Метадоновая программа

По мнению А.Бирмана и Р.Ньюмена (2002),из метадона слеплена великолепная легенда и множество мифов. При этом действительные факты, как это часто бывает, только мешают мифотворчеству.

Известно, что лечение метадоном было впервые применено на ограниченном числе пациентов в Нью-Йорке в 1964 году. Успех был так велик, что уже через несколько лет в Америке возникла сеть клиник, предназначенных для большого числа наркозависимых, желающих лечиться. Кроме того, метадон начал применяться и в других странах, причем методы его применения были везде разными. Хотя метадон до сих пор запрещен в некоторых странах Европы, в связи с эпидемией ВИЧ-инфекции его применяют в качестве средства от наркозависимости почти везде. Тот факт, что метадон законодательно запрещен в восьми штатах США и на севере Австралии, в медицинских кругах считается признаком невежества и предрассудков (цит. по А.Бирман, Р.Ньюмен, 2002). В ответ на эпидемию ВИЧ-инфекции начала 80-х была созвана “Специальная конференция системы здравоохранения”. В результате возобладал подход, основанный на минимизации вреда, и одной из его частей стала стратегия метадоновой терапии.

По данным информационно-публицистического ресурса “Нет наркотикам” в западных странах все общественные, профилактические и в том числе медицинские проекты проходят экспертную оценку. Проекты, не доказавшие своей эффективности, закрываются. В нашей стране такие оценки не проводятся, ввиду отсутствия института экспертизы при каждом министерстве. Об оценке успешности и эффективности заместительной терапии говорить не приходится. По данным того же ресурса, опыт некоторых стран Европы может быть показательным. Так, Швеция относится к странам, проводящим довольно жесткую антинаркотическую политику. Общее отношение к программам метадоновой поддержки (как низко-, так и высокопороговым) у шведских официальных органов негативное. Однако метадоновые программы с ограниченным количеством пациентов существуют в Стокгольме, Мальме и Уппсале. Количество клиентов в Стокгольмской программе на протяжении последних 5 лет составляет от 300 до 350 человек (всего в Стокгольме на 1998 г. зарегистрировано около 5000 наркоманов). При этом примерно 50% клиентов программы в конечном итоге (через несколько лет) отказываются от употребления наркотиков, равно как и от метадона.

С нашей точки зрения, основанной на личном анализе сходных программ во Франции, Швейцарии, Литве, приведенная эффективность терапии метадоном явно завышена и не отражает реальности. Несмотря на это, успешность Стокгольмской метадоновой программы объясняется тем, что в ней удалось совместить заместительную терапию метадоном и социально-психологическую реабилитацию клиентов.

Сторонники заместительной терапии (Э.Субата, 2001) отмечают, что метадоновая программа не лишена недостатков, к которым следует отнести следующие: 1) лечение метадоном не уничтожает зависимости; 2) появляется вероятность проникновения метадона на “черный рынок”; 3) сосредоточение пациентов вокруг лечебного учреждения; 4) не полный отказ от нелегальных наркотиков лиц, проходящих заместительную терапию. Перечисленные недостатки несомненно влияют на вероятность принятия той или иной страной решения о внедрении заместительной терапии. Следует обратить внимание на тот факт, что признание недостатков позволяет принять упреждающие меры по борьбе с ними. Так, одним из важных способов противостоять нелегальному распространению метадона является изготовление его жидкой формы, которая пользуется малым спросом на рынке.

 

27. Роль ресурсов личности и социальной среды в профилактике зависимости от психоактивныхвеществ.

Первичная профилактика наркомании опирается на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков. Необходимо, чтобы противостояние наркомании стало действительно общенациональным делом и объединяло усилия как на правительственном уровне, так и по линии неправительственных структур и движений.

Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления российской государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:

• изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование у них личной ответственности за свое поведение, что ведет к снижению спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной среде;

• предупреждение возникновения у подростков и молодых людей тяги к приему наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы в образовательных учреждениях. Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре внимания должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных:

• на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;

• на формирование ресурсов семьи, способствующих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также обеспечивающих поддержку ребенку, который уже начал употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с близкими и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;

• на внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологии раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;

• на развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка «группы риска наркотизации» и ребенка, заболевшего наркоманией.

Наиболее адекватной является стратегия «сдерживания». Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении употребления наркотиков и избавлении от наркомании абсолютно нереально.

Следует уточнить, что негативно ориентированная профилактика злоупотребления ПАВ, т. е. традиционный проблемно ориентированный подход, акцентирование на отрицательных последствиях их приема, не обеспечивают достижение поставленных целей. Специфические проблемно ориентированные воздействия, безусловно, необходимы, но недостаточны. Проблема предупреждения злоупотребления ПАВ только на их основе принципиально не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к ПАВ.

Именно поэтому стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в реализации его жизненного предназначения. Цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.

Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель – максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ими как потребителю, так и окружающей его микросреде – учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося.

Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются:

• создание системы раннего выявления потребителей ПАВ;

• обеспечение доступности комплексного обследования;

• оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.

В связи с этим необходимо решить вопрос легитимности использования диагностических тестов на определение ПАВ в биологических средах организма учащихся, а также предусмотреть обязательное обследование на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В, С, венерические заболевания, которые, как правило, сопутствуют употреблению ПАВ.

Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться создать психотерапевтическую атмосферу, препятствующую повторному употреблению ПАВ и способствующую формированию здоровых личностных и социальных устремлений. Очень важно обеспечить длительное пребывание учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнительного образования, семья и т. д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму. В случаях, когда ставится диагноз «наркомания», учащийся нуждается в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилитации. Прежде всего необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень поражения личности и каков предполагаемый реабилитационный потенциал. Профилактика, лечение и реабилитация – это взаимосвязанные процессы. Реабилитация начинается с первого контакта больного с медицинской службой и продолжается до тех пор, пока не будет восстановлен его личностный, профессиональный и социальный статус. Если учесть, что прием «тяжелых» наркотиков типа героина способен в максимально короткие сроки превратить «экспериментатора» в больного наркоманией, то лечебно-реабилитационная программа должна начинаться как можно раньше, быть интенсивной и комплексной. Вместе с тем без включения больного в осознанный образовательный и трудовой процесс невозможно решить проблемы третичной профилактики, т. е. реабилитации.

Третичная профилактика включает мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.

Несмотря на значительную роль в осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики психиатров-наркологов, активное участие в этом процессе воспитателей, учителей, школьных психологов, социальных педагогов не только не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации. Они осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение, ведут технические и иные кружки, спортивные секции, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь, формируют законопослушное поведение, без которых реадаптация и ресоциализация просто невозможны. Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реабилитации детей и молодежи в системе Министерства образования Российской Федерации. Помимо специализированных центров в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – ППМС-центров.

Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным:

• оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи детям и молодежи, употребляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную зависимость;

• оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по вопросам наркозависимости детей и молодежи;

• организация общеобразовательного и профессионального обучения и создание с этой целью учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых;

• оказание организационно-методической и консультативной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от ПАВ;

• взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлеченных в употребление психоактивных веществ;

• разработка и апробирование реабилитационных программ для детей и молодежи с зависимостью от ПАВ;

• разработка программ профилактики срывов и рецидивов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию, и интегрированных в образовательное учреждение.

Дети и подростки, успешно прошедшие реабилитацию (третичная профилактика), должны возвращаться в образовательные учреждения на общих основаниях.

Первичная, вторичная и третичная профилактика наркозависимости – составные блоки единой системы. Используемые в их рамках профилактические меры взаимодополняют друг друга. Только при таком подходе можно создать действенные программы по профилактике наркомании.

 

28. Принципы построения профилактических программ. Цели и задачи первичной, вторичной и третичной профи­лактики, стратегии и тактики их достижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: