Общая структура курсовой работы и краткая характеристика ее элементов

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К выполнению курсовой работы по дисциплине “Методика профессионального обучения” для студентов всех форм обучения специальности 030500.08 - Профессиональное обучение, специализации 030501.08 - Технология и оборудование машиностроения

Екатеринбург 2003

 

 

Задания и методические указания квыполнению курсовой работы по дисциплине “Методика профессионального обучения” / Авт.-сост. М.В.Горонович. — Екатеринбург, 2003. - 33 с.

 

Составитель канд.пед.наук, доц. М.В.Горонович

 

 

Методические указания содержат информацию о структуре, объеме, содержании и требованиях к оформлению курсовой работы, а также варианты тем работ и список рекомендуемой литературы.

 

Методические указания обсуждены на заседании кафедры технологии машиностроения и методики профессионального обучения. Протокол № 13 от 03.06.2003.

 

Заведующая кафедрой Н.В.Бородина

Одобрены методической комиссией машиностроительного факультета. Протокол № 1 от 08.09.2003.

 

Председатель методической комиссии В.П.Подогов

 

 

Ó Российский государственный

профессионально-педагогический

университет, 2003

Ó М.В.Горонович, 2003.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение....................................................  
1. Общая структура курсовой работы и краткая характеристика ее элементов.................................................  
1.1. Титульный лист.........................................  
1.2. Содержание............................................  
1.3. Введение...............................................  
1.4. Основная часть.........................................  
1.5. Заключение.............................................  
1.6. Литература.............................................  
1.7. Приложения............................................  
2. Требования к объему и оформлению курсовой работы...........  
2.1. Общие требования......................................  
2.2. Оформление заголовков структурных частей курсовой работы......................................................  
2.3. Оформление иллюстраций и таблиц.......................  
2.4. Оформление приложений.................................  
2.5. Оформление ссылок на литературные источники............  
3. Порядок выполнения курсовой работы........................  
3.1. Выбор темы............................................  
3.2. Выполнение основной части работы......................  
4. Защита и оценка работы....................................  
Приложение А Пример заполнения титульного листа курсовой работы......................................................  
Приложение Б Пример оформления листа “Содержание”..........  
Приложение В Пример оформления списка литературы............  
Приложение Г Примерная схема плана-конспекта занятия теоретического обучения  
Приложение Д Примерная схема плана-конспекта урока производственного обучения  
Приложение Ж Структура сценария игры (экскурсии, конкурса рабочего мастерства)  
Приложение И Форма перечня дидактических средств обучения по теме. Форма сценария компьютерной программы  

 

ВВЕДЕНИЕ

Проектирование и реализация современного педагогического процесса требует от педагогов обращения к научно-педагогической литературе. При этом им необходимо уметь осмысливать собственную деятельность, ориентироваться в огромных информационных потоках, творчески использовать научные знания и выполнять элементы методической и исследовательской деятельности. Комплексное формирование таких умений происходит при выполнении курсовых работ по дисциплине “Методика профессионального обучения”.

Основные цели курсовой работы:

- совершенствование и систематизация методических знаний и умений при углубленном изучении и исследовании одного из вопросов методики теоретического и производственного обучения;

- формирование умений самостоятельной работы с психолого-педагогической, методической, технической и справочной литературой.

Выполнение курсовой работы предполагает изложение теории изучаемого вопроса и представление психолого-педагогически и методически обоснованной авторской методической разработки. В работе должны содержаться не только основные фактические сведения, выводы, идеи, результаты исследований различных авторов, но и оценка полученной информации, выводы. Автор работы должен также описать и объяснить свою деятельность по выполнению методических разработок, показать, как при этом были использованы теоретические выводы.

Предлагаемые методические указания содержат информацию о темах, основной литературе, структуре, рекомендации к выполнению отдельных этапов и требования к оформлению курсовой работы.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ

Структура курсовой работы включает следующие последовательно располагаемые элементы:

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- литература;

- приложения.

Курсовая работа начинается с титульного листа.

Рассмотрим содержание перечисленных элементов работы.

 

Титульный лист

Титульный лист курсовой работы содержит название министерства, университета, института, кафедры. Здесь же указывается наименование темы работы, фамилия, инициалы и академические звания преподавателя, фамилия и инициалы студента, номер группы, в которой он учится, название города, в котором находится университет (филиал, представительство), год написания и защиты данной работы. Пример оформления титульного листа приведен в приложении А.

 

Содержание

Содержание курсовой работы представляет собой перечень наименований всех ее структурных элементов, включая введение, заключение, литературу и приложения (каждое приложение является отдельным структурным элементом). Содержание показывает логику изложения информации в работе, а также номера страниц, с которых начинается каждый структурный элемент.

Пример оформления содержания работы приведен в приложении Б.

