Немецкая классическая философия. 1. Какие два периода выделяют в творчестве Канта?

1. Какие два периода выделяют в творчестве Канта?

2. На какие четыре вопроса должна ответить философия, по мысли Канта?

3. Почему Кант – агностик?

4. Способна ли наука, по мнению Канта, познать сущность (вещь-в-себе)?

5. Как Кант определяет априорный принцип?

6. В какой работе Кант исследует способность желания?

7. Являются ли пространство и время в философии Канта объективными формами существования вещей?

8. Сформулируйте категорический императив Канта.

9. Какой поступок Кант называет моральным?

10. Дайте определение диалектики в философии Гегеля.

11. Перечислите три закона диалектики Гегеля.

12. Какие три этапа проходит Абсолютная Идея в своем развитии?

13. Согласен ли Гегель с утверждением о том, что философская наука имеет дело лишь с абстракциями?

14. Какой графический символ наиболее точно передает идею развития, по мнению Гегеля, – прямая линия или спираль?

15. В чем отличие между рассудочным и разумным мышлением в концепции Гегеля?

 

Неклассическая философия

1. Кто является автором работы «Мир как воля и представление»?

2. Какое иррациональное начало утверждает Шопенгауэр в качестве первоосновы мира?

3. Почему философия Шопенгауэра называется волюнтаризмом?

4. В чем назначение человека, по мысли Шопенгауэра?

5. Какова роль сострадания в этике Шопенгауэра?

6. Кто ближе к истине, согласно Шопенгауэру: художник или ученый?

7. Кто автор работы «Так говорил Заратустра»?

8. Продолжите высказывание Ницше: «Человек – это канат, натянутый над пропастью...».

9. Выберите: сверхчеловек, по мнению Ницше, смысл земли или неба?

10. На каких два типа делит всех людей Ницше?

11. Что символизируют Дионисийское и Аполлоновское начала в философии Ницше?

12. Дайте определение марксизму.

13. Что означают базис и надстройка в марксизме?

14. Выберите, какой тезис соответствует марксизму: «общественное бытие определяет общественное сознание» или «общественное сознание определяет общественное бытие»?

15. Какие две идеологии существуют в любом обществе, по мнению Маркса?

16. Перечислите пять общественно-экономических формаций.

17. Кто является автором «Диалектики природы»?

18. Назовите представителей экзистенциализма.

19. Кто автор работ «Бытие и ничто» и «Тошнота»?

20. Утверждают ли экзистенциалисты принцип свободной воли человека?

 

Русская философия

1. Назовите представителей славянофильства в России.

2. Кто автор работы «Философические письма»?

3. Кто автор работ «Материализм и эмпириокритицизм» и «Философские тетради»?

4. Что означает русский космизм? Назовите его представителей.

5. Философия Вл. Соловьева называется философией всеединства. Что включает в себя принцип всеединства?

6. Раскройте символ Софии в творчестве русских софиологов.

7. Кто автор работ «Философия свободы» и «Смысл творчества»?

8. Можно ли убеждения Н. Бердяева отнести к учению экзистенциалистов?


Варианты итоговых тестов

 

Вариант № 1

1) Раскройте этимологический смысл древнегреческого слова «философия».

2) Как называли себя первые учителя мудрости?

3) Где и когда возникла западноевропейская философия?

4) Кто является первым средневековым мыслителем: Августин, Фома Аквинский, Филон Александрийский?

5) Какие два гносеологических направления были созданы в Новое время?

6) Какое философское направление утверждает опыт в качестве основного источника знаний?

7) Какие два периода выделяют в творчестве Канта?

8) Кто является автором работы «Мир как воля и представление»?

9) Какое иррациональное начало утверждает Шопенгауэр в качестве первоосновы мира?

10) Назовите представителей славянофильства в России.

 

Вариант № 2

1) Дайте определение философии.

2) Как называется первый период античной философии?

3) Кого считают первым философом?

4) Кому принадлежит фраза: «Верую, ибо абсурдно»?

5) Кому принадлежит высказывание: «правильно называют истину дочерью времени, а не авторитета»?

6) Выберите синонимы истины, соответствующие мировоззрению Бэкона: знание первопричин, власть, польза, интуиция разума, любовь к идеям.

7) На какие четыре вопроса, по мысли Канта, должна ответить философия?

8) Почему философия Шопенгауэра называется волюнтаризмом?

9) В чем, по мысли Шопенгауэра, назначение человека?

10) Кто автор работы «Философические письма»?

 

Вариант № 3

1) С какого философского вопроса начинается философия?

2) Кто из мыслителей утверждал воду в качестве первоосновы мира?

3) Кто впервые ввел такие слова, как «философия» и «космос»?

4) Выберите теологов, принадлежащих периоду патристики: Сократ, Пифагор, Василий Великий, Григорий Нисский, Августин.

5) Имеет ли человек право на активное преобразование мира природы или же, по убеждению Бэкона, нельзя нарушать божественную гармонию?

6) Воспроизведите пирамиду научного знания, данную Бэконом в «Великом восстановлении наук».

7) Почему Кант – агностик?

8) Какова роль сострадания в этике Шопенгауэра?

9) Кто ближе к истине, согласно Шопенгауэру: художник или ученый?

10) Кто автор работ «Материализм и эмпириокритицизм» и «Философские тетради»?

 

Вариант № 4

1) Кто из древнегреческих философов утверждал, что все числу подобно?

2) Напишите синонимы к слову «Логос».

3) Кому принадлежит философская концепция бытия, согласно которой «мыслить – то же, что быть»?

4) Кто из перечисленных философов относится к периоду схоластики: Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Аристотель, Вильям Оккам?

5) Перечислите три типа ученых, согласно Бэкону.

6) В чем отличие между светоносными и плодоносными опытами?

7) Способна ли наука, по мнению Канта, познать сущность (вещь-в-себе)?

8) Кто автор работы «Так говорил Заратустра»?

9) Продолжите высказывание Ницше: «Человек – это канат, натянутый над пропастью...».

10) Что означает русский космизм? Назовите его представителей.

 

Вариант № 5

1) Что, согласно Демокриту, выступает первоначалом сущего?

2) Каким был основной предмет обучения софистов?

3) Продолжите мысль Протагора: «Человек есть…».

4) Укажите принцип, раскрывающий особенности средневекового стиля философствования: космоцентризм, гелиоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

5) Что означает идол в концепции Бэкона? Какие типы идолов выделяет английский мыслитель?

6) К какому идолу следует отнести многозначность слова «метафизика»?

7) Как Кант определяет априорный принцип?

8) Выберите: сверхчеловек, по мнению Ницше, смысл земли или неба?

9) На каких два типа делит всех людей Ницше?

10) Философия Вл. Соловьева называется философией всеединства. Что включает в себя принцип всеединства?

 

Вариант № 6

1) Приведите аргументы, доказывающие, что Сократ – антисофист.

2) Напишите формулу мудрости Сократа

3) Какие два обвинения были выдвинуты против Сократа?

4) Какая способность души является высшей, по убеждению средневековых мыслителей: вера или разум?

5) Что такое индукция? Приведите свой пример индуктивного умозаключения.

6) Почему философия Декарта является дуализмом?

7) В какой работе Кант исследует способность желания?

8) Что символизируют Дионисийское и Аполлоновское начала в философии Ницше?

9) Дайте определение марксизму.

10) Раскройте символ Софии в творчестве русских софиологов.

 

Вариант № 7

1) В чем состоит метод Сократа?

2) В каком мифе Платон утверждал, что мы познаем лишь тени на стене, которые признаем за истину?

3) Какие два мира признает Платон?

4) Что означает Никейский Символ веры?

5) Перечислите четыре правила метода, составляющие методологическую основу декартовских размышлений.

6) Что отличает философскую концепцию Декарта от позиции скептиков?

7) Являются ли пространство и время в философии Канта объективными формами существования вещей?

8) Что означают базис и надстройка в марксизме?

9) Выберите, какой тезис соответствует марксизму: «общественное бытие определяет общественное сознание» или «общественное сознание определяет общественное бытие»?

10) Кто автор работ «Философия свободы» и «Смысл творчества»?

 

Вариант № 8

1) Как соотносятся идея и вещь в философии Платона?

2) Что за идея является вершинной в иерархии Платона?

