Вопрос 1 Петровские преобразования

Тяжелые последствия Смутного временизаставили передовых людей задуматься о месте России в мире. В конце 17 века наметились признаки серьезного отставания в экономическом и культурном отношении от западных стран. Сложился общероссийский рынок, и купечество требовало отмены привилегий иностранцев во внутренней торговле. Укрепление самодержавия привело к усилению центральной власти и падению роли Земских соборов и Боярской думы. Создание регулярной армии тормозило наличие Стрелецкого войска. Россия была отрезана от внешнего мира отсутствием выхода к морям. Решение этих задач стало основным условием прогресса. Весь ход истории, проблемы, стоящие перед Российским государством, предопределили необходимость будущих преобразовании Петра I.

Царь Федор Алексеевич умер в 1682 г., и по причине его бездетности встал вопрос о наследнике престола. Из двух его братьев слабоумный Иван, которому было 15 лет, не мог занимать престол, а Петру - сыну от второго брака исполнилось только 10 лет.

По решению патриарха Иоакима на царствование был провозглашен Петр, до совершеннолетия которого государством должна была править его мать, Наталья Кирилловна. Однако старшая сестра Ивана, властолюбивая и энергичная царевна Софья и поддержавшие ее бояре Милославские, воспользовались недовольством стрельцов и подняли бунт против родственников Петра - бояр Нарышкиных. 15 мая 1682 г. стрельцы, убив нескольких именитых сторонников Нарышкиных, посадили на трон обоих братьев. Иван и Петр были провозглашены царями, а регентство было передано царевне Софье.

Петр рос в подмосковном селе Преображенском. Будущий царь проявлял необыкновенную страсть к познаниям. Одаренный от природы, он окружил себя талантливыми, грамотными людьми.

Играя в военные игры, Петр составил потешное войско, которое стало прототипом будущих настоящих гвардейских полков - Преображенского и Семеновского (по названию сел).

В 1689 г. Петру 1 исполняется семнадцать лет, и становится понятным, что пришло время править молодому, сильному телом и умом, не знающему устали в работе российскому царю. Однако Софья и ее фаворит В.В.Голицын решили организовать новое стрелецкое восстание. Августовской ночью 1689 г. Петра предупредили о грозящей ему опасности, и он бежал из Преображенского в Троицкий монастырь. Окруженный верными войсками, он стал недосягаем для Софьи. Понимая бесполезность борьбы, она отказалась от власти, и была навечно заключена в Новодевичий монастырь.

Свое царствование Петр 1 начал с борьбы за выход в Азовское и Черное моря. В 1695 г. он предпринимает свой первый поход на крепость Азов. Отсутствие флота в составе русских войск не позволило этой компании стать удачной. Понимая это, царь зимой 1695/96 г. в Воронеже создает верфи, на которых начинает строительство 30 фрегатов. Вторая осада закончилась победой. Взяв Азов, Петр заложил и построил крепость Таганрог.

Весной 1697 г. для переговоров с европейскими державами о заключении союза против Турции выехало Великое посольство, которое должно было посетить столицы ряда европейских государств. В составе свиты тайно присутствовал царь. В результате визита Петр получил ясное представление о международной обстановке в этот период, своими глазами увидел европейские достижения в науке и технике, присмотрелся к новшествам в кораблестроении. Пришедшее летом 1698 г. из Москвы известие об очередном стрелецком бунте вынудило царя вернуться в Россию.

Расформировав стрельцов, Петр Первый с 1699 г. переходит к системе комплектования армии набором рекрутов - по одному человеку с определенного количества крестьян и посадских дворов. Это стало важнейшим шагом на пути укрепления оборонной мощи России.

В 1699 г. Петр осуществляет городскую реформу. Создаются органы самоуправления - ратуши в Москве и земские избы в провинциальных городах.

В 1701 г. в Москве открытием Навигационной и Артиллерийской школ было положено начало создания сети учебных заведений для подготовки военных специалистов.


Вопрос 2 Советская культура 17-40 годы

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческую среду на тех, кто покинул Родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры.

Одной из основных задач в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. 6 1920 г. создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.

В 1930 г. введено всеобщее начальное образование. Новая школа организовывалась на дореволюционных традициях. В сфере образования запрещались все эксперименты, оно проводилось на основе строгой дисциплины, расписания.

Изучалась история страны, гуманитарные и точные дисциплины. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом. Декретами СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. учреждена начальная школа (1-4 классы), неполная средняя школа (1-7 классы), средняя (1-10 классы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партработники и комсомольцы.

Техническая революция на производстве потребовала увеличения числа грамотных специалистов. По этой причине в 1933-1937 гг. для повышения образовательного уровня рабочих созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов.

Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования молодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.

В 1925 г. из Ленинграда в Москву переведена Академия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И. Вавилов. Отделения Академии наук создавались в союзных республиках и регионах РСФСР (создано более 850 НИИ).

Большое внимание партийное руководство уделяло оборонным отраслям производства и научным разработкам в этой области. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разрабатывались новые образцы танков (А.А. Морозов, М.И. Комкин, Ж.Я. Котин), самолетов (А.И. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев), артиллерийских орудий, систем и минометов (В.Г. Грабин, Ф.Ф. Петров), стрелкового оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев). А.П. Александровым была создана уникальная защита кораблей ВМФ от магнитных волн.

Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики - П.Л. Капица, атомного ядра - И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров и др.), физики полупроводников - А.Ф. Иоффе.

В середине 30-х годов в культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным режимом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, гиперболизированный оптимизм.

Главной задачей «большого стиля» было воздействие на мироощущение и поведение больших масс людей. Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу советской власти. Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руководством КПСС.

Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как череда сплошных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.

Особое внимание уделялось кинематографу. Плеядой талантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздействовали на сознание и поведение всего общества. Члены ЦК лично просматривали все новые фильмы и были их цензорами.

Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим надзором партии. Деятелям культуры предоставлялись исключительные блага, как и партийным лидерам; формировалась зависимость искусства от государства.


Билет №15
Вопрос 1 Дворцовые перевороты ХVIII века (1725-1762гг.)

После смерти в 1725 г. Петра I царствовавший дом распался на две линии — императорскую и царскую.
По образному выражению В.О. Ключевского, период со смерти Петра I до воцарения Екатерины II получил название “эпохи дворцовых переворотов”: за это время шесть монархов занимали русский трон, получая его в результате сложных дворцовых интриг или переворотов при непосредственном участии гвардии(привилегированной части армии,созданной Петром I)
В 1722 г. Петр I отменил порядок престолонаследия по завещанию или соборным назначением, заменив его личным назначением. Но назначить преемника он не успел. После его смерти столкнулись представители родовой знати (Голицыны, Долгорукие), признававшие наследником князя Петра, и чиновная власть, сделавшая ставку на Екатерину I, и выигравшая эту борьбу с помощью гвардейских полков. Дворянские гвардейские полки с этого времени превратились в основное орудие борьбы между соперничавшими группировками. Все лица, попадавшие на престол путем дворцового переворота, не обходились без опоры на гвардию.

В этих условиях не могло быть и речи о продолжении крупных реформ.Фактическим правителем страны стал А. Д. Меншиков. Для помощи императрице в управлении страной был создан Верховный тайный совет — высший государственный орган, состав которого отразил состоявшийся компромисс соперничавших политических сил. В него вошли А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, Г. И. Головкин, П. А. Толстой, А. И. Остерман, Д. М. Голицын и голштинский герцог Карл Фридрих — муж старшей дочери Петра. Большинство оказалось из ближайшего окружения Петра I.

После смерти Екатерины I в 1727 г., императором, согласно ее завещанию, провозглашается внук Петра I — Петр II, а к Верховному тайному совету, фактически к А.Д.Меньшикову, перешли функции регента.

Политика Меньшикова вызывала недовольство даже со стороны его недавних союзников. В сентябре 1727 г. он был арестован, сослан в далекий Березов, где вскоре и умер. Добившись преобладающего влияния в Верховном тайном совете, аристократическая группировка стремится пересмотреть преобразования и по возможности восстановить порядки, существовавшие в России до их проведения.

В январе 1730 г. молодой император во время очередной охоты простудился и скоропостижно умер. В ходе обсуждения возможных кандидатов на престол выбор пал на курляндскую герцогиню Анну Иоанновну, дочь брата Петра I — Ивана Алексеевича. В глубокой тайне были составлены кондиции, т.е. условия вступления Анны Иоанновны на престол. Князь Голицын предложил: “Надо бы нам себе полегчить..., чтоб воли прибавить. Надо бы послать к ее величеству пункты”.

