МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО
НАПИСАНИЮ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО
НАПИСАНИЮ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
по специальности
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Специализация № 2 «Прокурорская деятельность».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Общие требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе | |
Методика написания, структура и правила оформления выпускной квалификационной работы | |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
Специалист – это образовательно-квалификационный уровень выпускника специалитета, который на основе квалификации получил углубленные специальные навыки и знания инновационного характера, имеет определенный опыт их применения и продуцирования для решения профессиональных проблемных задач в определенной области. Специалист должен обладать широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и использования научной информации, быть способным к плодотворной правоприменительной; правоохранительной; правозащитной; экспертно-консультационной; организационно-управленческой; прокурорской; научно-исследовательской; педагогической деятельности.
|
|
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
Выпускная квалификационная работа призвана раскрыть научный потенциал студента, показать его способности в организации и проведении самостоятельного исследования, использовании современных методов и подходов при решении проблем в исследуемой области, выявлении результатов проведенного исследования, их аргументации и разработке обоснованных рекомендаций и предложений.
Выпускная квалификационная работа – это самостоятельная научно-исследовательская работа, которая выполняет квалификационную функцию. Основная задача ее автора – продемонстрировать уровень своей научной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.
Выпускная квалификационная работа представляет собой самостоятельное законченное исследование на заданную (выбранную) тему, написанное лично студентом под руководством руководителя, свидетельствующее об умении студента работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении образовательной программы.
|
|
Выпускная квалификационная работа как работа научного содержания должна иметь внутреннее единство и отображать ход и результаты разработки выбранной темы. Выпускная квалификационная работа, с одной стороны, имеет обобщающий характер, поскольку является своеобразным итогом подготовки специалиста. С другой стороны - это самостоятельное оригинальное научное исследование.
Наполнение каждой части выпускной квалификационной работы предопределяется ее темой. В ходе исследования происходит выбор темы, намечаются этапы подготовки, поиск библиографических источников, их изучение и отбор фактического материала, методика написания, изучаются правила оформления и защиты работы. Выпускная квалификационная работа, её тематика и научный уровень должны отвечать образовательно-профессиональной программе обучения. Выполнение указанной работы должно свидетельствовать о том, что ее автор способен надлежащим образом вести научный поиск, распознавать профессиональные проблемы, знать общие методы и приемы их решения.
Написание выпускной квалификационной работы предполагает:
- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению подготовки, их применение при решении конкретных научно-исследовательских задач;
- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении научных проблем и вопросов;
- выяснение подготовленности специалиста для самостоятельной работы в учебном или научно-исследовательском учреждении.
В выпускной квалификационной работе автор должен показать, что он владеет навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности, требующей широкого образования в соответствующем направлении, как того требует ФГОС высшего образования.
Он должен:
1. Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний.
2. Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования.
3. Обобщать, систематизировать и теоретически осмысливать эмпирический материал.
4. Обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных.
5. Вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий.
6. Владеть навыками и приемами историографической и источниковедческой критики.
7. Владеть иностранными языками в той мере, какая необходима для самостоятельной работы над нормативными источниками и научной литературой.
8. Представить итоги проведенного исследования в виде письменной работы, оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Основной целью выпускной квалификационной работы является развитие у студентов по специальности 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность» способности к научному поиску. Именно творческий элемент, умение анализировать литературные, архивные и нормативные источники, практику правоохранительных органов, сопоставлять и обобщать полученные сведения и факты, выявлять их связь, проникать в их сущность, делать конкретные выводы и вносить свои предложения по совершенствованию действующего законодательства характеризуют выпускную квалификационную работу как итог всей учебы.
|
|
Кроме того, выпускная квалификационная работа имеет своей целью расширение и углубление знаний студента по той или иной учебной дисциплине, избранной ими специализация № 2 «Прокурорская деятельность», а сделанные выводы и обобщения могут стать материалом для дальнейших шагов в науку.
С учетом сказанного цели выпускной квалификационной работы можно сгруппировать в следующие три основных блока:
1) систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных задач;
2) развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых проблем и вопросов;
3) выяснение подготовленности студента для самостоятельной работы в условиях прогресса юридической науки.
Процесс выполнения выпускной квалификационной работы включает следующие этапы:
- выбор темы, назначение научного руководителя;
- изучение требований, предъявляемых к данной работе;
- согласование с научным руководителем плана работы;
- изучение литературы по проблеме, определение целей, задач и методов исследования;
- непосредственная разработка проблемы (темы);
- обобщение полученных результатов;
- написание работы;
- рецензирование работы;
- защита и оценка работы
Выбор темы выпускной квалификационной работы и назначение научного руководителя
ВКР должна быть связана с решением задач того вида (видов) деятельности, к которой готовится студент.
Тематика ВКР должна соответствовать профилю подготовки бакалавра.
Тематика ВКР разрабатывается кафедрами/руководителями ООП.
Студенту предоставляется право предложить собственную тему ВКР при условии обоснования ее актуальности и целесообразности либо наличия заявки предприятия, организации, учреждения.
Закрепление за студентом темы выпускной квалификационной работы производится по его личному письменному заявлению (Приложение 1).
Выбрав тему, студент должен уяснить, в чем заключается сущность предлагаемой идеи, новизна и актуальность этой темы, ее теоретическая новизна и практическая значимость. Это значительно облегчает оценку и окончательное закрепление выбранной темы.
|
|
Перед началом работы важно не только выбрать тему и наметить систему ее исследования, но и сформулировать саму тему. Логическая последовательность формулирования темы представляет собой следующую «цепочку»: цель – предмет – объект.
Прежде всего определяется цель исследования. В качестве цели может быть, например, анализ (оценка), исследование, разработка (проектирование), совершенствование (модернизация, повышение уровня).
Вслед за установлением цели необходимо указать предмет исследования, в качестве которого могут выступать, например: нормы права, структура, функция, характеристика, процесс.
Наконец, в названии темы должен быть четко определен объект исследования.
Рекомендуемая тематика выпускных квалификационных работ ежегодно переутверждается выпускающей кафедрой и заблаговременно доводится до сведения студентов, допускаемых к государственной итоговой аттестации.
Утверждение тем ВКР и научных руководителей оформляется приказом ректора Университета не позднее, чем за два месяца до начала ГИА.