3) Добавьте недостающее название наук, по Аристотелю: практические – творческие – …

4) Выберите определение любви, соответствующее христианской философии: «любовь есть милосердие», «любовь есть поиск утерянной половины», «любовь есть наслаждение красотой».

5) Какие требования к первоначалам выдвигает Декарт?

6) Продолжите фразу Декарта: «Я мыслю, следовательно…».

7) Сформулируйте категорический императив Канта.

8) Какие две идеологии существуют в любом обществе, по мнению Маркса?

9) Перечислите пять общественно-экономических формаций.

10) Можно ли убеждения Н.Бердяева отнести к учению экзистенциалистов?

 

Вариант № 9

1) Какая наука, по признанию Стагирита, представляет собой «знание ради знания»?

2) Завершите фразу: «Хоть ты мне друг…». Кто ее автор и кому она была адресована?

3) Каковы четыре причины, формирующие аристотелевскую концепцию причин бытия?

4) Как Аристотель определяет добродетель?

5) Кому принадлежит фраза: «Верую, ибо абсурдно»?

6) Что для Декарта является источником наивысшего удовольствия, «приятнее и чище которого вряд ли можно получить в этой жизни»?

7) Делима ли материя Декарта до бесконечности или же существует предел деления?

8) Как Декарт определяет субстанцию?

9) Какой поступок Кант называет моральным?

10) Кто является автором «Диалектики природы»?

 

Вариант № 10

1) Какое государство Стагирит называл «правильным»?

2) Какая категория для Аристотеля самая важная и сколько всего категорий в учении Стагирита?

3) Как называются философские школы Платона и Аристотеля?

4) По какому вопросу возникли идейные разногласия между Платоном и Аристотелем?

5) Где, по убеждению французского философа, находится душа человека?

6) Как Декарт определяет «мыслящее я»?

7) Какую роль играет Бог в философии Декарта?

8) Дайте определение диалектики в философии Гегеля.

9) Перечислите три закона диалектики Гегеля.

10) Назовите представителей экзистенциализма.

 

Вариант № 11

1) Выберите, какое определение философии больше соответствует учению Платона, а какое – учению Аристотеля: а) любовь к мудрости, б) наука о первопричинах бытия.

2) Как называется школа Эпикура?

3) Раскройте принципы, лежащие в основе этики гедонизма и эвдемонизма.

4) Перечислите три типа потребностей, согласно Эпикуру.

5) Признавал ли Картезий важность опытного знания?

6) Выберите из предложенных мыслителей представителей рационализма: Бэкон, Локк, Декарт, Лейбниц.

7) Кто из философов Нового времени утверждал интеллектуальную интуицию в качестве познавательной силы?

8) Какие три этапа проходит Абсолютная Идея в своем развитии?

9) Согласен ли Гегель с утверждением о том, что философская наука имеет дело лишь с абстракциями?

10) Кто автор работ «Бытие и ничто» и «Тошнота»?

 

Вариант № 12

1) Что есть высшее благо в понимании Платона?

2) Как стоики определяют свободу?

3) Продолжите фразу: «Мудрец свободен даже…»

4) Кто из римских императоров разделял положения стоиков?

5) Кому из новоевропейских философов принадлежит понятие монады?

6) Укажите автора следующего афоризма: «Наш мир – наилучший из возможных миров».

7) Что означает русский космизм? Назовите его представителей.

8) Какой графический символ наиболее точно передает идею развития, по мнению Гегеля: прямая линия или спираль?

9) В чем отличие между рассудочным и разумным мышлением в концепции Гегеля?

10) Утверждают ли экзистенциалисты принцип свободной воли человека?

 

 

Заключение

 

Завершая данную работу, пожелаем читателю, чтобы его душа всегда оставалась открытой для философского знания.

Мой неизвестный ученик,

Ты многого уже достиг,

Коль эту книгу прочитал

И на вопросы отвечал.

Безотносительно финала,

Пройти сей путь – уже немало.

А совершенствовать итог

Поможет всем вам педагог.

 


Литература

Основная литература:

1) Липский Б.И., Марков Б.В. Философия: учебник для бакалавров. М., 2013. 508 с.

2) Марков Б.В. Философия: учебник для бакалавров и специалистов. СПб., 2012. 432 с.

3) Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. М., 2012. 828 с.

http: //www.znanium.com

4) Кузнецов В.Г., Кузнецов И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия: учебник. М., 2014. 519 с.

Дополнительная литература:

1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. В 4-х т. Т. 4. М., 1983. С. 69–289.

2. Августин Аврелий. Исповедь. // Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. М., 1992. С. 7–222.

3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006. 269 с.

4. Боэций. Утешение философией // Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990. С. 190–312.

5. Бубер М. Два образа веры. М., 1995. 464 с.

6. Бэкон Ф. Новая Атлантида // Бэкон Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1972. С. 514–523.

7. Витгенштейн Л. Культура и ценность // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М., 1994. С. 423–485.

8. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М., 1994. С. 127–186.

9. Гартман Н. Этика. СПб., 2002. 708 с.

10. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 2000. С. 57–455.

11. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Декарт Р. Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 250–296.

12. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1. М., 2001. С. 335–384.

13. Кант И. Лекции по этике. М., 2005. 431 с.

14. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. С. 440–722.

15. Королькова А.А. Критическая философия Канта. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2017. 63 с.

16. Королькова Е.А., Королькова А.А. Философия Нового времени: эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта. СПб.: Изд-во ГУАП, 2014. 36 с.

17. Королькова А.А. Хрестоматия по философии. Часть II. Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2008. 51 с.

18. Королькова А.А. Хрестоматия по философии. Античность. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2012. 110 с.

19. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Кун Т. Структура научных революций. М., 2002. С. 455–524.

20. Платон. Апология Сократа// Платон. Собр.соч. В 4-х т. Т. 1. М., 1990. С. 70–96.

21. Платон. Государство // Платон. Собр.соч. В 4-х т. Т. 3. М., 1994. С. 286–301.

22. Платон. Пир. Федр // Платон. Собр.соч. В 4-х т. Т. 2. М., 1993. С. 81–191.

23. Платон. Софист // Платон. Собр.соч. В 4-х т. Т. 2. М., 1993. С. 287–298.

24. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995. 463 с.

25. Романов Ю.И. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов. Т. 1. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2016. 309 с.

26. Романов Ю.И., Коломийцев С.Ю. История и философия науки: учеб.пособие для аспирантов. Т. 2. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2016. 309 с.

27. Сорокин П. Социокультурная динамика// Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 425–504.

28. Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 147–216.

29. Франк С.Л. Русское мировоззрение // Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 471–500.

30. Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991. С. 65–134.

31. Фуко М. Культура себя // Фуко М.Забота о себе. М., 1998. С. 45–78.

32. Хайдеггер М. Введение к: «Что такое метафизика?» // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 27–36.

33. Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 2004. С. 237–244.

34. Ясперс К. Философия в будущем // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 495–508.

 


 

Елена Антоновна Королькова,

кандидат философских наук

 

Анна Александровна Королькова,

кандидат философских наук

 

 

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методическое пособие

для студентов заочной формы обучения

 

Технический редактор В. Андронатий

Корректор Ю. Чиркова

Компьютерная верстка И. Иванова

 

 

Подписано в печать 15.05.2017 г. Формат 60х841/16

 

Усл.печ.л. 3,9 Тираж 550 экз. Заказ 1172

 

Издательство Государственного института экономики, финансов, права и технологий

Лицензия ЛП № 000123 от 01.04.99 г.

188300 Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5

 

Цена свободная


[1] Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. С. 444–472.

[2] Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991. С. 76–134.

[3] Хайдеггер М. Введение к: «Что такое метафизика?» // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 27–34.

[4] Франк С.Л. Русское мировоззрение // Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 474–479.

[5] Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Кун Т. Структура научных революций. М., 2002. С. 458–473.

[6] система развлечения (англ.). – Пер.

[7] Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006. С. 109–110.

[8] заботиться (фр.). – Пер.

[9] По-немецки Werben означает добиваться руки, домогаться, сватать, окружать любовной заботой, а также оно означает соперничество, конкуренцию и рекламу (рекламное принуждение).

[10] Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006. С.209–215.

[11] Гартман Н. Этика. СПб., 2002. С.483-487


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: