Дайте оценку внешней политике Италии в средиземноморском регионе и балканах

44. Охарактеризуйте основные направления сотрудничества Италии с ЕС и ОБСЕ

Если до недавнего времени приоритетным направлением итальянской внешней политики был регион Средиземноморья, то в новом тысячелетии произошло смещение акцентов – интеграции и взаимодействие Италии с институтами ЕС стали центральными задачами внешнеполитического курса Италии. В 1957 году Италия стала одной из государств-основателей Европейского Экономического Сообщества – теперь Европейского Союза (ЕС). Берлускони на словах выступал за более тесную интеграцию Италии в Евросоюз и во время предвыборной кампании пообещал сделать голос Италии одним из решающих в ЕС. В качестве одного из приоритетов программы нового кабинета Берлускони на 2002 год было участие в саммите Евросоюза.

Сам Берлускони предпочел бы видеть в Евросоюзе альянс суверенных государств, берегущий их национальные традиции. Как заявил Берлускони: “Мы горды быть частью Европы. Мы гордимся специальными отношениями, которые мы имеем с ЕС. Мы будем внимательно работать в следующих нескольких месяцев и лет в этом направлении и развивать дальнейшие отношения”.

Несмотря на то, что правительство Берлускони испытывало недостаток дружеских отношений со стороны некоторых европейских лидеров, традиционная про-европейская политика Италии не изменилась в течение деятельности второго правительства Берлускони. В прошлом, итальянские правительственные должностные лица часто и эффективно использовали потребность к согласию в Европейском Сообщества, чтобы получить поддержку для проведения внутренней политики, которую иначе было более трудно осуществить. Теперь, в связи с изменением внешнеполитических процессов, итальянская внутренняя и внешняя политика стала более самостоятельной и даже независимой, о чем и свидетельствует «феномен Берлускони».

Занимая должность президента ЕС, Берлускони надеялся, что его энергичная деятельность на этом почетном посту привлечет симпатии избирателей, что принесет дополнительные преимущества в ходе избирательной кампании. Однако, неординарная личность президента Берлускони на фоне европолитиков и евробюрократов привлекала слишком много внимания к процессам, происходящим в Италии, особенно к свободе прессы и независимости судебной системы. Таким образом, президентство в ЕС доставило итальянскому премьеру больше политических скандалов, чем политических дивидендов.

Председательствование Италии в ЕС не стало историческим: дебаты по общеевропейской конституции продолжались, продолжались многочисленные дебаты по поводу нелегальной миграции, а саму Италию потрясали забастовки по поводу реформы пенсионной системы. Все это не могло не расстраивать премьера Берлускони, который пытался в этот период играть роль общеевропейского политического деятеля.

Вследствие этого, европейская политика Италии отличается двусмысленностью и «микроголлизмом», так как она обусловлена потребностями двойственного характера: сохранять преемственность и акцентировать оригинальность внешнеполитического подхода, соблюдать старые обязательства и правила игры европейской политик, с одной стороны, и делать сенсационные, фантастические и даже безумные заявления (например, о возможности интеграции в ЕС России, Турции и Израиля и т.д.) с другой. В то же самое время, уверенность правительства Берлускони чувствуется во взятии нехарактерной для итальянской дипломатии утвердительной позиции на переговорах ЕС. Одним из приоритетов Италии на посту председателя ЕС включали в себя углубление сотрудничества между государствами-членами ЕС по вопросам безопасности, предоставления убежища и иммиграции. Планы по предотвращению нелегальной иммиграции правоцентристской коалиции Берлускони на время президентства Италии в ЕС были весьма честолюбивы. Так, Италия хотела бы решить проблему нелегальной иммиграции посредством конкретных соглашений. Особенно важной для ЕС проблемой Берлускони назвал разработку европейского подхода к проблеме ищущих убежища и иммигрантов-правонарушителей. Цель общей подхода не только должна была развить общую политику в этих сферах совместных действий, но также и принимать общие и эффективные стратегии. Выступая уже как председатель ЕС, Берлускони рекомендовал вступить в переговоры с мусульманскими странами южного Средиземноморья, поскольку именно правительство Италии обеспокоено ростом нелегальной иммиграции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: