Одновременно с бюджетом продаж целесообразно составлять бюджет коммерческих расходов, хотя на блок-схеме составления основного бюджета он находится ближе к отчету о прибылях и убытках. Во-первых, бюджет коммерческих расходов непосредственно связан с бюджетом продаж; во-вторых, коммерческие расходы планируются теми же подразделениями.
Чтобы отдел маркетинга качественно выполнил свою работу по составлению бюджета продаж и коммерческих расходов, необходимо учитывать следующее:
· расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж;
· не следует ожидать повышения объема продаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий по стимулированию сбыта;
· большинство затрат на сбыт планируется в процентном отношении к объему продаж – величина этого отношения зависит от стадии жизненного цикла товара (если продукт является новым и только выходит на рынок, то объем коммерческих расходов выше);
· темпы роста коммерческих расходов должны соответствовать темпам роста объема продаж.
|
|
К коммерческим расходам относятся расходы на:
- рекламу;
- создание и развитие дилерской сети;
- оплату торговых агентов;
- транспортировку;
- упаковку;
- складирование;
- хранение и т.п.
Бюджет коммерческих расходов
Статьи расхода | … | Итого за год | ||||
1. Переменные расходы (% от объема продаж): - оплата торговым агентам; - транспортировка; - упаковка | ||||||
2. Постоянные расходы - рекламная компания; - обслуживание сервисных центров и др. | ||||||
Всего расходов |
Бюджет производства
Бюджет производства - это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде (в натуральных показателях).
Он опирается на бюджет продаж, учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок.
Для расчета объема товаров, которые должны быть произведены, используется следующая универсальная формула:
ОП = ТП +Ог.п.к.п. – Ог.п.н.п.
ОП – объем производства
ТП – товарная продукция
Ог.п.к.п.- остатки готовой продукции на конец периода
Ог.п.н.п. -остатки готовой продукции на начало периода
Сложным моментом является определение оптимального запаса продукции на конец периода. С одной стороны, большой запас продукции поможет отреагировать на непредвиденные скачки спроса и перебои с поставкой сырья, с другой стороны деньги, вложенные в запасы, не приносят дохода.
Как правило, запас готовой продукции на конец периода выражают в процентах относительно продаж следующего периода. Эта величина должна учитывать погрешность прогноза объема продаж и историю отношений с покупателями.
|
|
Бюджет производства
Наименование | … | Итого за год | ||||
1. Остаток готовой продукции на начало периода, ед. - продукт А - продукт Б | ||||||
2. Объем реализованной продукции, ед. - продукт А - продукт Б | ||||||
3. Остаток готовой продукции на конец периода, ед. - продукт А - продукт Б | ||||||
4. Объем производства, ед.: - продукт А - продукт Б |