX века (эсеры, большевики и меньшевики, кадеты, октябристы, монархисты): выделите сходства и различия. Параметры для сравнения – истоки и возникновение, лидеры, организационная структура, основные положения программы (будущее государственное устройство, рабочий, аграрный, национальный вопросы и др.), социальная база, тактика, участие в работе Госдумы, поведение в 1917 году.
|
|
3. Почему, на ваш взгляд, распался СССР? Каковы последствия разрушения Советского Союза?
4. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «История моей деревни, города (моего предприятия, моего хозяйства на различных этапах развития российского государства.)».
ВАРИАНТ 2.
1. Охарактеризуйте и сравните три типа княжеств (Новгородское княжество, Галицко-Волынское княжество, Владимиро-Суздальское княжество) в период политической раздробленности на Руси: выделите сходства и различия. Объясните, каким образом особенности этих княжествповлияли на их дальнейшую судьбу.
2. Особенности развития капитализма в России (XIX – начало XX века).
3. Оцените историческое значение Октябрьской революции 1917 года.
Каким образом большевикам удалось прийти к власти, удержать ее в
чрезвычайных условиях и модернизировать страну, превратив ее во
вторую сверхдержаву в мире? Почему все-таки СССР распался?
4. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «История раз-
вития образования в моей деревне, районе, городе)».
ВАРИАНТ 3.
1. Покажите положительные и отрицательные стороны русской крестьянской общины.
2. Проследите эволюцию советского строя, созданного большевиками
(государственное устройство, политический режим, национальная
политика, экономика, внешняя политика, культура).
4. В чем сходство положения нашей страны конца XIX – начала XX вв.
и конца XX – начала XXI вв.? Свой ответ обоснуйте.
5. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «Социально-
экономическое развитие района, города в предвоенные годы».
ВАРИАНТ 4.
1. Проследите изменения социальной организации российского общества (основные категории населения, взаимоотношения власти и общества), начиная с периода Киевской Руси и заканчивая современной Россией. Объясните причины происходивших изменений в социальной структуре в тот или иной период.
2. Покажите достоинства и недостатки советского строя, который сло-
жился в СССР.
3. Реформы Петра I: что они принесли России?
4. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «Развитие сельского хозяйства в моем районе в предвоенные годы».
ВАРИАНТ 5.
1.Значение природно-климатического и географического факторов в исто-
рии России и формировании менталитета русского народа.
2.Сравните основные направления общественного движения России XIX в.
века (декабристы, западники и славянофилы, народники, социал-демо-краты): выделите общее и особенное (в том числе и внутри направления, например, между западниками и славянофилами). Какова роль каждого из направлений в истории России?
3. В чем наша страна достигла определенных успехов за время своего су-ществования, а в чем – не преуспела? Почему? В чем вы видите пер-спективы развития России в будущем?
4. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «История моей
деревни (моего предприятия, моего хозяйства и т.п.)».
ВАРИАНТ 6.
1. Роль православия в истории России.
2. Сравните российские революции начала XX в. (1905-1907 гг., Фев-ральская и Октябрьская 1917 г.): выделите сходства и отличия (параметры для сравнения – причины революций, цели и задачи, их характер, движущие силы, ход событий, результаты).
3. Сравните два периода истории России: конца XVI – начала XVII века и
конца ХХ – начала XXI века. Почему их часто называют Смутой?
4. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «История моей
деревни (моего предприятия, моего хозяйства и т.п.)».
ВАРИАНТ 7.
1. Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды. Влияние ордынского
ига на российскую историю.
2. Найдите сходства и различия в модернизациях России при Петре I и
И.В. Сталине.
3. Почему СССР проиграл «холодную войну»? В чем причины нараста-
|
|
ния кризисных явлений в СССР в 70-80-х гг. XX века? Какова роль со-
ветской элиты в этих процессах?
4. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «История моей
деревни (моего предприятия, моего хозяйства и т.п.)».
ВАРИАНТ 8.
1. Особенности феодализма в России.
2. Россия в годы радикальной социально-экономической модернизации
1990-х гг.: причины, сущность, итоги. Можно ли назвать эти карди-
нальные перемены модернизацией? Объясните свой ответ, проследив
изменения во всех сферах общественной жизни (перестройка полити-
ческой системы, либерализация экономики и приватизация, культура в
рыночных условиях, внешнеполитическая деятельность в условиях но-
вой геополитической реальности).
3. Был ли социализм в СССР реальностью? Приведите аргументы за или
против.
4. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «История моей
деревни (моего предприятия, моего хозяйства и т.п.)».
ВАРИАНТ 9.
1. Сделайте сравнительный анализ Киевской Руси (IX-XI вв.), древнерус-
ских земель периода политической раздробленности (XII-XV вв.), Мо-
сковского государства (XVI-XVII вв.) и Российской империи (XVIII –
начало XX века). Параметры для сравнения – государственное устрой-
ство, законодательство, экономика, основные категории населения,
церковный вопрос, основные тенденции развития культуры, основные
направления внешней политики.
2. Индустриализация России при С.Ю. Витте и при И.В. Сталине: сходст-
ва и различия. Покажите взаимосвязь между индустриализацией и кол-
лективизацией в СССР (конец 20-х – 30-е гг. ХХ века).
3. Какое, на ваш взгляд, историческое место России в мировой цивилиза-
ции (оцените, каким оно было прежде, и какое – в настоящее время)?
Свой ответ обоснуйте.
4. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «История моей
деревни (моего предприятия, моего хозяйства и т.п.)».
ВАРИАНТ 10.
1. Крепостное право на Руси: понятие, причины и этапы установления,
развитие, последствия существования. Этапы решения крестьянского
вопроса.
|
|
2. Проследите эволюцию Российской империи с петровских реформ на-
чала XVIII века до 1917 года по таким параметрам, как государствен-
ное управление, законодательство, социальная структура, экономика,
основные направления внешней политики, система образования.
3. Какова роль ХХ века в мировой и российской истории?
4. Выполните научно-исследовательскую работу по теме «История моей
деревни (моего предприятия, моего хозяйства и т.п.)».