Кондиции ограничивали самодержавие, но не в интересах всего дворянства, а в пользу его аристократической верхушки из восьми человек, заседавшей в Верховном тайном совете. Согласно кондициям право заключения мира, установление новых налогов, производства в чины, командование армией, выбор преемника государю и многое другое переходило в руки Верховного тайного совета. Как замечает С.М. Соловьев: “Все гарантии для восьми, а против восьми для остальных — где гарантии?”

Эти планы не нашли поддержки ни у дворян, ни у гвардейцев. Воспользовавшись этим, Анна Иоанновна провозгласила себя самодержавной императрицей, упразднила Верховный тайный совет, а его наиболее активных членов отправила в Сибирь.

В царствование Анны Иоанновны небывалых размеров достигло влияние иностранцев. Тон при дворе задавал фаворит императрицы, курляндский герцог Бирон, пользовавшийся безграничным ее доверием. Он занял господствующее положение при дворе. В годы бироновщины на доходные должности продвигались по службе иностранцы, что вызывало протест со стороны русского дворянства.

Символом правления Анны Иоанновны стала Тайная канцелярия (преемница Преображенского приказа), следившая за благонадежностью российских подданных и буквально заваленная политическими доносами. Никто не мог считать себя безопасным от "слова и дела" (восклицание, начинавшее обычно процедуру доноса и следствия)
Незадолго перед своей смертью императрица назначила себе преемника — Ивана VI — внука Екатерины Ивановны (дочери Ивана V), причем регентом ребенка была определена не его мать, а Бирон. В условиях всеобщего недовольства Бироном, фельдмаршалу Миниху без особого труда удалось совершить очередной дворцовый переворот, лишивший в ноябре 1740 г. Бирона прав регента. Регентом была провозглашена мать Ивана

Переворот не мог удовлетворить интересов широких кругов русского дворянства, так как сохранял все еще за немцами руководящее положение в государстве. Пользуясь слабостью правительства и своей популярностью, Елизавета, дочь Петра I, переодевшись в мужское платье, явилась в казарму Преображенского полка со словами: "Ребята, вы знаете, чья я дочь, идите за мной. Клянетесь умереть за меня?" — спросила будущая императрица и, получив утвердительный ответ, повела их в Зимний дворец. Так во время очередного переворота, совершенного 25 ноября 1741 г. в пользу дочери Петра I Елизаветы, были арестованы находившиеся на российском престоле представители Брауншвейгской семьи. Участники переворота получили щедрые награды, те из них, кто не имел дворянского звания, были возведены в дворянство.

Императрица Елизавета Петровна царствовала двадцать лет с 1741 по 1761 г. Наиболее законная из всех преемников Петра I, поднятая на престол с помощью гвардейцев, она, как писал В.О. Ключевский, "унаследовала энергию своего отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала путь от Москвы до Петербурга, мирная и беззаботная, она брала Берлин и побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого...ее двор превратился в театральное фойе — все говорили о французской комедии, итальянской опере, а двери не закрывались, в окна дуло, вода текла по стенам — такая «золоченая нищета».
Стержнем ее политики стало расширение и укрепление прав и привилегий дворянства. Помещики теперь обладали правом ссылать непокорных крестьян в Сибирь и распоряжаться не только землей, но и личностью и имуществом крепостных. При Елизавете Петровне были восстановлены в правах Сенат, Главный магистрат, коллегии. В 1755 г. был открыт Московский университет — первый в России.

Показателем возросшего влияния России на международную жизнь являлось ее активное участие в общеевропейском конфликте второй половины XVIII в. — в Семилетней войне 1756 — 1763 гг.

Россия вступала в войну в 1757 г. В первом же сражении у деревни Гросс-Егерсдорф 19 августа 1757 г. русские войска нанесли прусским войскам серьезное поражение. В начале 1758 г. русские войска овладели Кенигсбергом. Население же Восточной Пруссии присягнуло императрице России — Елизавете.

Кульминацией военной кампании 1760 г. было взятие 28 сентября Берлина русской армией под командованием Чернышова. Фридрих II стоял на краю гибели, но его спас резкий поворот во внешней политике России, вызванный вступлением на престол Петра III, который сразу же разорвал военный союз с Австрией, прекратил военные действия против Пруссии и даже предложил Фридриху военную помощь.
Петр III находился на российском престоле недолго с 1761 по 1762 г. Племянник Елизаветы Петровны оказался не способным руководить государством. Особенное порицание русского общества вызвало его преклонение перед Фридрихом II, присутствие во многих его действиях по выражению современников "шаткости и каприза". Всем было очевидно расстройство государственного механизма, что и привело к новому дворцовому перевороту. Его жена Екатерина II, опираясь на поддержку Измайловского и Семеновского гвардейских полков, провозгласила себя в июне 1762 г. императрицей. Сенат и Синод присягнули ей. Попытка Петра III вступить в переговоры ни к чему не привела, и он был вынужден собственноручно подписать присланный Екатериной акт "самопроизвольного" клятвенного отречения от престола.
Так завершилась эпоха "дворцовых переворотов".


Вопрос 2 СССР в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.) – война между СССР, Германией и ее союзниками в рамках Второй Мировой войны на территории СССР и Германии. Германия напала на СССР 22 июня 1941 года с расчётом на короткую военную компанию, однако война затянулась на несколько лет и окончилась полным поражением Германии.
Причины Великой Отечественной войны
После поражения в Первой Мировой войне, Германия осталась в тяжелом положении – политическая ситуация была нестабильная, экономика находилась в глубоком кризисе. Примерно в это время к власти пришел Гитлер, который, благодаря своим реформам в экономике, смог быстро вывести Германию из кризиса и тем самым завоевать доверие власти и народа.
Встав во главе страны, Гитлер начал проводить свою политику, которая основывалась на идее превосходства немцев над другими расами и народами. Гитлер не только хотел взять реванш за проигрыш в Первой Мировой, но и подчинить своей воле весь мир. Результатом его притязаний стало нападение Германии на Чехию и Польшу, а затем, уже в рамках начавшейся Второй Мировой и на другие страны Европы.
До 1941 года между Германией и СССР существовал договор о ненападении, однако Гитлер нарушил его, напав на СССР. Для того, чтобы завоевать Советский Союз, командование Германии разработало план «Барбаросса» - стремительного нападения, которое должно было принести победу в течение двух месяцев. Завладев территориями и богатствами СССР, Гитлер мог вступить в открытую конфронтацию с США за право мирового политического господства.
Нападение было стремительным, однако не принесло желаемых результатов – русская армия оказала более сильное сопротивление, чем предполагали немцы, и война затянулась на долгие годы.
Сроки Великой Отечественной войны: 22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года.
Основные периоды Великой Отечественной войны

  • Первый период (22 июня 1941 г. -18 ноября 1942 г.) В течение года после нападения Германии на СССР, немецкая армия смогла завоевать значительные территории, в число которых входили Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Белоруссия и Украина. После этого войска двинулись вглубь страны с целью захватить Москву и Ленинград, однако, несмотря на неудачи русских солдат в начале войны, немцам не удалось взять столицу.
    Ленинград был взят в блокаду, но в город немцев не пустили. Битвы за Москву, Ленинград и Новгород продолжались вплоть до 1942 года;
  • Период коренного перелома (1942 – 1943 гг.) Средний период войны носит такое название из-за того, что именно в это время советские войска смогли взять преимущество в войне в свои руки и начать контрнаступление. Армии немцев и союзников постепенно начали отступать обратно к западной границе, множество иностранных легионов были разбиты и уничтожены.
    Благодаря тому, что вся промышленность СССР в это время работала на военные нужды, советской армии удалось значительно увеличить свое вооружение и оказать достойное сопротивление. Армия СССР из обороняющейся превратилась в нападающую;
  • Финальный период войны (1943 – 1945 гг.). В этот период СССР начала отвоевывать оккупированные немцами земли и продвигаться в сторону Германии. Был освобожден Ленинград, советские войска вошли в Чехословакию, Польшу, а затем и на территорию Германии.

8 мая был взят Берлин, а немецкие войска объявили о безоговорочной капитуляции. Гитлер узнав о проигранной войне покончил с собой. Война закончилась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: