Линейная перспектива - перед изучением линейной перспективы, предполагается, что вы уже знакомы с таким термином, как глазомер. Если еще не успели- то нужно это сделать. По-другому можно сказать, что глазомер - есть наблюдательная перспектива. Но обладать хорошим глазомером не зная законов перспективы, так называемой - точной науки, которая является частью линейной геометрии- линейной перспективы- этого маловато.
Чтобы глаза смогли увидеть все, что перед нами предстает, они видят это в искаженном виде. Я никак не отношу это к тому, что изображается. Я отношу это к рисунку, изображения видимого в плоскости листа при помощи перспективного соотношения форм в пространстве.
Линейная перспектива - уже раздел начертательной геометрии. А мы просто создаем пространство на плоскости листа. Просто нужно знать, как все устроено, как все происходит.
Ваш глазомер без самого понимания линейной перспективы - слепое копирование видимых предметов. Успех в работе над рисунком во многом зависит и от знания правил линейной перспективы и умения применять их на практике.
|
|
Попытаюсь объяснить как можно проще, не вдаваясь в дебри подробностей начертательной геометрии - это никому не нужно. Вычленим основное. Моя главная задача на данном этапе - запустить ваше мышление в данной области - линейной перспективе, которая является важным практическим дополнением к вашему глазомеру. Пользоваться глазомером, подкрепляя это знаниями перспективы - вот наша задача и путь к успешному рисунку.
Итак... Посмотрите в сторону, вверх, вниз - абсолютно все, что удаляется от наших глаз, все подлежит кажущемуся изменению и сокращению. Но мы воспринимаем это как должное, как само собой разумеющееся. Так и должно быть, так видят наши глаза и этой особенности их мы порой даже не замечаем. Ну хорошо, но ведь нам нужно изобразить примерно такую - же действительность уже на плоскости листа. Наша задача заключается в умении убедительно изображать предметы в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве. Мы должны уметь работу нашего глазомера подкреплять знаниями линейной перспективы, использовать ее при необходимости.
1. Итак, добавим в наше обучение немного геометрии, дабы вплотную приблизиться к освоению точной науки. Что поделать, ведь линейная перспектива является частью одной из ветвей геометрии. Совсем немного, чтобы понять смысл.
Давайте возьмем для начала самую простую и полюбившуюся нам форму- куб, а еще проще - его конструктивное начало- квадрат. Будем делать из плоского квадрата объемный куб используя линейную перспективу. Итак, рисуем квадрат.
|
|
Все его стороны равны, углы прямые. Можете использовать линейку. Рисуйте со мной.
2. Квадратик нарисовали, хорошо. Теперь будем рисовать линию горизонта. Вообще, считается, что где глаза - там и горизонт. Линия горизонта все время находится на уровне глаз. В реальной жизни, допустим, при рисовании натюрморта - как определить линию горизонта? Конечно, при помощи глазомера при наблюдении формы предметов. Еще легко определить при помощи воды, налитой в прозрачную емкость. Думаю понимаете как? Поводите емкость перед собой - на той высоте, где поверхность воды представляется нам одной линией - то и будет ваш горизонт. А вообще это воображаемая линия, но которая играет важную роль в перспективном построении изображения.
В геометрии возможно линия горизонта задается, так что, пока задайте и себе расстояние между квадратом и линией горизонта сами. Рисуем.
3. Теперь знакомимся с точкой схода. Это точка, в которую сходятся все параллельные грани предмета. На самом деле они не сходятся, а максимально приближаются в перспективе, ведь параллельные линии не пересекаются, но нашему глазу ведь условий не продиктуешь, так он видит.
И еще сделаем так, что наша точка схода будет находиться практически перед квадратом. Как будто мы "в лоб", в фас смотрим на квадрат. Для этого делаем пересечения на нем - из угла в угол (проводим диагонали), получаем точку пересечения диагоналей и по ней выводим перпендикулярную линии горизонта.