 

Введение

Введение - краткое описание рассматриваемых в курсовой работе вопросов. Его объем не должен превышать 2-х страниц машинописного текста.

Структуру введения составляют:

- обоснование актуальности и значимости изучения вопроса, которому посвящена работа (например, показ недостатков в обученности учащихся или несоответствия организации и методического обеспечения учебного процесса современным требованиям);

- определение границ работы, т.е. объекта (Что рассматривается?), предмета (Какая сторона, часть объекта рассматривается?) (например, объект - процесс обучения в рамках дисциплины “Материаловедение”, предмет - способы активизации учащихся на занятиях, или методика контроля уровня сформированности определенных умений);

- определение целей (Какой результат необходимо получить?) и задач (Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?) работы.

 

Основная часть

В основной части курсовой работы условно можно выделить два взаимосвязанных раздела — теоретический и прикладной (практический). Каждому разделу и его структурным элементам (частям, параграфам) обязательно дается название. Разделы (элементы разделов) разных частей работы должны быть соразмерны друг другу по объему и содержанию, располагаться в работе в логической последовательности. Все части работы должны быть взаимосвязаны содержательно, при этом необходимо использовать соответствующие ссылки.

В теоретическом разделе работы должна приводиться информация, раскрывающая теоретические основы темы. В нем могут приводиться описания сущности используемых понятий, существующие позиции исследователей по рассматриваемому вопросу, история вопроса, классификации, характеристики рассматриваемых объектов и явлений, анализ существующего опыта и др. Текст может содержать цитаты из литературных источников. Повышению наглядности и лаконичности способствует сопровождение текста работы иллюстрациями (рисунками, схемами, диаграммами, графиками и др.) и таблицами, как авторскими, так и заимствованными из литературных источников.

Прикладной раздел работы должен содержать описание процесса (содержание этапов) методической разработки автора, выполненной в соответствии с заданием и требованиями, выявленными при анализе литературы и рассмотренными в теоретическом разделе. Кроме того, обязательным условием качественного выполнения работы является психолого-педагогическое и методическое обоснование принятых методических решений. Все выполненные автором разработки помещаются в приложения, а в данном разделе делаются на них ссылки.

Каждый раздел основной части должен завершаться краткими выводами по вышеизложенному тексту, показывающими позицию автора курсовой работы. Однако, следует помнить, что в академических работах желательно использовать конструкции, исключающие употребление местоимений “я”, “мы”. Такими конструкциями являются неопределенно-личные предложения (например, “Вначале проводят..., а затем выполняют...”), либо предложения со страдательным залогом (например, “Разработан комплекс дидактических средств по дисциплине...”), либо форма изложения от третьего лица (например, “Автор считает, что...”). Текст пишется в безличной форме.

Объем основной части обычно составляет 20-25 страниц.

 

Заключение

В заключении отражаются все выводы работы, просматривается, насколько были реализованы цели и задачи, поставленные автором в начале работы, отмечаются достигнутые результаты, нерешенные проблемы, а также намечаются перспективы для дальнейших исследований по рассматриваемому вопросу или применения полученных результатов. Заключение должно быть кратким (не более 2-х страниц).

 

Литература

Список литературы содержит пронумерованные сведения обо всех источниках, использованных при выполнении курсовой работы. При этом на каждый источник, включенный в список, должна быть ссылка в тексте работы.

Список литературы формируют либо по мере использования источников в работе, либо по алфавиту. При выполнении данной работы предпочтителен второй вариант. Оформлять библиографические описания различных литературных источников необходимо строго в соответствии с ГОСТ и опираясь на приложение В.

 

Приложения

Приложения представляют собой методические материалы, которые разработаны автором работы в соответствии с заданием, рассмотренными теоретическими положениями, с учетом психолого-педагогического и методического обоснования. К приложениям курсовой работы могут относиться:

- иллюстрации (модели плакатов и планы заполнения доски, раздаточные материалы для занятий, планировки учебных кабинетов и учебно-производственных мастерских и др.);

- структурно-логические схемы и графы, показывающие логику раскрытия учебного материала темы, занятия, а также соответствующие спецификации;

- таблицы и другие материалы методического анализа (сетевые графики, таблицы дидактического анализа содержания дисциплины, таблица структуры трудового процесса и др.);

- таблицы эмпирических данных и результатов их обработки при апробации методических разработок;

- планы-конспекты и сценарии аудиторных и внеаудиторных занятий;

- дидактические материалы и инструментарий для проведения закрепления, обобщения и контроля и др.

Обязательным приложением является картотека каталога литературных источников по теме работы.

Приложения приводятся в том порядке, в котором на них встречаются ссылки в работе.

Структуру и состав приложения студент формирует обязательно при консультативной помощи преподавателя-руководителя курсовой работы.

Приложения не входят в объем реферативной работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: