Болезни на «нервной почве» 4 страница

ко, позади которого находится обслуживающий персонал, а впереди — обслуживаемая клиентура, посетители, публика. Служащих убеждают, а публику призывают делать дело с улыбкой на лице». Несомненно, что если эти призывы и убеждения находят отзвук, то от этого только выигрывают люди и дело. Встречавшиеся у нас недавно призывы типа «Покупатель и продавец — будьте взаимно вежливы», пре­следуют, в принципе, те же цели, предложение, по крайней мере, не портить настроение друг другу. Однако ни у кого не было стимула реагировать на эти формальные рекомен­дации.

Но, к сожалению, и сейчас благие намерения о вежли­вости и культуре в учреждениях, призванных обслуживать население, далеко не всегда воплощаются в поведении ра­ботающих там людей. Это ведет к тому, что таксист, не желающий по каким-то своим соображениям ехать по ва­шему маршруту, захлопывает перед вами дверь автомобиля; продавщица магазина произносит сакраментальную фразу: «Вас много, а я одна»; диспетчер аэропорта безразлично и холодно отвечает: «Не знаю. Неизвестно»; а сотрудни­ца справочной службы гостиницы просто не реагирует на телефонные звонки.

Ф

Наше настроение во многом зависит от настроения окружающих, от их эмоциональных реакций, от их от­ношения к нам, проявляющегося в словах, в мимике, в поступках.

Вот, например, фрагмент разговора, подслушанно­го журналисткой в одном из ателье между приемщицей и посетителем: «Вы ответите наконец? Третий раз спраши­ваю!» — «Я не виновата, что вы глухие!..» — «Скажите, ате­лье открыто в воскресенье?» — «Еще чего! С ума сойдешь вас каждый день видеть!» Судя по ответам, приемщица тренируется в острословии, но как дурно влияет ее без­образная манера вести диалог на настроение посетителя и скольким людям она может испортить его в течение дня! Чем измерить тот вред, который наносит человеку такой


------------------------------------------------- БЕРЕГИТЕ ЛЮДЕЙ ----------------------------------------- С^ЙК

сотрудник сферы обслуживания или чиновник, являющий­ся государственным служащим?

И какое значение могут иметь сияющие табло вроде «Добро пожаловать!», «Спасибо за покупки!», «Приходите к нам еще!», если они не подтверждены добрым отношением к людям?

Содержание нашей Конституции дает людям право на осознание чувства собственного достоинства. Как будто бы нет законных предпосылок, которые давали бы основание одному человеку унижать другого. Каждый человек — сво­бодная личность, которую никто не имеет права обидеть, оскорбить.

К сожалению, до сих пор можно встретить любителей продемонстрировать свою власть над людьми, покуражить­ся, а то и в силу своих возможностей поизмываться над ними. Даже занимая весьма скромное служебное положе­ние, некоторые умудряются находить способы удовлетво­рить свое гипертрофированное тщеславие: официантка «из принципа» обходит столик неприглянувшегося ей по­сетителя, регистратор поликлиники по каким-то ей одной известным соображениям отказывает больному человеку в выдаче имеющегося у нее талончика к врачу.

Некоторые наделенные властью чиновники государ­ственных учреждений, осознавая практическую неприкос­новенность собственной личности, в общении с людьми, вынужденными посещать эти учреждения в качестве по­сетителей, проявляют по отношению к ним формализм, бюрократизм, а нередко и корысть, считают для себя воз­можным проявлять неуважение и пренебрежение к граж­данам, как бы подчеркивая таким образом свое право на вседозволенность и в то же время и полное право помыкать другими людьми.

Журналист Б. Рымарь описал как-то в «Литературной газете» скромного, смирного и незаметного, с точки зрения начальства, работника райсобеса, который в глазах посети­телей «вырастал в мощную, несдвигаемую фигуру, в такую неодолимую силу, что иной смотрел на него с ненавистью.

– Из ЖЭКа справку надо ли? — спрашивает у него ста­рушка, пришедшая оформлять пенсию.


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

Он тихим голосом отвечает:

Да, надо.

Когда старушка приносит справку из ЖЭКа, он замеча­ет, что нужна еще справка о годах ее работы в деревне. Ста­рая женщина едет в деревню, привозит оттуда документ, но оказывается, что он не так составлен.

— Что же ты, сынок, сразу не объяснил, как его пи­
сать? — в отчаянии спрашивает просительница, а он мол­
чит, роясь в каких-то бумагах.

К нему можно было ходить неделями, месяцами, и все без толку...»

На эмоциональную сферу людей, на их нервную систему вредно влияют недостатки в работе предприятий быта, тор­говли, транспорта. Настроение портит необходимость бес­смысленно тратить время на ожидание в очередях. Большое влияние на здоровье людей оказывают разногласие и ра­спри в семьях, которые принято считать основными ячей­ками человеческого общества. «Состояние семьи, — пишет психолог Б.С. Алякринский, — отражается прямо или опо­средованно на состоянии общества в целом. Семья являет­ся одним из наиболее постоянных источников настроений, длительных и устойчивых переживаний всех ее членов: они приносят эти настроения на производство, в учреждения, в школы, в институты, в научно-исследовательские лабо­ратории, в любой коллектив, с которым им приходится так или иначе соприкасаться. Их отношения с товарища­ми, знакомыми, сотрудниками, с незнакомыми людьми на улице, в транспорте и т.д. окрашены тем эмоциональным оттенком, который отражает сложившуюся в семье обста­новку. Счастливая семья генерирует бодрые, стенические переживания, семья несчастливая — переживания тяжелые, астенические, негативные. Счастье же или несчастье семьи целиком зависит от чувств, испытываемых ее членами (пре­жде всего мужем и женой) по отношению друг к другу».

На эмоции людей, на их нервную систему вредно вли­яют недостатки в работе предприятий быта, торгов­ли, транспорта.


------------------------------------------------- БЕРЕГИТЕ ЛЮДЕЙ ----------------------------------------- C^eS

Если человек уходит из дома в плохом настроении и к тому же, оказавшись на службе, не может или не счита­ет нужным обуздать свои отрицательные эмоции, он пор­тит настроение окружающим его людям грубым, резким, обидным словом или неадекватными данной обстановке и потому немотивированными в глазах окружающих, подчас оскорбительными для них поступками. Тогда говорят, что человек «срывает свое зло на других». Это, в свою очередь, обусловливает новые конфликтные ситуации, вовлекая в них новых участников.

Причиной того, что один человек портит настроение другим людям, может быть его бестактность, бескульту­рье, нарочитая грубость, хамство, которые, кстати, обычно представляют собой не что иное, как дефект воспитания. Известно, например, что один хулиган может испортить настроение целому коллективу. Автору как-то пришлось присутствовать на свадьбе, на которую были приглашены только хорошо знакомые между собой люди. Обстановка складывалась теплая, дружеская. Праздник обещал быть веселым, лица молодоженов и их близких светились ра­достью. Но вот пришел один запоздавший гость и привел с собой приехавшего к нему в гости родственника. Вско­ре этот родственник, перебрав спиртного, стал приставать к соседям по столу, грубить. Его пытались урезонить, но безуспешно. В итоге распоясавшегося хулигана пришлось выдворить. Обстановка, казалось бы, должна была норма­лизоваться, но этого уже не произошло. Праздник, кото­рый обещал оставить светлый след в памяти молодоженов, оказался испорченным окончательно и бесповоротно. Осо­бенно было обидно виновникам торжества, да и гости рас­ходились в дурном расположении духа — каждый чувство­вал себя в какой-то степени виноватым.

 

Причиной того, что один человек портит настроение другим людям, может быть его бестактность, бескуль­турье, нарочитая грубость, хамство, которые часто представляют собой не что иное, как дефект воспита­ния.



sr

ЭМОЦИИ НА 100%

общении между людьми важны взаимная доброжела­тельность, тактичность. «Мы должны, — писал А.М. Горь­кий, — научиться относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное, самое высокое соз­дание в мире — это человек». «Человек — это звучит гор­до», — произносит один из его литературных героев.

В человеческом коллективе особенно ценны люди, име­ющие «душевного тепла запас» (Л. Татьяничева), люди, у которых природное чувство такта сочетается с добротой и благоразумием, люди, умеющие приободрить терпяще­го неудачу, утешить печального, вразумить ошибающего­ся, помочь тому, кто в этой помощи испытывает нужду. Поддержанию друг у друга хорошего настроения способ­ствует вежливость. «Ничто не дается так дешево и ничто не ценится так дорого, как вежливость» (М. Сервантес). Вежливость, правила хорошего тона призваны демонстри­ровать уважение к окружающим и тем самым щадить чув­ства людей, ограждать их от излишних обид, удовлетворять свойственное каждому человеку чувство собственного до­стоинства.

Кажется, нет человека, который не желал бы вежливо­сти по отношению к себе, но как много людей, которые не считают нужным самим быть вежливыми с другими! От­мечали ли вы, например, что некоторые, общаясь с людь­ми, занимающими меньший служебный пост и имеющими меньший материальный достаток, привыкли обращаться к ним на «ты» и называть их по имени, хотя вовсе не нахо­дятся с ними в дружеских отношениях и не мыслят, чтобы они позволили себе в ответ подобное? В повести К.М. Си­монова «Двадцать дней без войны» военный корреспон­дент Лопатин оказывается за одним столом с известной, даже великой, пожилой актрисой Зинаидой Антоновной. При этом он обратил внимание на то, что всех, сидящих за столом, и в том числе людей совсем молодых, «она на­зывает только по именам и отчествам. Лопатин вспомнил слышанный еще до войны, в Москве, рассказ, что она в театре всегда зовет по именам и отчествам даже студийцев, мальчишек и девчонок, — и он посреди разговора спросил, правда ли это.


ф


БЕРЕГИТЕ ЛЮДЕЙ

К сожалению, правилам хорошего тона далеко не всегда достаточное внимание уделяется в семье, в школе.


^


– Разумеется! Я привыкла к напраслинам, но это как раз правда, — сказала она. — А кто дал мне право, работая в одном с ними театре, обращаться к ним как-то по-другому, чем они обращаются ко мне, — возраст, должность, звание или относительно большая, чем у них, известность? Что? Неужели вам не стыдно перед другим человеком, когда вы по собственному произволу присваиваете себе право назы­вать его, как вам вздумается, на «ты» или на «вы», по имени или по имени-отчеству, а у него по отношению к вам этого права нет; вы заранее мысленно лишили его этого права! Не выношу — «Петька», «Колька», «поди», «принеси» — и мне никто не Колька и я никому не Зинка — ни в пятьде­сят, ни в двадцать. Не люблю произвола! Терпеть не могу!

А вы терпите? Или, может быть, вы и сами грешите тем же? Тогда прочтите монолог Зинаиды Антоновны еще раз, вдумайтесь в его смысл. Ведь она глубоко права и осуждае­мая ею манера общения с окружающими — это порочный пережиток былых времен, когда унаследованный титул или туго набитый кошелек делали неоспоримым превосходство одного человека над другим. Люди, которым свойствен этот пережиток, вольно или невольно проявляют себя эгоиста­ми, и общение с ними для окружающих всегда представля­ется неприятным и нежелательным, какое бы обществен­ное положение эти люди ни занимали.

Вежливыми следует быть не только с друзьями, но под­час и с недругами. Недаром вежливость с давних пор — обязательное качество дипломата, ибо если дипломаты и государственные деятели игнорируют правила хорошего тона, то вряд ли они могут сидеть за одним столом и до­биваться позитивных решений в общении с людьми, пред­ставляющими правительства стран, идеология и интересы которых могут быть им принципиально чуждыми.

Правила хорошего тона, обеспечивающие истинную культуру поведения, обычно практичны, удобны, целесо­образны, построены на принципе уважения человеком че­ловека. Они учат людей искусству общения, умению произ-161


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

вести на окружающих наиболее благоприятное впечатление своими манерами, своей внешностью, культурой своего по­ведения.

К сожалению, правилам хорошего тона далеко не всегда достаточное внимание уделяется в семье, в школе. Это при­водит к тому, что культура поведения людей порой нахо­дится не на должном уровне. Многие, особенно молодежь, отчетливо осознают недостаточность знаний и навыков в этой области. Поэтому культура поведения несомненно нуждается в пропаганде. Но правила хорошего тона, пра­вила поведения надо не только познать, а и прочувство­вать, усвоить. «Можно утверждать, — пишет Г.Х. Шинга-ров, — что нравственно воспитанным и зрелым человеком будет не тот, кто лишь знает нормы и правила поведения, а тот, у кого знания связаны с чувством, с определенным эмоциональным отношением и составляют его убеждения, сердцевину его личности». Как указывал Н.А. Добролюбов, «убеждение и знание только тогда и можно считать истин­ным, когда оно проникло внутрь человека, слилось с его чувством и волею, присутствует в нем постоянно, даже бес­сознательно, когда он вовсе о том не думает».

Ф

Вежливыми следует быть не только с друзьями, но подчас и с недругами.

На производстве, где человек проводит большую часть жизни, особое значение для людей имеет уровень культуры руководителей, призванных организовать, сплотить и на­править в нужное русло работу человеческого коллектива. Работать под руководством человека доброжелательного, уважающего своих подчиненных, проявляющего культуру и такт в общении с ними, бывает приятно и интересно. В коллективе, возглавляемом таким руководителем, обыч­но создается атмосфера, оптимально способствующая рас­крытию творческих возможностей каждого сотрудника, благотворно сказывающаяся на их здоровье и производи­тельности труда. Дух взаимного уважения, взаимопони­мания, доброжелательности царил, например, в научных коллективах, возглавляемых физиологом И.П. Павловым и


------------------------------------------------- БЕРЕГИТЕ ЛЮДЕЙ ----------------------------------------- C^eS

физиком Э. Резерфордом, неврологом В.М. Бехтеревым и генетиком Н.И. Вавиловым…

Своей доступностью и тактичностью в общении с людь­ми известны многие выдающиеся деятели нашей литерату­ры и искусства. Так, прославленный на весь мир, ставший при жизни классиком, А.М. Горький был человеком ис­ключительно большой души и всегда видел в собратьях по перу своих последователей, относясь к ним с максималь­ным вниманием, оказывая им всемерную помощь. «Есте­ственно, что люди, впервые видевшие Горького, — отмечал писатель Лев Никулин, — несколько смущались, как обыч­но смущаешься в присутствии великого человека. Но тотчас они чувствовали доброжелательность, сердечность Алексея Максимовича, их приободрял теплый, товарищеский тон, его интерес к людям, к их жизни, к труду... Только в памя­ти тех, кто видел писателя, сохранилась теплота и нежность в его взгляде, когда он вспоминал о талантливых, одарен­ных и скромных людях, искра гнева в его глазах, когда он говорил о врагах или о дурных, ничтожных людях».

Люди, которым свойственны оптимизм, бодрость, ак­тивная деятельность, способны заряжать других жизненной энергией, вдохновлять на преодоление трудностей, вселять в них уверенность в собственные силы, в достижимость за­ветных целей. Общение с такими людьми обогащает, обла­гораживает, укрепляет чувство гуманности, приносит сча­стье. Способностью к такому положительному влиянию на окружающих обладал, например, выдающийся советский педагог А.С. Макаренко. Вспоминая о нем, в прошлом его воспитанник, учитель В. Терский пишет так: «Красота личного поведения Макаренко очаровывала, нравилась, за­ражала. Все стремились ему подражать. Поэтому люди от­казывались от дурного тона, отрешались от претензий на выражение благодарности им лично и учились радоваться успехам других».

 

Люди, которым свойственны оптимизм, бодрость, ак­тивная деятельность, способны заряжать других жиз­ненной энергией, вдохновлять на преодоление труд­ностей, вселять в них уверенность в собственные силы.


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

Влияние людей друг на друга исключительно велико. Оно проявляется не только индукцией эмоционального состояния, но и тенденцией к подражанию, которая осо­бенно свойственна детям и молодым людям, но в той или иной степени выражена и у взрослых, особенно если они не имеют собственных твердых убеждений. Так как человек «родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я есмь я», то, — как говорил К. Маркс, — человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека». В связи с этим очень важно, чтобы избранный для подражания субъ­ект был бы на самом деле достоин этого. Тогда общение с таким человеком сможет принести ощутимую, а иногда и большую пользу. Английский психолог С. Смайлс в связи с этим высказывался следующим образом: «Один вид вели­кого и добродетельного человека вдохновляет молодых лю­дей, которые невольно преклоняются и чувствуют влечение ко всему, что мужественно, честно, правдиво, великодушно и благородно... Энергия характера всегда в силах пробудить энергию в других... Ревностный, энергичный человек бес­сознательно увлекает за собой других. Пример его заразите­лен и невольно вызывает подражание. Он обладает какой-то электрической силой, которая проникает во все фибры окружающих его людей и зажигает в них искры огня».

Жизненный опыт подсказывает, что настроение в кол­лективе — это не арифметическое слагаемое настроений отдельных его членов. Во многом оно определяется их взаимоотношениями, степенью симпатии и антипатии друг к другу. «Даже в здоровом коллективе, — пишет психиатр Л. Земсков, — могут существовать такие сложнейшие и тон­чайшие взаимоотношения между отдельными маленькими группами, а особенно внутри этих маленьких групп — в бригаде, в квартире, в семье, наконец, которые отнюдь не способствуют укреплению нервно-психического здоровья людей. Оказывается, бывают люди, которые просто не­совместимы друг с другом. Появляется один такой «несо­вместимый» в коллективе и что-то начинает происходить с окружающими. Они нервничают, возникает атмосфера взаимной неприязни и раздражения, резко падает произво­дительность труда».


------------------------------------------------- БЕРЕГИТЕ ЛЮДЕЙ ----------------------------------------- С^ЙК

Понятно, что далеко не всегда можно избежать наличия в коллективе людей, питающих взаимную антипатию, но можно по крайней мере не допускать тесного, близкого, длительного общения таких людей. Выяснению истинных отношений членов коллектива друг к другу могут помочь очень простые опыты с выбором. В основе их лежит вы­бор каждым человеком тех из своих коллег, которых он предпочитает всем остальным, или же, наоборот, обще­ние с которыми считает для себя нежелательным. О та­ком эксперименте, стихийно проведенном учениками-семиклассниками, поведал в рассказе «Дни народовластия» писатель Илья Зверев. Классная руководительница Ариадна Николаевна разрешила ребятам из 7-го «Б» самим выбрать себе соседа по парте. Ребята решили, что каждый выберет себе соседа путем тайного голосования. Что же из этого вышло? При проверке результатов оказалось, что кто-то выбран пятнадцатью учениками, кто-то семью, кто-то тре­мя, а большинство оказалось никем не выбранными. Такие эксперименты могут дать много сведений, способствующих уточнению истинной психологической обстановки в кол­лективе, сведений, полезных прежде всего его руководите­лям. Это дает им возможность обеспечить минимум точек соприкосновения между питающими друг к другу антипа­тию людьми и максимально нормализовать в коллективе «эмоциональный климат». Однако сам по себе экспери­мент, если результаты его окажутся общеизвестны, может для многих быть огорчительным, так как быть никем не выбранным всегда неприятно. И потому совершенно права была председатель совета отряда 7-го «Б» Кира Пушкина, которая после выяснения результатов голосования строго сказала: «Эти цифры нельзя объявлять!»

 

Настроение в коллективе — не арифметическое сла­гаемое настроений отдельных его членов. Во многом оно определяется их взаимоотношениями, степенью симпатии и антипатии друг к другу.


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

Опыты с выбором — явление, с которым приходится встречаться в жизни очень часто. Уже в детском саду мож­но отметить наличие у детей симпатий и антипатий. Во время игр они обычно группируются в зависимости от того, как относятся друг к другу; при этом один ребенок чувству­ет себя в коллективе как рыба в воде, другой же сходится с детьми с трудом, долго дичится коллектива, а подчас так и не может по-настоящему в него «вписаться».

Приблизительно 300 лет назад Ж. Лабрюйер в «Мак­симах» отмечал, что «...все чувства имеют свой голосовой тон, свои жесты и выражение лица, присущие им; и эта связь, хорошая или плохая, приятная или неприятная, де­лает людей приятными или неприятными нам». И когда мы впервые встречаемся с человеком, то у нас создается о нем прежде всего чувственное, эмоциональное впечатление, основанное на подсознательном подчас синтезе немного­численных сведений, которые мы получили о нем благода­ря своей наблюдательности, позволившей отметить какие-то особенности его внешности, мимики, жестов, манеры держать себя в обществе, говорить... Это первоначальное эмоциональное впечатление нередко, хотя и не всегда, ока­зывается достаточно верным и играет немаловажную роль в сближении людей или же в развитии у них неприязни друг к другу».

В зависимости от того, как складываются взаимоотно­шения между людьми, они могут перерасти в неприязнь, вражду или же в товарищество, дружбу, любовь, сопрово­ждаясь при этом соответствующими отрицательными или положительными эмоциями, варьирующими по степени своей выраженности. Такие чувства, как товарищество, дружба, любовь, вызывают взаимное стремление к обще­нию, делают это общение приятным, возможно, радост­ным, а иногда и доставляющим счастье. А это помогает жить и работать, делает жизнь более интересной и содержа­тельной, стимулирует активность и настойчивость, способ­ствует совместному достижению намеченных целей.

Когда между членами семьи имеются не только узы любви и родства, но и общность интересов, семья, как пра­вило, самая крепкая, самая жизненная, самая деятельная


------------------------------------------------- БЕРЕГИТЕ ЛЮДЕЙ ----------------------------------------- C^eS

и может своим совместным трудом обеспечить максималь­ную пользу обществу. В такой семье люди помогают друг другу, вдохновляют друг друга на труд, делают этот труд радостным, а жизнь счастливой. Вот что рассказывает кос­монавт Г.Т. Береговой о том, как он вместе с женой прео­долевал сложности трудного периода их семейной жизни в годы учебы: «...Учеба давалась нелегко. Особенно на двух последних курсах. Частенько приходилось засиживаться по ночам. Была, правда, у меня в то время постоянная пси­хологическая поддержка. Жена заканчивала исторический факультет МГУ, и ночные бдения над конспектами и учеб­никами проходили не в одиночку. Вдвоем, да еще с лю­бимым человеком, любое дело легче. И пусть, пока один из нас вникал в тонкости и интриги внутренней политики какого-нибудь Ивана Калиты, другой в то же время ломал голову, рассчитывая работающую на срез или скручивание балку из учебника по сопромату, — все равно эмоциональ­ное взаимодействие, которое связывало нас в эти часы, по­могало обоим... Связывает не только общность дела, кото­рое делают вместе, а уже и сам процесс совместной работы. Так уж счастливо, так удачно устроен человек...»

 

Такие чувства, как товарищество, дружба, любовь, вызывают взаимное стремление к общению, делают это общение приятным, возможно, радостным, а ино­гда и доставляющим счастье.

Психологическая совместимость супругов — обязатель­ное условие прочности семьи. Отсутствие ее — главная причина разводов. Семейный очаг гаснет, если иссякает любовь, иссякает взаимная симпатия супругов, ибо только эти чувства могут быть основой прочной и счастливой се­мьи. В связи с этим прав испанский поэт Л. Пастори, кото­рый возможной причиной разрыва отношений с любимой «с ореховыми глазами, со взглядом, похожим на древние письмена», считает ее неумение понять, «что в доме всему опорою — сердце, а не камень, из которого сложен фун­дамент».


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

Психологическая совместимость — необходимая основа устойчивости любого маленького по числу членов коллек­тива, но прогнозировать ее весьма сложно. Нередко, каза­лось бы, в отдельности хорошие люди не могут переносить тесного общения друг с другом, так как необходимость та­кого общения раздражает их, ведет к отрицательным эмо­циональным реакциям. «Группа, — говорил В.М. Бехте­рев, — это не сумма индивидов, а единый организм». По­ведение человека в связи с этим может весьма существенно изменяться в зависимости от того, в состав какой группы он входит в данный момент.

Обычно дети объединяются в группы значительно легче, чем взрослые. Приведет мама за руку ребенка на детскую площадку городского сада, и через десять минут он уже мо­жет оказаться полноправным членом детского коллектива, строящего песочную крепость. Но вместе с тем общеиз­вестно, что поведение ребенка дома и в детском саду или в школе порой оказывается различным. Учителя прекрасно знают, что перевод ученика в параллельный класс подчас весьма существенно сказывается на его отношении к заня­тиям, на его активности в классе, на характере его общения с окружающими.

В более зрелом возрасте создавать коллектив становит­ся сложнее. Устойчивые группы взрослых образуются в основном при условии общности интересов, целей, идей, ибо общность эта является наиболее надежной основой для взаимных симпатий, дружбы. Наиболее удачно составлен­ные психофизиологически совместимые группы состоят из людей, имеющих не только определенную общность целей, но и совместимость нервно-эмоциональных и поведенче­ских реакций. Такие группы называют гомфотерными (от греческого «гомфо» — сбивать, сколачивать). Гомфотерные группы отличаются высокой устойчивостью и жизнеспо­собностью. В них проявляется тенденция к уравновешива­нию характеров, вкусов и привычек людей. Это приводит к тому, что после длительного пребывания в условиях от­носительной или абсолютной изоляции члены такой груп­пы начинают во многом походить друг на друга. При этом


^3

БЕРЕГИТЕ ЛЮДЕЙ

гомфотерность группы обычно возникает не сразу, а мируется в процессе общения.

Особенно желательна гомфотерность в таких коллекти­вах, которые малы по составу и должны находиться в усло­виях изоляции длительное время, — группы сейсмологов или метеорологов, живущих в безлюдной местности, поляр­ные экспедиции, экипажи космических кораблей и т.п.

В связи с этим перед специалистами по коллективной психологии стоит важная задача прогнозирования возмож­ности формирования гомфотерных групп на основании данных изучения нервно-эмоциональных реакций отдель­ных личностей. Примером вполне успешного решения этой задачи является достижение практически полной гом-фотерности в экипажах многоместных космических кора­блей, которые при выполнении сложнейших заданий, как правило, проявляют исключительную слаженность в работе и эмоциональную уравновешенность.

 

Обычно дети объединяются в группы значительно легче, чем взрослые. В более зрелом возрасте созда­вать коллектив становится сложнее.

Если же в состоянии длительной изоляции оказывается группа случайных людей, то для них могут оказаться харак­терны обусловленные психологической несовместимостью отрицательные эмоциональные реакции, и тогда эти люди будут раздражать друг друга своим внешним видом, мане­рами, поступками, словами и в конце концов они могут стать ненавистны друг другу. В этом случае, как рассказы­вает опытный полярный исследователь, американский ад­мирал Бирн, для изолированного человеческого коллектива может наступить «такой день, когда ни у кого не останется ничего, что можно было бы рассказать другим... Манера каждого тушить лампу, ставить ботинки на пол или прини­мать пищу будет раздражать всех остальных... В полярных условиях самые незначительные события могут довести даже дисциплинированного человека до безумия». Любая


sSCt--- 1 -------------------------------------- ЭМОЦИИ НА 100% -----------------------------------------------------

отрицательная эмоция в такой ситуации может перерасти в аффективное состояние, во время которого человек спосо­бен к неадекватным поступкам, вплоть до преступления.

Ф

«Если вы хотите поощрить ремесло человекоубий­ства, заприте на месяц двух человек в хижине восем­надцать на двадцать футов. Человеческая натура это­го не выдержит».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: