Воздушно-тепловой режим учебных помещений — один из важных факторов, влияющих на работоспособность и состояние здоровья школьников. Уже через 15 мин после начала урока содержание углекислоты в воздухе класса повышается в 2 раза, к концу урока — в 3 раза. Химический состав воздуха изменяется за счет выделений продуктов жизнедеятельности. Это выдыхаемый воздух, кишечные газы, выделения с поверхности кожи. Кроме того, воздушная среда загрязняется химическими выделениями из отделочных материалов помещения. Меняется ионный состав воздуха, увеличивается количество тяжелых частиц. К концу урока температура в классе повышается на 3—4 °С (при отсутствии вентиляции — на 4—6 °С), увеличивается относительная влажность. В связи с этим обязательно проветривание класса в течение урока (во время физкультурной паузы). Весной и осенью (при температуре воздуха снаружи выше О °С) рекомендуется постоянно держать открытыми 1—2 фрамуги или форточки. При наружной температуре выше +15 °С надо открывать и окна. В холодное время года проветривание осуществляется с помощью фрамуг. Во время перемены обязательно сквозное проветривание, которое проводится в отсутствие детей. С этой целью одно окно в классе, наиболее удаленное от двери, не заклеивается. Критерием полного газообмена является снижение температуры воздуха после проветривания на 2—4 °С. При этом переохлаждения учащихся не происходит. В течение 7—10 мин урока температура воздуха в помещении восстанавливается. Умеренное напряжение терморегуляции не только допустимо, но и необходимо, так как повышает неспецифическую защиту организма и сопротивляемость инфекциям. Сквозное проветривание рекомендуется также до начала проведения занятий и после их окончания. Оптимальная температура воздуха в классах и кабинетах школы — 18—20 °С, оптимальная влажность — 40—60 %. Во всех учебных помещениях ежедневно должна проводиться влажная уборка.
|
|
Правильно организованный режим в школе создаёт благоприятные условия для повышения качества учебно-воспитательной работы, усиления сознательной дисциплины и укрепления здоровья школьников.
Основными элементами школьного режима являются:
а) продолжительность учебного года и перерывы (каникулы) в течение календарного года;
б) правильная организация приёма детей в школу;
в) продолжительность учебного дня;
г) продолжительность урока и правильное его построение не только в педагогическом, но и в гигиеническом отношениях;
д) нормальное распределение предметов в зависимости от степени их трудности, чередование лёгких и трудных уроков и занятий;
е) рациональная организация перемен менаду занятиями с максимальным использованием свежего воздуха;
|
|
ж) своевременный приём пищи в течение учебного дня и правильная организация этого процесса;
з) обеспечение в помещениях школы образцовой чистоты, внешнего порядка и соблюдения всех требований школьной гигиены;
и) правильная организация и нормирование во времени внеклассной работы детей и подростков;
к) нормирование задаваемых на дом уроков в отношении времени, количества предметов, по которым задаются уроки, и характера заданий (недопустимы одни устные, одни письменные уроки);
л) органическая связь школьного режима с круглосуточным режимом учащихся.
Внешкольный режим.
- Грамотный распорядок дня. Ребенку необходимо девять часов качественного сна.
- Каждодневные прогулки на свежем воздухе.
- Регулярное проветривание детской комнаты.
- Сбалансированное питание.
- Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций, индивидуальных склонностей и развитию творческих способностей. Необходимо обязательно давать ребенку время для свободных занятий по собственному выбору (чтение литературы, занятие музыкой, рисованием, спортом, общественной работой).