ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К выполнению курсовой работы по дисциплине “Методика профессионального обучения” для студентов всех форм обучения специальности 030500.08 - Профессиональное обучение, специализации 030501.08 - Технология и оборудование машиностроения
Екатеринбург 2003
Задания и методические указания квыполнению курсовой работы по дисциплине “Методика профессионального обучения” / Авт.-сост. М.В.Горонович. — Екатеринбург, 2003. - 33 с.
Составитель канд.пед.наук, доц. М.В.Горонович
Методические указания содержат информацию о структуре, объеме, содержании и требованиях к оформлению курсовой работы, а также варианты тем работ и список рекомендуемой литературы.
Методические указания обсуждены на заседании кафедры технологии машиностроения и методики профессионального обучения. Протокол № 13 от 03.06.2003.
Заведующая кафедрой Н.В.Бородина
Одобрены методической комиссией машиностроительного факультета. Протокол № 1 от 08.09.2003.
|
|
Председатель методической комиссии В.П.Подогов
Ó Российский государственный
профессионально-педагогический
университет, 2003
Ó М.В.Горонович, 2003.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................... | |
1. Общая структура курсовой работы и краткая характеристика ее элементов................................................. | |
1.1. Титульный лист......................................... | |
1.2. Содержание............................................ | |
1.3. Введение............................................... | |
1.4. Основная часть......................................... | |
1.5. Заключение............................................. | |
1.6. Литература............................................. | |
1.7. Приложения............................................ | |
2. Требования к объему и оформлению курсовой работы........... | |
2.1. Общие требования...................................... | |
2.2. Оформление заголовков структурных частей курсовой работы...................................................... | |
2.3. Оформление иллюстраций и таблиц....................... | |
2.4. Оформление приложений................................. | |
2.5. Оформление ссылок на литературные источники............ | |
3. Порядок выполнения курсовой работы........................ | |
3.1. Выбор темы............................................ | |
3.2. Выполнение основной части работы...................... | |
4. Защита и оценка работы.................................... | |
Приложение А Пример заполнения титульного листа курсовой работы...................................................... | |
Приложение Б Пример оформления листа “Содержание”.......... | |
Приложение В Пример оформления списка литературы............ | |
Приложение Г Примерная схема плана-конспекта занятия теоретического обучения | |
Приложение Д Примерная схема плана-конспекта урока производственного обучения | |
Приложение Ж Структура сценария игры (экскурсии, конкурса рабочего мастерства) | |
Приложение И Форма перечня дидактических средств обучения по теме. Форма сценария компьютерной программы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Проектирование и реализация современного педагогического процесса требует от педагогов обращения к научно-педагогической литературе. При этом им необходимо уметь осмысливать собственную деятельность, ориентироваться в огромных информационных потоках, творчески использовать научные знания и выполнять элементы методической и исследовательской деятельности. Комплексное формирование таких умений происходит при выполнении курсовых работ по дисциплине “Методика профессионального обучения”.
Основные цели курсовой работы:
- совершенствование и систематизация методических знаний и умений при углубленном изучении и исследовании одного из вопросов методики теоретического и производственного обучения;
- формирование умений самостоятельной работы с психолого-педагогической, методической, технической и справочной литературой.
Выполнение курсовой работы предполагает изложение теории изучаемого вопроса и представление психолого-педагогически и методически обоснованной авторской методической разработки. В работе должны содержаться не только основные фактические сведения, выводы, идеи, результаты исследований различных авторов, но и оценка полученной информации, выводы. Автор работы должен также описать и объяснить свою деятельность по выполнению методических разработок, показать, как при этом были использованы теоретические выводы.
Предлагаемые методические указания содержат информацию о темах, основной литературе, структуре, рекомендации к выполнению отдельных этапов и требования к оформлению курсовой работы.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ
Структура курсовой работы включает следующие последовательно располагаемые элементы:
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- литература;
- приложения.
Курсовая работа начинается с титульного листа.
Рассмотрим содержание перечисленных элементов работы.
Титульный лист
Титульный лист курсовой работы содержит название министерства, университета, института, кафедры. Здесь же указывается наименование темы работы, фамилия, инициалы и академические звания преподавателя, фамилия и инициалы студента, номер группы, в которой он учится, название города, в котором находится университет (филиал, представительство), год написания и защиты данной работы. Пример оформления титульного листа приведен в приложении А.
Содержание
Содержание курсовой работы представляет собой перечень наименований всех ее структурных элементов, включая введение, заключение, литературу и приложения (каждое приложение является отдельным структурным элементом). Содержание показывает логику изложения информации в работе, а также номера страниц, с которых начинается каждый структурный элемент.
Пример оформления содержания работы приведен в приложении Б.
Введение
Введение - краткое описание рассматриваемых в курсовой работе вопросов. Его объем не должен превышать 2-х страниц машинописного текста.
Структуру введения составляют:
- обоснование актуальности и значимости изучения вопроса, которому посвящена работа (например, показ недостатков в обученности учащихся или несоответствия организации и методического обеспечения учебного процесса современным требованиям);
- определение границ работы, т.е. объекта (Что рассматривается?), предмета (Какая сторона, часть объекта рассматривается?) (например, объект - процесс обучения в рамках дисциплины “Материаловедение”, предмет - способы активизации учащихся на занятиях, или методика контроля уровня сформированности определенных умений);
|
|
- определение целей (Какой результат необходимо получить?) и задач (Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?) работы.
Основная часть
В основной части курсовой работы условно можно выделить два взаимосвязанных раздела — теоретический и прикладной (практический). Каждому разделу и его структурным элементам (частям, параграфам) обязательно дается название. Разделы (элементы разделов) разных частей работы должны быть соразмерны друг другу по объему и содержанию, располагаться в работе в логической последовательности. Все части работы должны быть взаимосвязаны содержательно, при этом необходимо использовать соответствующие ссылки.
В теоретическом разделе работы должна приводиться информация, раскрывающая теоретические основы темы. В нем могут приводиться описания сущности используемых понятий, существующие позиции исследователей по рассматриваемому вопросу, история вопроса, классификации, характеристики рассматриваемых объектов и явлений, анализ существующего опыта и др. Текст может содержать цитаты из литературных источников. Повышению наглядности и лаконичности способствует сопровождение текста работы иллюстрациями (рисунками, схемами, диаграммами, графиками и др.) и таблицами, как авторскими, так и заимствованными из литературных источников.
Прикладной раздел работы должен содержать описание процесса (содержание этапов) методической разработки автора, выполненной в соответствии с заданием и требованиями, выявленными при анализе литературы и рассмотренными в теоретическом разделе. Кроме того, обязательным условием качественного выполнения работы является психолого-педагогическое и методическое обоснование принятых методических решений. Все выполненные автором разработки помещаются в приложения, а в данном разделе делаются на них ссылки.
|
|
Каждый раздел основной части должен завершаться краткими выводами по вышеизложенному тексту, показывающими позицию автора курсовой работы. Однако, следует помнить, что в академических работах желательно использовать конструкции, исключающие употребление местоимений “я”, “мы”. Такими конструкциями являются неопределенно-личные предложения (например, “Вначале проводят..., а затем выполняют...”), либо предложения со страдательным залогом (например, “Разработан комплекс дидактических средств по дисциплине...”), либо форма изложения от третьего лица (например, “Автор считает, что...”). Текст пишется в безличной форме.
Объем основной части обычно составляет 20-25 страниц.
Заключение
В заключении отражаются все выводы работы, просматривается, насколько были реализованы цели и задачи, поставленные автором в начале работы, отмечаются достигнутые результаты, нерешенные проблемы, а также намечаются перспективы для дальнейших исследований по рассматриваемому вопросу или применения полученных результатов. Заключение должно быть кратким (не более 2-х страниц).
Литература
Список литературы содержит пронумерованные сведения обо всех источниках, использованных при выполнении курсовой работы. При этом на каждый источник, включенный в список, должна быть ссылка в тексте работы.
Список литературы формируют либо по мере использования источников в работе, либо по алфавиту. При выполнении данной работы предпочтителен второй вариант. Оформлять библиографические описания различных литературных источников необходимо строго в соответствии с ГОСТ и опираясь на приложение В.
Приложения
Приложения представляют собой методические материалы, которые разработаны автором работы в соответствии с заданием, рассмотренными теоретическими положениями, с учетом психолого-педагогического и методического обоснования. К приложениям курсовой работы могут относиться:
- иллюстрации (модели плакатов и планы заполнения доски, раздаточные материалы для занятий, планировки учебных кабинетов и учебно-производственных мастерских и др.);
- структурно-логические схемы и графы, показывающие логику раскрытия учебного материала темы, занятия, а также соответствующие спецификации;
- таблицы и другие материалы методического анализа (сетевые графики, таблицы дидактического анализа содержания дисциплины, таблица структуры трудового процесса и др.);
- таблицы эмпирических данных и результатов их обработки при апробации методических разработок;
- планы-конспекты и сценарии аудиторных и внеаудиторных занятий;
- дидактические материалы и инструментарий для проведения закрепления, обобщения и контроля и др.
Обязательным приложением является картотека каталога литературных источников по теме работы.
Приложения приводятся в том порядке, в котором на них встречаются ссылки в работе.
Структуру и состав приложения студент формирует обязательно при консультативной помощи преподавателя-руководителя курсовой работы.
Приложения не входят в объем реферативной работы.