Основные законодательные и нормативные акты РФ, регулирующие рынок недвижимости – Конституция, Гражданский Кодекс РФ, Жилищный кодекс, Земельный Кодекс, Закон о недрах, Семейный кодекс, Налоговый кодекс, ФЗ-122 «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Отдельные положения последнего документа, а также Жилищного кодекса, требуют более детального рассмотрения.
Можно с полной ответственностью сказать, что сегодня нет более запутанного и противоречивого законодательства, чем жилищное, которое включает в себя акты, содержащие зачастую взаимоисключающие или несогласованные нормы. Разобраться в этом во многих случаях сложно даже юристу, не говоря уже о других гражданах, не обладающих необходимыми юридическими познаниями. В такой ситуации определяющее значение имеет правильность применения действующих нормативных актов с учетом того, что нормы одних актов законодательства пользуются приоритетом по отношению к нормам других актов. Кроме того, указанные нормы в процессе их применения следует соотносить с соответствующими нормами Конституции Российской Федерации 1993 г. и нового Гражданского кодекса Российской Федерации.
|
|
Область применения жилищного законодательства не ограничивается жилым домом, квартирой, где гражданин проживает и имеет определенные права и обязанности как наниматель (поднаниматель), член жилищно-строительного кооператива или собственник. Жилищная сфера – это та область правоотношений, которая непосредственно касается всех: граждан и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Поэтому вопрос о применении жилищного законодательства имеет огромное практическое значение. Особенно это важно сейчас – в период становления рынка жилья, когда жилищные отношения во многих случаях носят имущественный характер, и всякая неточность или ошибки в применении законодательства могут привести к значительным материальным издержкам.
Обязательность проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, а именно статьями 131, 164, 223, 433 и другие, а также ст.8 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
В соответствии с названными нормами регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
|
|
Цель предпринятых законодателем мер – создание предельно открытой системы прав на недвижимое имущество, позволяющей свободно получать информацию об этих правах и осуществлять государственный контроль за совершением сделок с таким имуществом, защита интересов различных субъектов прав на недвижимость, а также введение единых процедур регистрации прав на недвижимость на всей территории Российской Федерации.
С момента введения в действие ГК РФ возникла необходимость принятия специального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такой закон – Федеральный закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - был принят 21 июля 1997 г. и вступил в силу 31 января 1998 г. (далее - Закон № 122-ФЗ)
Поскольку недвижимое имущество является объектом гражданских прав, то указанные объекты согласно ст. 129 ГК РФ могут быть предметом совершения сделок и иных действий, направленных на их передачу в рамках гражданско-правовых отношений, при условии, гели они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Ограниченная оборотоспособность объектов может заключаться в том, что отдельные объекты могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо их приобретение и (или) отчуждение допускается при наличии разрешений.
Перечень объектов недвижимости приведен в ст. 130 ГК РФ. К недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) вносятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Так, например, предприятие в целом как имущественный комплекс также признается недвижимостью (ст. 132 ГК РФ).
Следует обратить внимание, что государственной регистрации подлежат исключительно вещные права. К вещным правам относятся, во-первых, право лиц, являющихся собственниками (право собственности), во-вторых, право лиц, не являющихся собственниками (право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитута, право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом).
При этом содержание вещных прав в зависимости от объекта недвижимого имущества или субъекта – носителя прав на недвижимое имущество различно. Носителями вещных прав могут быть как физические, так и юридические лица. В зависимости от принадлежности к соответствующей категории лиц различается и набор правомочий, которые могут принадлежать указанным субъектам гражданских правоотношений.
Что касается момента введения обязательной регистрации прав на недвижимое имущество, то в связи с этим следует отметить, что на основании ст. 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и ст. 6 Федерального закона от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» до принятия Закона № 122-ФЗ следовало руководствоваться существовавшим порядком регистрации прав и сделок с недвижимостью.
Кроме того, в отдельных нормативных актах, например в указе Президента РФ от 28 февраля 1996 г. № 293 «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования» (п. 14), прямо указано, что впредь до принятия федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество, а также сделок с ним регистрацию проводят органы, осуществляющие эту деятельность на дату издания Указа.
|
|
В соответствии со ст. 6 Закона № 122-ФЗ права на недвижимость, существовавшие до момента вступления в силу названного Закона, являются юридически действительными при отсутствии регистрации. Такие права регистрируются по желанию их правообладателя. Регистрационные сборы при этом не взимаются. При переходе после введения в действие закона ранее существовавших прав на недвижимое имущество другому лицу, ограничении или прекращении соответствующих прав они подлежат регистрации на общих основаниях.
Следует отметить, что ранее в разных субъектах Российской Федерации регистрация сделок со зданиями, сооружениями, помещениями и тому подобными осуществлялась комитетами по управлению имуществом, бюро технической инвентаризации, а также другими государственными органами. Такая регистрация носила в основном учетный или специальный характер, который и сохранен в настоящее время. Например, в соответствии со статьями 10 и 11 Земельного кодекса РСФСР и постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации» проводится регистрация земельных участков в едином земельном кадастре.
Государственная регистрация, осуществляемая в настоящее время в соответствии со ст.2 Закона № 122-ФЗ, является актом юридического значения. Это означает, что закон с совершением регистрации связывает определенные юридические последствия - возникновение, ограничение (обременение), переход, прекращение прав на недвижимое имущество. Так, в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В пункте 2 ст. 223 ГК РФ закреплено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента регистрации, если иное не установлено законом. Согласно ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и Законом № 122-ФЗ.
|
|
При возникновении права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество следует учитывать нормы ст. 219 ГК РФ, в соответствии с которой право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента регистрации.
В целях надлежащего осуществления сделок с недвижимым имуществом, а также с иным имуществом, подлежащим государственной регистрации, следует обратить внимание на требование п. 3 ст. 433 ГК РФ, где говорится, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Государственная регистрация – акт государственного признания и подтверждения прав на недвижимость. Это означает, что государственная регистрация носит публичный характер. Государство в лице учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрирует права на недвижимое имущество только после проверки их законности. Вместе с тем государственная регистрация является открытой, так как все ее участники соблюдают требуемую законом процедуру и имеют возможность получить информацию о сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре прав. Эта норма, безусловно, позволит существенно снизить риск ненадлежащего совершения сделок с объектами недвижимости для участников гражданского оборота.
Следует обратить внимание, что открытый, публичный характер акта государственной регистрации недвижимости установлен ст. 131 ГК РФ в императивной форме. Это означает, что государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию недвижимости, обязан предоставить информацию о произведенной им регистрации и зарегистрированных правах на объекты недвижимости любому лицу.
Государственная регистрация прав является единственным доказательством существования права на недвижимость. Оспорить зарегистрированное право можно только в судебном порядке.
В соответствии с требованиями ст. 33 Закона № 122-ФЗ к 1 января 2000 г. субъектами Российской Федерации должна быть сформирована система органов юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако до настоящего времени эта работа практически не завершена.
В связи с этим следует напомнить, что в период создания учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество субъектам РФ на основании п. 2 ст. 32 Закона № 122-ФЗ предоставлено право использовать для государственной регистрации прав те органы, которые ранее осуществляли регистрацию тех или иных прав и учет объектов недвижимого имущества. Так, регистрацию прав на жилые помещения проводили органы технической инвентаризации (БТИ) (в г. Москве – Комитет муниципального жилья Правительства г. Москвы). Регистрация прав на земельные участки производилась органами по землеустройству (земельными комитетами). Вопросами регистрации нежилых помещений занимались органы по управлению государственным (муниципальным) имуществом (на местах такие органы назывались по-разному, например комитетами по управлению государственным имуществом – КУГИ).
На сегодняшний момент информацию об органах, осуществляющих регистрацию прав по месту нахождения недвижимого имущества, можно получить в Министерстве юстиции РФ, в органах местного самоуправления, а также в вышеназванных органах, осуществляющих технический и специальный учет недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 9 Закона № 122-ФЗ, а также принятым в соответствии с ним Примерным положением об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 288, в компетенцию органов по государственной регистрации входит:
- прием документов, необходимых для государственной регистрации прав;
- проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
- проверка наличия ранее зарегистрированных и заявленных прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию прав, в целях выявления их соответствия законодательству РФ, а также проверка законности сделки; выявление оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав;
- направление запросов с целью получения сведений и документов, необходимых для государственной регистрации прав;
- внесение записей в Единый государственный реестр прав;
- выдача свидетельства о государственной регистрации права;
- совершение специальной регистрационной надписи на документах, выражающих содержание сделки;
- выдача информации о зарегистрированных правах;
- принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в установленном порядке;
- ведение делопроизводства при осуществлении государственной регистрации прав;
- обеспечение бессрочного хранения Единого государственного реестра прав, в том числе дел правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, а также книг учета документов.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона № 122-ФЗ порядок создания и структура учреждений юстиции, а также принципы их размещения определяются субъектами РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ.
В связи с тем, что до введения в действие Закона № 122-ФЗ отдельные нормативные акты, посвященные вопросам регистрации тех или иных видов недвижимого имущества, принимались субъектами Российской Федерации в соответствии с их компетенцией и существующим на тот момент разграничением полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ, необходимо обратить внимание на следующее.
Статьей 3 ГК РФ установлено, что в соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении РФ. Оно представлено ГК РФ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами (далее – законы), регулирующими отношения, указанные в пунктах 1, 2 ст. 2 ГК РФ. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Кроме того, отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 ГК РФ, могут регулироваться также указами Президента РФ, которые в свою очередь не должны противоречить ГК РФ и иным законам. На основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
Из вышеизложенного следует, что акты местных властей о регистрации прав на отдельные виды недвижимого имущества, принятые до введения в действие Закона № 122-ФЗ, носят учетный характер. Такой подход к статусу указанных актов местных властей подтверждается ст.4 Закона № 122-ФЗ, согласно которой акты законодательства субъектов Федерации о регистрации прав собственности и других вещных прав на недвижимое имущество должны приниматься в строгом соответствии с указанным Законом.