Все, точка схода найдена.
4. Следующий шаг: соединяем углы квадрата с точкой схода.
5. Следующий шаг - делаем из квадратика куб. Для этого нам надо найти отрезок a-b, который будет являться задней гранью куба.
Опять - же, в линейной перспективе его можно высчитать. В рисунке он определяется глазомером, а мы пока определяем его по ощущению.
Когда определили, достраиваем кубик как показано у нас - выстраиваем остальные грани куба.
Вот такой у нас куб получился, который мы с вами выстроили по законам линейной перспективы абсолютно не прибегая к использованию глазомера - наблюдательной перспективы.
Но такой рисунок может получиться, если мы смотрим точно в фас на изображаемый предмет. Стоит отклониться вправо- влево и картинка получается уже совсем другая. А самое главное - точек схода на самом деле - две. Ведь и отклоняться от предмета мы можем в две стороны, верно? Как минимум. Обычно же приходится учитывать правую и левую сторону предмета. Итак, работаем дальше.
Также как и в первом случае, рисуем квадрат, обозначаем линию горизонта и определяем обе точки схода, но теперь уже с учетом того, что кубик, который у нас получится, будет повернут в пространстве.
Одна точка схода будет располагаться ближе к квадрату, вторая дальше. В линейной перспективе, конечно, эти величины определяются или задаются размерами, мы же делаем "на глазок", по ощущению.
Теперь как и в первом случае, соединяем углы квадрата с одной и второй точкой схода. Как вы можете увидеть, у нас нашелся отрезок b-c, который пригодится для построения куба в перспективе дальше.
А дальше мы будем как и в первом случае строить куб. Вот такой куб с учетом перспективных построений у нас получился. Вот жаль только, что в рисунке таких построений не придется делать. Да ведь и нельзя, мы же не черчением занимаемся, мы "творим" пространство в плоскости листа.
Да и совсем не обязательно делать чертежи на листе, определять точки схода, делать построения. При рисовании с натуры прежде всего следует пользоваться наблюдательной перспективой, то- есть, глазомером, а знания основных законов линейной перспективы применять при необходимости, подкрепляя глазомер. Одно должно помогать другому. Только в таком случае можно достичь хороших высот в рисунке, профессионализма.
|
|
Ну а как же это все достигается в рисунке? Как можно правильно передать перспективу в пространстве листа? Как именно сочетаются глазомер - наблюдательная перспектива и линейная перспектива? Пожалуйста, посмотрите как:
Рис. 5
Если проанализировать эти схемы, то можно понять, что глазомер и перспектива идут "нога в ногу", помогая друг другу. Сначала работает глазомер, определяя основные величины, расположение в листе, основные углы, поворот, находит начальные перспективные соотношения при помощи трех точек (которые образуют условные углы). А линейная перспектива работает для обоснования, проверки, подтверждения того, что найдено, и корректирует действия рисовальщика там, где ему это необходимо.
В рисунке мы не показываем с вами точки схода, не наводим линию горизонта, если только легонько, для себя, дабы подтвердить правильность своих действий и помочь глазомеру. Мы просто подразумеваем наличие перспективы и подчиняем ее законам изображаемое.
И наоборот: перспективные изменения сторон и местоположение точек схода в рисунке определяется на глаз. А точность определения как раз зависит от степени развития вашего глазомера.
Поработайте еще, выстройте самостоятельно еще перспективу. Измените точку зрения (слева, справа), измените высоту точки зрения, то есть - линию горизонта. Увидите, как меняется картинка перед вашими глазами, сам вид предмета. Потренируйтесь, это полезные навыки.
Например, как будет изображаться кубик, когда он будет повернут вот так:
Рис. 6
Красным цветом выделены здесь те грани, или углы, которые определяет наш глазомер. Остальное достраиваем и проверяем себя с помощью линейной перспективы.