Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Тюменская государственная сельскохозяйственная академия»
Институт Биотехнологии и ветеринарной медицины
Кафедра кормления и разведения сельскохозяйственных животных
Биологическая химия
(химия углеводов, белков, жиров, витаминов,
Гормонов, ферментов)
Часть 1
Методические указания по дисциплине «Биологическая химия» для студентов очного и заочного направления подготовки специальности 310800 «Ветеринария», 111100 «Зоотехния» квалификация Бакалавр
Тюмень 2011
Составители: профессор Ярмоц Л.П., доцент к.с.-х. наук Иванова И.Е.
Методические указания составлены в соответствии с типовой программой по дисциплине «Биохимия животных». Предназначены для лабораторных работ со студентами 2 курса очного и заочного обучения по специальности «Ветеринария» 310800 и 111100 «Зоотехния» квалификация Бакалавр
Рецензент: профессор Сидорова К.А.
|
|
Содержание
Введение……………………………………………………………………. | ||
Химия углеводов ………………………………………………………….. | ||
1.1. | Моносахариды …………………………………………………………….. | |
1.2. | Олигосахариды ……………………………………………………………. | |
1.3. | Полисахариды ……………………………………………………………... | |
Лабораторная работа………………………………………………………. | ||
2. | Химия липидов ……………………………………………………………. | |
2.1. | Жирные кислоты ………………………………………………………….. | |
2.2 | Простые жиры……………………………………………………………… | |
2.3. | Сложные жиры…………………………………………………………….. | |
Лабораторная работа………………………………………………………. | ||
3. | Химия белков………………………………………………………………. | |
3.1. | Строение белков…………………………………………………………… | |
3.2. | Строение и свойства аминокислот……………………………………….. | |
3.3. | Классификация белков……………………………………………………. | |
Лабораторная работа……………………………………………………… | ||
4. | Ферменты - биологические катализаторы……………………………….. | |
4.1. | Классификация ферментов………………………………………………... | |
4.2. | Свойства ферментов………………………………………………………. | |
Лабораторная работа……………………………………………………… | ||
5. | Витамины…………………………………………………………………… | |
Лабораторная работа………………………………………………………. | ||
6. | Гормоны …………………………………………………………………… | |
Лабораторная работа………………………………………………………. | ||
7. | Биохимия органов и тканей……………………………………………….. | |
7.1. | Биохимия крови…………………………………………………………… | |
Лабораторная работа……………………………………………………… | ||
7.2. | Биохимия почек и мочи……………………………………………………. | |
Лабораторная работа………………………………………………………. | ||
8. | Биохимия молока и молокообразование…………………………………. | |
Техника безопасности при работе в биохимической лаборатории…….. | ||
Словарь терминов………………………………………………………….. | ||
Сокращения ………………………………………………………………... | ||
Литература…………………………………………………………………. |
Введение
|
|
Биохимия – это наука, изучающая состав, структуру и свойства компонентов протоплазмы, обмен веществ и энергии в живом организме. Она является теоретической основой современной ветеринарии и зоотехнии.
Целью дисциплины является создание представления у студентов об обмене веществ между внешней средой и организмом и их метаболизма внутри организма.
Задачами дисциплины являются:
- изучение строения и взаимопревращения углеводов белков, липидов, минеральных веществ, витаминов, ферментов, гормонов, биологически активных веществ в организме животных;
- изучение биохимических показателей, биологических жидкостей и тканей;
- освоение и практическое закрепление навыков определения уровня белков, углеводов, липидов, минеральных веществ в биологических жидкостях;
- умение на основании полученных лабораторных исследований поставить диагноз.
Студент должен иметь представление о химическом составе живых
организмов и природе химических процессов, происходящих в отдельных органах и тканях на клеточном уровне и в целостном организме; о путях обмена веществ в организме, от интенсивности которых зависит рост, развитие, размножение и продуктивность животных. На основании этих знаний научно разрабатывать мероприятия по профилактике заболеваний животных и по повышению продуктивности.
В процессе изучения биохимии студент должен уметь: выполнить сам биохимические исследования крови и мочи, определить состояние обмена веществ по содержанию в крови и моча белков, углеводов, минеральных веществ и их метаболитов.
Знания, полученные при изучении биохимии, служат теоретической
основой для освоения прикладных наук – кормления и разведения животных, патологической физиологии, фармакологии, зоогигиены и других наук.
Химия углеводов.
Цель: Ознакомиться с важнейшими углеводами пищевого рациона, их
биологическим значением, классификацией.
Углеводы относятся к полифункциональным соединениям, содержащим карбонильную (альдегидную или кетонную) и гидроксильные спиртовые группы. Поэтому они одновременно обладают свойствами альдегидов или кетонов и многоатомных спиртов.
Углеводы являются наиболее распространенным классом органических соединений природы и, благодаря их функции, углеводы можно рассматривать как основу существования растительных и животных организмов. Необходимость изучения углеводов заключается в широком спектре их функций.
Функции
Энергетическая – преимущество углеводов состоит в их способности окисляться как в аэробных, так и в анаэробных условиях (глюкоза),
Защитно-механическая – основное вещество трущихся поверхностей суставов, находятся в сосудах и слизистых оболочках ( гиалуроновая кислота и другие гликозаминогликаны),
Опорно-структурная – целлюлоза в растениях, гликозаминогликаны в составе протеогликанов, например, хондроитинсульфат в соединительной ткани,
Гидроосмотическая и ионрегулирующая – гетерополисахариды обладают высокой гидрофильностью, отрицательным зарядом и, таким образом, удерживают Н2О, ионы Са2+, Mg2+, Na+ в межклеточном веществе, обеспечивают тургор кожи, упругость тканей,
|
|
Кофакторная – гепарин является кофактором липопротеинлипазы плазмы крови и ферментов свертывания крови (инактивирует тромбокиназу).
Углеводы подразделяются на моносахариды и полисахариды.
Важнейшие представители | ||||||||||||||||
моносахариды | олигосахариды | полисахариды | ||||||||||||||
триозы | тетрозы | пентозы | гексозы | дисахариды | трисахариды | гомополисахариды | гетерополисахариды | |||||||||
Глицериновый альдегид← | Диоксиацетон← | Эритроза← | рибоза← | дезоксирибоза← | Глюкоза← | Фруктоза← | Сахароза← | Лактоза ← | Мальтоза← | Рафиноза ← | Крахмал ← | Гликоген ← | Клетчатка ← | Ходроитин серные кислоты← | Гепарин ← | Гиалуроновая кислота← |
1.1.Моносахариды.
Основа моносахаридов – это неразветвленная цепочка углеродных атомов, соединенных между собой одинарными ковалентными связями. Один из атомов углерода связан двойной связью с атомом кислорода (С=О), образуя карбонильную группу, которая может являться частью альдегидной группы. Все остальные атомы углерода присоединены к гидроксильным группам.
Моносахариды подразделяются на альдозы и кетозы в зависимости от наличия альдегидной или кетогруппы. Альдозы и кетозы, в свою очередь, разделяются в соответствии с числом атомов углерода в молекуле: триозы, тетрозы, пентозы, гексозы и т.д.
Химические свойства различных моносахаридов схожи в силу сходства их строения:
1. Свойства восстановителей (благодаря наличию альдегидной группы в составе их молекулы), что дает возможность проводить качественное и количественное определения сахаров. На этом свойстве базируется о-толуидиновый метод определения уровня глюкозы в крови и реакции (Троммера, Ниландера), определения сахара в моче.
С О
// //
С5Н11О5─С + 2CuSO4 + 5NaOH---→ С5Н11О5─С +2CuOH+2Na2SO4+H2O
\ \
Н ОН
2. Окисление сахаров. При окислении альдоз в кислой среде образуются уроновые кислоты, из которых важнейшей является глюкуроновая кислота, входящая в состав основного вещества соединительной ткани.
|
|
Моносахариды способны образовывать эфиры; особо важны фосфорные эфиры гексоз (глюкозы, фруктозы, галактозы) и пентоз (рибозы и дезоксирибозы), так как именно фосфорилированные сахара участвуют в реакциях метаболизма.
Глюкозо-6-фосфат +Н2О → Глюкоза + Н3РО4
Моносахариды могут присоединять аминогруппу (образуются глюкозамины) и ацетилироваться.
5. Восстановление моносахаров. Карбонильная группа моносахара может быть восстановлена газообразным водородом с образованием соответствующих многоатомных спиртов. Из глюкозы образуется спирт сорбит, манноза дает маннит
сорбит
Сорбит часто применяется как заменитель сахара, его можно встретить в диетических продуктах и диетических напитках (например, жевательной резинке без сахара). В естественном виде встречается в косточковых плодах, водорослях, высших растениях. Вещество считается пищевым подсластителем, так как позволяет обеспечить минимальное количество калорий / энергии для диеты — 2.6 Ккал (11 КДж) на грамм, против 4Ккал (17 КДж) у обычного сахара (64 % от калорийности сахарозы), причём сладость меньше также на 40 %. Также сорбит обладает желчегонным эффектом.
6.Брожение глюкозы:
Молочнокислое брожение:
Спиртовое брожение:
Маслянокислое брожение: