Решить проблему «чужого поля» с точки зрения информационной теории эмоций должна помочь максимальная предварительная информированность спортсменов об условиях соревнований и о спортсменах, с которыми придется встретиться «на выезде». В этом отношении может быть весьма полезной содержательная беседа о стране, в которой команде предстоит выступать, о нравах и обычаях ее народа, о состоянии спортивного зала или стадиона, на котором будут проводиться состязания. Неплохо, если рассказ будет иллюстрирован кинокадрами, которые могли бы помочь спортсмену зрительно представить себе будущие условия быта и соревнований. Перед наиболее ответственными состязаниями (такими, например, как Олимпийские игры) для спортсменов заранее, в период подготовительной работы, во время тренировок могут создаваться условия, приближенные к условиям предстоящих спортивных баталий. С этой целью для подготовки к состязаниям спортсмены обычно выезжают на местность, высота, рельеф и климат которой близки аналогичным параметрам местности, где ожидается проведение основных выступлений. Обращается внимание на обеспечение спортсменов во время тренировок спортивным инвентарем, тождественным тому, с которым предстоит выступать на соревнованиях. Для тренировок подбираются спарринг-партнеры, хорошо, если они по стилю выступления напоминают будущих основных соперников. В большинстве случаев полезно знакомить спортсменов и с выступлениями этих соперников, наблюдая их непосредственно или по ранее заснятым кинолентам. Такому виду предварительной подготовки большое внимание уделяют, в частности, тренеры волейбольных и некоторых других команд Японии.
«5 |
ЭМОЦИИ НА 100%
Спортсменов могут волновать опасение опоздать на стадион или в спортивный зал, недружелюбные высказывания местной прессы, непредвиденная специфика местных условий. Все эти и многие другие факторы могут быть причиной «предстартовой лихорадки» и ее парализующего влияния на физические возможности спортсмена.
Некоторые тренеры и спортивные психологи делают попытки приучить спортсменов к отрицательной или даже откровенно враждебной реакции болельщиков, с которой иногда приходится сталкиваться, особенно при выступлениях на стадионах, где принято перед спортивными выступлениями заключать пари, приводящие к материальной заинтересованности болельщиков в исходе состязания. Так, бразильские футбольные тренеры взяли на вооружение магнитофоны и «закаливают» эмоциональное состояние футболистов, сопровождая их тренировочные занятия несущимися из динамиков разъяренными воплями болельщиков и взрывами бумажных патронов, начиненных порохом.
Для обеспечения у спортсменов во время предстоящих соревнований стенического эмоционального состояния могут быть хороши самые разнообразные средства, ведущие к уменьшению дефицита информации и отвлекающие от тревожных мыслей. Мастер спорта Д. Рыжков рассказывал, что после выступлений в Москве футболистов сборной команды Бразилии ее психолог доктор Гослинг, немалая роль которого в триумфальном шествии этой команды на чемпионатах мира известна, увозил с собой пластинку с записью популярной советской песни «Подмосковные вечера». «Отныне, — сказал он, — наши футболисты будут готовиться к играм с русскими под мелодию поэтичной русской песни... Мне кажется, в ней выражены основные черты русской души. Будущих соперников нужно изучать особенно тщательно...» «С помощью пластинки?» — спросили его. «А почему бы и нет? Мои подопечные будут верить в то, что они знают душу или, если хотите, психологию ваших
------------------------------------------------- спорт И ЭМОЦИИ -------------------------------------- *—ЗЭ*
игроков. А уж знают ли они ее в самом деле — не столь важно».
Все это делается, чтобы спортсмен знал или хотя бы надеялся, что знает, с кем ему придется иметь дело, чтобы в сознании его не оставалось места неосведомленности, а вместе с тем сомнению, тревоге и уж тем более опасению, страху. Уверенность в своих силах — вот что нередко решает успех выступления в состязании с равным.
Но нельзя забывать при этом об индивидуальных особенностях эмоциональной сферы спортсменов. Так, опросы показали, что уверенность в победе над будущим соперником является прекрасным допингом приблизительно для 50 % спортсменов, но в то же время было выяснено, что около 20 % спортсменов лучше выступает под угрозой поражения. Если большинство спортсменов предпочитает состязаться на своих стадионах, то некоторые все же успешнее выступают «на выезде»: оказывается, дома, на глазах у своих родных, близких, друзей, они особенно боятся проигрыша. Избыточный «груз ответственности» обусловливает напряженность, скованность спортсмена во время выступления, и в результате обостренное желание показать себя как можно лучше приводит к обратному результату.
По-разному реагируют спортсмены и на изменчивость «спортивного счастья» в ходе поединка или турнира. Одних пропущенный гол или проигранный матч обескураживает, лишает уверенности, в других вселяет «спортивную злость», упорство, делает их выступление более содержательным и целеустремленным. Победа может не только вдохновлять, но и вызывать преждевременное чувство удовлетворенности, успокоенности, вести к «демобилизации» спортсмена в тот период, когда окончательный исход соревнования еще не ясен и соперник сохраняет шансы наверстать упущенное.
Таким образом, в процессе воспитания эмоциональной сферы спортсменов тренерам и спортивным психологам нельзя действовать по шаблону. Для достижения желаемых результатов им обычно приходится проводить большую вдумчивую индивидуальную работу со своими подо-
эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------
печными. Добиваться формирования у спортсменов нужного для победы в состязаниях эмоционального состояния приходится разными путями. Одного перед стартом надо успокоить, другого — разозлить, одного полезно отвлечь от мыслей о предстоящем выступлении, другому, наоборот, целесообразней помочь сосредоточиться на будущем состязании и последние часы и минуты перед соревнованием посвятить продумыванию тактики выступления, «настроиться на игру». Есть спортсмены, которым перед соревнованием полезно активно потренироваться, некоторым целесообразнее оставшиеся до выступления пару часов поспать. Тренеру и психологу приходится считаться с тем, что один и тот же метод психологического воздействия одного спортсмена подстегивает, активизирует, другого — обезоруживает.
Ф |
Победа может не только вдохновлять, но и вызывать преждевременное чувство удовлетворенности, успокоенности, вести к «демобилизации» спортсмена в тот период, когда окончательный исход соревнования еще не ясен и соперник сохраняет шансы наверстать упущенное.
Особое значение имеет эмоциональное состояние спортсмена, входящего в состав команды, так как ее спортивные успехи зависят от индивидуальных действий каждого игрока, а также от их сыгранности, взаимопонимания, отношения друг к другу, от их психологической совместимости. Известно, что возникновение конфликтной ситуации в команде может резко сказаться на характере и результатах ее выступлений, хотя индивидуальные качества и возможности каждого из спортсменов при этом остаются прежними. Знание психологии спортсменов полезно при формировании спортивной команды и не менее важно для поддержания в ней необходимого эмоционального тонуса. Однажды, когда успешно выступившая ранее команда наших гребцов резко снизила свои результаты, психологи точно смогли определить спортсмена, нарушившего существовавшее в ней ранее эмоциональное равновесие. После
"*3 |
СПОРТ И ЭМОЦИИ
его замены команда вновь повысила свои спортивные результаты и снова стала побеждать в ответственных соревнованиях.
У спортивного психолога имеется много способов воздействия на настроение, на «боевую готовность» своих подопечных. Выбор наиболее действенного из них в данной конкретной ситуации обычно предопределяет результаты его работы. Так, спортивный психолог Р. Загайнов, работающий с боксерами, серьезное внимание уделял расселению спортсменов в гостинице. Он считает нужным (и, вероятно, не без основания) по возможности изолировать проигравших и уже выбывших из борьбы боксеров для того, чтобы не допустить «заражения» ими своим обычно подавленным настроением тех, кому еще предстоит борьба. Он же считает нецелесообразным перед ответственным выступлением какое бы то ни было общение боксеров со своими будущими соперниками. Загайнов против того, чтобы боксер наблюдал предшествующий бой своего противника, так как согласно турнирным правилам соперником оказывается победитель этого боя; наблюдать же победный триумф своего будущего противника боксеру незачем. К тому же, как считает психолог, на ринге, когда смотришь из зала, боксер выглядит крупнее и мощнее, чем на самом деле, а это может привести к тому, что наблюдавший за ним из зрительного зала спортсмен может переоценить физические данные этого боксера, что, как правило, не способствует формированию эмоционального состояния, нужного для победы в предстоящем бою.
ф |
У спортсменов, приехавших в незнакомое место и поселившихся в гостинице, где они ведут монотонную, бедную впечатлениями жизнь, может развиться так называемая «гостиничная болезнь», которая проявляется угнетенным, тоскливым настроением.
Тренеры и психологи обратили внимание на то, что у спортсменов, приехавших в незнакомое место и поселившихся в гостинице, где они ведут монотонную, бедную
r^ |
ЭМОЦИИ НА 100%
впечатлениями жизнь, может развиться так называемая «гостиничная болезнь», которая проявляется угнетенным, тоскливым настроением, иногда повышенной раздражительностью. В связи с этим представляется разумным в периоды между тренировками и отдыхом организовать для спортсменов экскурсии по городу с целью ознакомления их с его достопримечательностями, посещения музеев, театров, загородные прогулки и другие мероприятия, способствующие улучшению настроения, снятию эмоционального напряжения.
Очень важно уметь поддержать у спортсмена хорошую спортивную форму в течение длительного времени и таким образом продлить ему «жизнь в большом спорте». Но что этому способствует: успехи или неудовлетворенность своими результатами? На первой конференции спортивных психологов представитель ЧССР доктор В. Гашек рассказал о результатах проведенного им исследования, которое показало, что успех, удача иногда отрицательно сказываются на дальнейших спортивных результатах, так как у спортсмена, «вкусившего» победу, может развиться чрезмерная самоуверенность, зазнайство. Он быстро привыкает к почестям, но при этом перестает упорно совершенствовать свое мастерство; в результате на смену победам приходят поражения. В связи с этим, по мнению В. Гашека, целесообразной является такая организация спортивной тренировки, при которой цепь удач время от времени прерывается «недостижением притязаний», т.е. относительной неудачей. Однако такая методика воспитания спортсмена, вероятно, целесообразна не всегда и может применяться лишь с учетом особенностей личности спортсмена.
ф |
Успех обычно сопутствует тем спортсменам, которые занимаются спортом с удовольствием, которым спорт доставляет радость.
Интересную мысль о том, какое восприятие победы способствует развитию успеха, высказывает двукратная чемпионка мира по художественной гимнастике Людмила
СПОРТ И ЭМОЦИИ
Савинкова: «Нельзя и не нужно привыкать к победам, рассматривать их как нечто само собой разумеющееся. Первая или двадцатая победа должна приносить вечно живое, новое ощущение радости... В каждой победе, от незначительной и до самой крупной, должна оставаться какая-то незавершенность. В сердце, наполненном радостью, должен остаться пусть маленький, но нерастворимый осадок неудовлетворения. Он не испортит собою радость. Он станет источником новых поисков».
Дальнейшие поиски методов психологического воздействия на спортсменов, которые могли бы с большой степенью надежности в нужное время обеспечить у них оптимальный по выраженности эмоциональный подъем, по всей вероятности, помогут открыть новые резервы физических сил, необходимых для дальнейшего повышения спортивных результатов, завоевания новых рекордов в спорте, повышения «спортивного долголетия». Надо сказать, что для достижения устойчивых высоких спортивных результатов необходимо не только иметь врожденные или приобретенные в процессе упорных тренировок физические данные и техническое мастерство, но и очень любить спорт.
Успех обычно сопутствует тем спортсменам, которые занимаются спортом с удовольствием, которым спорт доставляет радость. Вот что говорил в связи с этим ветеран отечественного хоккея девятикратный чемпион мира Вячеслав Старшинов: «Я пришел в хоккей мальчишкой, очарованный этой изумительной игрой. Игра доставляла мне неизъяснимое наслаждение и ощущение полноты жизни. И когда-нибудь я с сожалением покину большой хоккей, так и не сумев, видимо, отрешиться от этой мальчишеской всепоглощающей любви. Но поверьте мне, не может быть несчастливым человек, в жизни которого была хоккейная весна».
r^ |
ЭМОЦИИ НА 100%
Глава 14 В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ
Лишь широкая и разносторонняя жизнь тела во всем разнообразии его отправлений, во всем разнообразии восприятий, доставляемых им мозгу, сможет дать широкую и энергичную жизнь и самому мозгу.
В.В. ВЕРЕСАЕВ
Если большой спорт — удел людей, физические возможности и подготовка которых позволяют им демонстрировать высокий класс выступлений и добиваться высших спортивных достижений, то массовый спорт и физическая культура — прежде всего мощное средство закаливания и оздоровления организма, тренировки в самообладании и самодисциплине. Физическая культура и спорт способствуют гармоническому развитию человека, обеспечивая не только физическое, но и душевное его здоровье. Они порождают ощущение, которое И.П. Павлов называл «мышечной радостью». О несущих человеку радость физических упражнениях не следует забывать никому, и особенно людям умственного труда.
ф |
«Как человек «сидячего» образа жизни забудьте о преферансе, домино, многочасовом высиживании у телеэкрана. Помните, что лучше один раз поиграть самому, чем сто раз побывать в роли болельщика. Выбирайте подвижные игры, требующие деятельности мышц. Полюбите туристские тропы, загородные прогулки, заснеженную лыжню, крутизну горных склонов, ласки морской волны».
Г.И. КОСИЦКИЙ
Хороший врач и большой русский писатель В.В. Вересаев горячо пропагандировал необходимость физического развития для всех. «Принимая выгоды культуры, — писал
----------------------------------------------------------- В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ ------------------------------------------- С—^Й*
он, — нельзя разрывать самой тесной связи с природой; развивая в своем организме новые положительные свойства, даваемые нам условиями культурного существования, необходимо в то же время сохранить наши старые положительные свойства; они добыты слишком тяжелою ценою, а утерять их слишком легко. Пусть все больше развивается мозг, но пусть же при этом у нас будут крепкие мышцы, изощренные органы чувств, ловкое и закаленное тело, дающее возможность действительно жить с природою одною жизнью, а не только отдыхать на ее лоне в качестве изнеженного дачника».
О себе В.В. Вересаев рассказывал так: «В отношении физического развития я рос в исключительно благоприятных условиях. До самого окончания университета я каждое лето жил в деревне жизнью простого работника, — пахал, косил, возил снопы, рубил лес с утра до вечера. И мне хорошо знакомо счастье бодрой, крепкой усталости во всех мускулах, презрение ко всяким простудам, волчий аппетит и крепкий сон. Когда мне теперь удается вырваться в деревню, я снова берусь за косу и топор и возвращаюсь в Петербург с мозолистыми руками и обновленным телом, с жадною, радостною любовью к жизни. Не теоретически, а всем существом своим я сознаю необходимость для духа энергичной жизни тела, и отсутствие последней действует на меня с мучительностью, почти смешною».
Физические упражнения, несомненно, могут способствовать улучшению настроения, бодрости духа, повышению умственной трудоспособности. Вместе с тем следует учитывать и биологическую обусловленность зависимости физических возможностей человека от его эмоций. Так, авторы книги «Психология и космос» Ю.А. Гагарин и В.И. Лебедев рассказывают о том, что на первом этапе подготовки космонавтов было выяснено: перед парашютными прыжками сила мышц кисти у Титова, Николаева, Поповича и других будущих покорителей космоса возрастала, и это увеличение силы, по данным динамометра, находилось в пределах от двух до восьми килограммов.
Готовность организма к активным действиям, обусловленная эмоциональным напряжением, вызывает потреб-
эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------
ность в этих действиях. Может быть, поэтому человек, находящийся в состоянии резко выраженного эмоционального возбуждения, может трясти кулаками, рвать на себе волосы, бить посуду или ломать стулья. Может быть, поэтому взволнованный неполадками на производстве директор завода быстрыми шагами ходит из угла в угол по своему просторному кабинету, а обиженный приятелем ученик бросается в драку.
Физические упражнения могут улучшать настроение, способствовать бодрости духа, повышению умственной трудоспособности.
Под влиянием стенических эмоций возрастают физические возможности человека. Этим можно объяснить, почему разгневанный вихрастый пятиклассник одолевает своего более великовозрастного обидчика, а находящийся в состоянии аффекта во время пожара скромный служащий, не привыкший иметь дело с тяжестями большими, чем портфель с бумагами и бутербродом с колбасой, выволакивает из горящего помещения десятипудовый сейф с документами. В одном цирке плотник ремонтировал вольер. Вдруг, толкнув незапертую дверцу, из клетки вышел лев по кличке Примус и не спеша, направился к плотнику. Тот бросил ножовку и за несколько секунд взлетел по вертикальному столбу на четырехметровую высоту. Проявленная им при этом резвость и ловкость поразила даже артистов цирка, которых удивить такими качествами не так-то просто.
При эмоциональном перенапряжении эндокринные железы выбрасывают в кровь повышенное количество гормонов, влияющих на функцию различных систем организма, и в том числе на функцию нервной и сердечно-сосудистой системы. Физические же действия освобождают организм от избытка гормонов и обеспечивают в нем восстановление гормонального равновесия. И чем более бурными и более длительными были эмоциональные реакции, тем выше потребность организма в физической разрядке. Если же такая разрядка отсутствует, то возникает изменение функций внутренних органов, что может привести к различным за-
----------------------------------------------------------- В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ ------------------------------------------- С—^Й*
болеваниям терапевтического и неврологического профиля, развитие гипертонической болезни, сердечной и почечной патологии, неврозов.
В романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» помещик Левин ощутил влияние физической работы на настроение после того, как «приехав однажды на покос и рассердившись на приказчика... употребил свое средство успокоения — взял у мужика косу и стал косить...» — и после этого рассуждал так: «Нужно физическое движение, а то мой характер решительно портится...»
Наиболее надежно предохраняют организм от вредных последствий эмоциональных перегрузок систематические физические занятия. Они ведут не только к укреплению физического состояния организма, повышению его тренированности и выносливости, но и к ликвидации тех проявлений вегетативного и эндокринного дисбаланса, которые обычно возникают при чрезмерном эмоциональном перенапряжении. В процессе физических занятий усиливаются окислительные процессы в мышцах, ликвидируется избыток гормонов, поддерживающих состояние эмоционального напряжения, прежде всего адреналина и норадреналина. В результате расширяется просвет мелких кровеносных сосудов, улучшается работа сердца, выравнивается артериальное давление, снижается возбудимость нервной ткани, нормализуется эмоциональное состояние. Все это позволяет объяснить, почему у людей, регулярно занимающихся физической работой, а также у спортсменов, неврозы и другие заболевания, в развитии которых имеет значение эмоциональное перенапряжение, встречаются реже, чем у людей умственного труда, не имеющих систематической физической нагрузки. А если так, то людям умственного труда можно избежать или, по крайней мере, уменьшить выраженность отрицательных последствий эмоциональных перегрузок, включая в свой распорядок дня обязательные повседневные физические упражнения.
Характер таких упражнений может быть различен: утренняя гимнастика, плавание в естественном водоеме или в бассейне, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках, теннис, волейбол и другие спортивные игры. Это может быть, наконец, просто ходьба пешком на работу или с ра-
r^ |
ЭМОЦИИ НА 100%
(если место работы от дома значительно, то пешком следует проходить хотя бы часть расстояния между ними). Этой же цели может содействовать и энергичный подъем на четвертый-пятый этаж по лестнице, минуя лифт, польза которого для физически здорового человека, кстати, не всегда достоверна.
ф |
Наиболее надежно предохраняют организм от вредных последствий эмоциональных перегрузок систематические физические занятия.
Необходимость физических упражнений для поддержания устойчивости эмоциональной системы, для сохранения здоровья несомненна и доказана опытом многих известных людей. И.П. Павлов до глубокой старости любил совершать длительные прогулки пешком или на велосипеде, с удовольствием работал в саду, играл в городки, до поздней осени плавал в Неве. Великий русский художник И.Е. Репин ежедневно занимался гимнастикой, каждое утро работал в саду, а перед сном обязательно совершал прогулки.
Врач-педиатр академик Г.Н. Сперанский прожил долгую жизнь и никогда ничем не болел. «Я благодарен, — писал ученый, — за это в первую очередь спорту, он помог мне и в 95 лет ощущать себя 40-летним, не чувствовать старости, а по-прежнему трудиться, с радостью созидать, приносить посильную помощь людям. Спасибо тебе за это, спорт!» Кардиолог академик Е.И. Чазов говорит: «Привычку к гигиенической гимнастике надо прививать с детства: 10–15 минут упражнений заряжают энергией на весь день, делают человека более сдержанным, спокойным, менее податливым на всякие треволнения. Особенно это заметно, если за утренней гимнастикой следует обтирание водой комнатной температуры. Все это, в конце концов, улучшает обменные процессы, уменьшает наклонность к спазму сосудов, обеспечивает нормальное функционирование различных отделов нервной системы».
Физическая активность способствует интеллектуальной деятельности. Не случайно Аристотель обучал своих учеников, совершая с ними прогулки. В связи с этим созданная
----------------------------------------------------------- В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ ------------------------------------------- С—^Й*
им философская школа называлась школой перипатетиков — «гуляющих». Он считал, что, «когда тело разогрето прогулкой, мысль становится живее». Положительное влияние ходьбы и других движений на работу мозга признавал и Жан-Жак Руссо. И.М. Сеченов считал, что «мышечные движения имеют огромное значение для деятельности мозга». «При усидчивой умственной работе, — писал Л.Н. Толстой, — без движения сущее горе. Не походи я, не поработай руками и ногами в течение хотя бы одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна».
Известный математик Б.Н. Делоне вот как оценивает влияние активного отдыха на свою трудоспособность: «Мною подмечена интересная закономерность: какой бы утомительный переход я ни совершил в воскресенье, на следующий день я чувствую необыкновенный прилив творческой энергии и сил. В последующие дни работоспособность постепенно падает, достигая минимума в пятницу и субботу. Очередные 30—40 км похода пешком или на лыжах в любую погоду снова поднимают работоспособность на целую неделю».
Ф |
Физическая активность способствует интеллектуальной деятельности. Не случайно Аристотель обучал своих учеников, совершая с ними прогулки.
В условиях современного города дисгармония между умственным и физическим развитием может быть особенно выраженной. По крайней мере для ее выраженности создается все больше и больше условий: нет нужды носить воду, пилить и колоть дрова, проделывать сколько-нибудь значительные пешие переходы, нет необходимости даже подниматься по лестнице. В результате достижения цивилизации привели к тому, что многие люди мало ходят, мало двигаются. Дело доходит до того, что некоторые служащие, особенно административные работники, в течение рабочего дня делают буквально по нескольку десятков шагов, так как работа у них сугубо «сидячая», а добраться до работы и с работы домой им помогает лифт и автомашина или удоб-
r^ |
ЭМОЦИИ НА 100%
общественный транспорт. Сейчас можно встретить и школьника, который, возвращаясь из школы, расположенной в 100 метрах от дома, не считает для себя возможным подняться без лифта на третий этаж.
Все это делает занятия физической культурой в наше время особенно необходимыми. Физические процедуры помогают закаливать организм, способствуют укреплению физической силы, выносливости, которые так необходимы для поддержания нормального состояния сердечно-сосудистой системы, дыхания, а следовательно, и для обеспечения головного мозга и других отделов нервной системы кислородом и глюкозой. Регулярные физические упражнения нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение, а вместе с тем способность к концентрации внимания, к решению творческих задач.
Физически развитый человек обычно более активен, более вынослив, более жизнерадостен, ему легче решать выдвигаемые жизнью вопросы, легче преодолевать препятствия и добиваться малых и больших целей. К тому же физически крепкий человек обычно имеет более устойчивую психику, а следовательно, имеет больше шансов сохранить психическое здоровье и избежать многих нервных и соматических заболеваний. Недаром в народе говорят: «В здоровом теле — здоровый дух».
ф |
Физически развитый человек обычно более активен, более вынослив, более жизнерадостен, ему легче решать выдвигаемые жизнью вопросы, легче преодолевать препятствия и добиваться малых и больших целей.
В нашей стране по мере возможности уделяется внимание здоровью людей, создаются определенные условия для занятий физкультурой и спортом. Кроме обязательных занятий физкультурой, в любом учебном заведении и на некоторых предприятиях существуют спортивные секции, где каждый может совершенствовать свое спортивное мастер-198
----------------------------------------------------------------- И ВЕЩИ ДОЛЖНЫ РАДОВАТЬ ---------------------------------------------- *—ЗЭ*
ство. Создание массовых спортивных обществ, строительство многочисленных различных по масштабам спортивных сооружений, подготовка квалифицированных преподавателей физкультуры, спортивных тренеров и ряд других государственных мероприятий сделали у нас физкультуру и спорт доступными широкому кругу людей.
Особое значение имеет создание при многих спортзалах, стадионах, плавательных бассейнах так называемых групп здоровья. Важно, что в этих группах могут заниматься дети и взрослые. Занятия проводятся квалифицированными тренерами под контролем врачей. Это позволяет обеспечить соответствие характера и объема физических упражнений индивидуальным особенностям и состоянию здоровья входящих в оздоровительные группы людей. И если в силу тех или иных обстоятельств вам уже недоступен большой спорт, не забывайте, что в группе здоровья вы сможете поддержать свое физическое состояние, укрепить мышцы, оптимизировать состояние эмоциональной сферы.
Глава 15 И ВЕЩИ ДОЛЖНЫ РАДОВАТЬ
Человек по натуре своей — художник.
Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту.
А.М. ГОРЬКИЙ
Наше эмоциональное состояние во многом зависит от обстановки, в которой мы живем, трудимся, отдыхаем, от вещей, которые окружают нас в быту и на производстве, на улице и во время загородной прогулки.
На наше настроение влияет одежда, которую мы носим. Французы говорят: «Хорошо одетая женщина — это женщина, уверенная в себе». Высказывание совершенно верное и в равной степени его можно было бы отнести и к мужчинам. Хорошо одетым быть приятно. Каждый знает,