ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Анализ ценообразования на любой товар обычно начинается с изучения специфики рынка данного товара. В экономической литературе, а также некоторых нормативных документах, относящихся к развитию рыночных процессов в сфере высшего образования.
Прежде необходимо дать определение термина «образовательная услуга», кратко обозначить сущность понятий «услуга» и «образование». По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В соответствии с Законом РБ «Об образовании» Статья 2. Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
|
|
Ф. Котлер предлагает следующее определение: «Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [1]. Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ.
1) Неосязаемость.
2) Неотделимость от источника.
3) Несохраняемость.
4) Непостоянство качества.
Образовательные услуги
Отличие образовательных услуг от продукции материального производства:
- производство образовательных услуг выступает в виде деятельности и не оставляют видимого вещественного продукта! Они как бы вливаются в потребителя и преобразуют его;
- образовательные услуги неотделимы от педагогического работника;
- с неосязаемостью и образовательных услуг связана невозможность их хранения и транспортировки;
- невозможно оценить, выразить в стоимостной форме.
Образование – знания!
По характеру знаний:
- общее образование;
- специальное образование.
По объёму (уровню):
- дошкольное;
- начальная;
- основное общее и среднее общее;
- профессиональное (начальное, среднее, высшее, послевузовское).
Организационно-правовые формы системы образования: государственные;
муниципальные;
негосударственные.
В зависимости от реализуемой образовательной программы системы образования группируются:
● дошкольные;
● общеобразовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
|
|
● начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
● дополнительного образования взрослых;
● дополнительного образования детей;
● специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
● для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
4 Можно ли считать, что продуктом деятельности в образовании является квалифицированная рабочая сила, знания? Обоснуйте.
5 Сущность категории «экономика образования». Предмет, объект задачи дисциплины.
Экономика образования – важная ветвь системы экономических наук. Эта наука занимается исследованием совокупности производственных отношений во взаимодействии с производительными силами
Экономика образования как наука имеет дело с постижением объективных экономических процессов и закономерностей их развития в сфере обучения людей и подготовки квалифицированных работников. Это одна из отраслевых экономических наук, которая имеет свой предмет и решает специфические задачи.
Предмет её можно определить так: это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них. Она исследует и выявляет особенности действия экономических закономерностей и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.
Как конкретная наука и учебная дисциплина экономика образования обладает своим, только ей присущим предметом, то есть объектом и субъектом изучения.
Объектом являются своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности, процесс создания и обмена образовательных услуг.
Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность.
Сами экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг, многолики и выходят за пределы системы образования.
К этим отношениям можно отнести следующие: отношения между государством и отдельным тружеником; между обществом и всеми занятыми в системе образования, а также в отдельных её звеньях и учебных заведениях; между трудовыми коллективами общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений; между педагогическими коллективами и учащимися.
Исходной задачей экономики образования следует считать выделение сферы образования в качестве объекта и изучение его свойств с целью выяснения общих и специфических черт, признаков и отличий.
Задачами экономики образования также являются:
- определение места образования в народном хозяйстве страны;
- исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования;
- установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;
- поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг.
6 В чем заключается специфика производительных сил в отрасли образования?
Целесообразная производительная деятельность имеет место при наличии трёх элементов: труда человека, предметов труда и средств труда
В сфере образования компоненты процесса труда явно своеобразны, существенно отличаются от подобных элементах в отраслях материального производства.
|
|
Главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Это, как правило, высокообразованные люди, имеющие специальную подготовку и способные успешно заниматься обучением и воспитанием подрастающего поколения, готовить квалифицированных молодых работников, специалистов народного хозяйства и систематически повышать их квалификацию.
Значит, характерная черта сферы образования – высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели. В педагогической деятельности преобладает умственный труд, отличающийся от физического тем, что предметом операционных действий выступают не материальные вещи, а идеальные понятия, знания и умения.
Отрасли образования присущ также и своеобразный предмет труда. В отличие от материального производства, в образовательном процессе предметом воздействия служит не вещество, а высшее существо природы – сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся – личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определёнными объективными законами.
Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса в качестве сложной саморегулирующейся системы, обладающей огромными творческими возможностями.
Учащийся одновременно выступает потребителем образовательных услуг и соучастником их производства. В этом состоит существенная особенность создания этих услуг в отличие от услуг в большинстве других отраслей материального производства.
Средства труда, применяемые в образовании, тоже специфичны. В то время как в материальном производстве для преобразования предметов труда в продукт широко используются и играют важную роль вещественные (технические) орудия труда, в просвещении они имеют подсобное значение.
Главным и своеобразным «орудием труда» преподавателя, как и учёного, являются знания.
Но знания, как и вещественные средства труда, подвержены моральному износу (старению).Поэтому их надо постоянно пополнять и обновлять.
|
|
Нередко специалисты по социально-экономическим проблемам ошибочно усматривают важную особенность отрасли образования в неразрывности производства и потребления образовательных услуг. На самом деле процесс потребления (использования) знаний, навыков и умений не заканчивается, а только начинается с момента их потребления первоначально от преподавателя.
Образование как отрасль, а также неотъемлемая составная часть народного хозяйства и необходимое звено общественного воспроизводства, характеризуется тем типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему хозяйству страны в целом. Однако эти отношения в сфере образования имеют особенности. Они обнаруживаются, в частности, в отношениях собственности, в обмене деятельностью работников просвещения с тружениками иных отраслей народного хозяйства, в способах и формах возмещения затрат труда и материальных средств, в реализации хозяйственного механизма.