Прежде всего следует дать характеристику жатачеству как новый социальной категории. Жатаки, часть обедневших казахов-скотоводов, лишенных средств к существованию и передвижению во время летних кочевок на жайляу, прокармливавших свою семью за счет наемного {в основном сезонного) труда или перешедших к землепашеству под влиянием хозяйственных перемен внутри скотоводческого общества.81 Более обобщающая характеристика была дана первым исследователем этого явления Е. Б. Бекма-хановым.82 Свое видение социального смысла жатаков еще в 80-х годах XIX в. изложил замечательный исследователь Г. Н. Потанин: «Слово жатак, -писал ученый-путешественник, - происходит от глагола (жатак, жат. - Ред.) «лежать*. Жатак, следовательно, в буквальном смысле значит «лежень», так киргизы (казахи. - Ред.) прозвали их потому, что в жатаки превращаются такие киргизы, у которых пал скот от болезни и не на чем кочевать в степи - приходится лежать на одном месте».83 Более узкое объяснение мы находим в «Казахско-русском разговорнике»: «Жатак - ночлег, берлога, оседлое население, беднота (они не выезжали на жайляу из-за отсутствия средств передвижения, скота)»,84 а впереработанном, дополнен ном издании «Русско-казахского словаря» -«отходник («жатак» охарактеризован как крестьянин, по сезонам работающий на городских предприятиях)».85
|
|
Причины формирования жатачества. Прежде всего, как подтверждают многие архивные сведения, «в полном имущественном расстройстве» части казахских хозяйств, заключавшемся главным образом в лишении домашнего скота- Гибель скота вследствие жута (гололедицы), периодически повторяющиеся в степи болезни скота сопровождались обеднением многих ки-битковладельцев, попадавших в экономическую зависимость от своих богатых сородичей. Дело в том, что для прокормления своих стад в зимнее время казахи-кочевники большею частью не делали никаких запасов фуража, пасли огромные стада86 в степи, где скот добывал себе корм из-под снега. В случае продолжительной зимы и гололедицы или снежных буранов казахи теряли много скота. «... Упалый скот, в особенности бараны, грудами лежали на зимовках и подле оных по невозможности зарыть в землю или сжечь, как отзываются киргизы (казахи - Ред.)», — так описывал последствия жута исполняющий обязанности военного губернатора области сибирских казахов в мае 1857 г.87
Таким образом, падеж скота от бескормицы, углубление социальной дифференциации аульной общины — все это в совокупности предопределило рост численности обедневших крестьян-жатаков. Жут порою тяжело сказывался и на земледельческом хозяйстве крестьян-переселенцев, ибо нередко местные казахи снабжали новых поселенцев быками и лошадьми при условии распахивания и засевания для кочевников земельных участков. Большая часть разорившихся казахов переходила к земледелию. Объективно этому способствовали административные меры правительства, стремившегося «устройством полуоседлых поселений облегчить административный надзор за киргизами... приучая их исподволь к земледельческому труду».88 Еще 23 мая 1808 г. правительство приняло решение об устройстве «бесскотных» казахов-бедняков, кочевавших по Оренбургской линии. Оно разрешило обеспечить беднейшие слои казахов-кочевников средствами к существованию, позволило принимать их «для водворения наравне со старожилами»; было «повелено прирезать землю селениям, которые примут киргизов...».89
|
|
Несомненно, что меры правительства по переводу части казахов к оседлости прежде всего преследовали политические цели. Традиционная кочевка массы казахов на огромных степных просторах, трудноконтролируемых военно-казачьими линиями и окружной администрацией, выявило трудности «обуздания» кочевников и показало выгодность создания земледельческих очагов для казахов вблизи военных линий. Однако все возраставшие масштабы правительственной колонизации пастбищных угодий кочевников, объявление казахских земель государственной собственностью (пункт 210 Временного положения об управлении степными областями от 21 октября 1868 г.) с каждым годом усиливали угрозу для нормального функционирования традиционного скотоводства. Комиссия же по устройству переселенцев не считалась с интересами автохтонных обитателей степи. «Переселенцы заняли и занимают лучшие места, тогда как между киргизами (казахами. - Ред.) есть много жатаков, которые могли бы, не упуская таких мест, образовать из себя селения...».90
Однако, стремление колониальной администрации путем переселения крестьян из внутренних губерний, казаков из Сибири, Оренбуржья, создать «новые экономические центры, производящие хлебные продукты», вело к сужению земельного фонда аульной общины, ограничивало возможности жатакое заниматься не только скотоводством, но и земледелием. К тому же высшая администрация края порою отрицательно реагировала на выделение земельных наделов разорившимся беднякам-жатакам. Генерал-губернатор Туркестанского края граф Сухтелен считал вредным поощрять хлебопашество среди казахов и нередко запрещал им селиться на новых участках.
Автор известной работы о жизни казахов Оренбургского края И. Ф. Бла-рамберг отрицательно высказывался о переходе казахов к земледелию. «Нет сомнения, что киргизский (казахский - Ред.) народ до тех пор только будет полезен, пока он верен старине, то есть пока он не земледелец, а пастух», -писал автор.91 Отдельные исследователи выражали сомнения относительно выбора жатаками земледелия как формы хозяйствования в связи с тем, что скотоводство в целом обеспечивало кочевника всеми необходимыми продуктами питания и не верили в возможность втягивания казахов в земледельческий рынок:«... киргизы (казахи. -Ред.), естественно, не расположены к хлебопашеству, может быть, по очень основательным причинам: хлеба едят очень мало. Общую их пищу составляют баранина, конина, молоко, сыр (курт), кумыс.
К чему же им хлеб после такой сытной пищи... киргизу хлеба даром не надо», - писал И. И. Завалишин.92
Но жизнь брала свое. Проникновение товарно-денежных отношений в экономику казахского аула, постепенное разорение скотоводов и увеличение численности казахов, не имеющих скота, превратили земледелие в наиболее выгодную форму хозяйства, обеспечивающую хлебом не только повседневные их нужды, но и продажу части хлеба на городском рынке. Приведем данные по Кокчетавскому, Атбасарскому уездам Акмолинской области: за март 1901г. в трех упомянутых уездах было зарегистрировано 2222 хозяйства жатаков и 2880 хозяйств «отсутствующих» (т.е. находившихся на положении жатаков),93 официально не зарегистрированных. Если считать, что в среднем в каждой кибитке было по 5 человек обоего пола, то всего получится 11 110 жатаков. Прибавив к этому количеству людей половины «отсутствующих» кибиток, получим 19 310 человек, что составляет значительный удельный вес жатаков в общей численности кочевого населения.
|
|
Наряду с земледелием жатаки стали принимать участие в сезонной работе по строительству Оренбурго-Ташкентской и Сибирской магистралей. Жатаки взяли на себя самый трудный участок работы: перевозку различных строительных материалов. «Никто, конечно, другой не возьмется за перевозку этих материалов, в особенности в горячее летнее время по степи, выжженной солнцем, как тот же привычный ко всему киргиз на своих безответно покорных ему верблюдах и быках...».44 Причем, как архивные, так и печатные материалы подтверждают, что большую часть наемных рабочих составляли жатаки.95
Выполнявшие все земельные работы жатаки получали более низкую плату, чем русские собратья, иногда копеек на 10-20 (при дневном среднем заработке 40-60 копеек).96 Тем не менее, привлечение казахов-жатаков к строительству первых железнодорожных линий в Казахстане оказалось весьма важным для приобретения технического и вообще производственного опыта, разрушения хозяйственной замкнутости казахского аула, массового
отрыва жатаков от натурального хозяйства. «Сама дешевизна постройки Воскресной железной дороги (Павлодарский уезд) многим обязана тому, что большую часть рабочих при ее постройке составляли киргизы», - информировал своих читателей корреспондент «Тургайской газеты».97 Кроме того, часть жатаков, крайне разоренных стихийными бедствиями, находила заработок в русских крестьянских селениях, казачьих станицах. К примеру, прииртышские казаки, получив большие земельные наделы от переселенческого управления и не располагая возможностью за недостатком рабочих рук, развивать свое хозяйство в «полной мере», охотно стали впускать киргиз» не только на перезимовку, но и на летовку с отдачей им на обоюдовыгодных условиях и большей части своих сенокосов.98 Казахи-жа-таки вместе с торговцами из Центральной Азии устраивали «полуоседлые гнезда», получившие название торговых «слободок».99
|
|
Среди жатаков, осевших вблизи городов, нередко встречались и зажиточные люди, которые «заводя приличные дома, обстановкой своей домашней жизни во многом подражали вкусу городской жизни».100
Большая часть казахов-бедняков в поисках средств к существованию шла в городские поселения и впоследствии явилась одним из источников формирования и роста местного рабочего класса. К примеру, только по Кокчетавскому округу в 1876, 1877, 1878 гг. волостными управителями было выдано 236 «отпускных» билетов.101
О масштабе отходничества говорит количество выданных ушедшим на заработки билетов за 1887 г.: по Усть-Каменогорскому уезду - 7028, по Семипалатинскому - 6728, по Зайсанскому - 706, по Павлодарскому — 2036, по Каркаралинскому - 3536.102 В 1895 г. волостными управителями было выдано паспортов (билетов): по Усть-Каменогорскому уезду - 7450, по Семипалатинскому — 7156, по Павлодарскому — 2684, по Зайсанскому -1012,по Каркаралинскому - 4438.103 Разница в количестве выданных билетов почти за десятилетний срок составила 3346. Мы полагаем, что приведенные сведения не точно отражают уровень отходничества, ибо зачастую казахи уходили на заработки без паспортов, что затрудняло их регистрацию и учет.
По архивным данным можно определить (приблизительно) удельный вес жатаков в общей численности кочевников: к примеру, по данным за 1901 г. в Кокчетавском уезде жатаки составляли 4,6%, в северных волостях Атба-сарского уезда — 5,3, в южных — 7,9%.104 К сожалению, в материалах по переписи городского населения сведения о численности жатаков, приехавших на «отхожие» работы, встречаются весьма редко, что затрудняет их учет в городском населении.
В целом, жатачество сформировалось как особая социальная прослойка в общественно-классовой структуре казахского аула. Оно способствовало углублению хозяйственной дифференциации скотоводческого хозяйства; его следует рассматривать в качестве посредника, связывающего аульную общину с русско-казачьими селениями и городами в сложных условиях развития колониального Казахстана, экономика которого наряду с объективными факторами, отчасти обусловленными проникновением капиталистических отношений, искусственно пристегивалась к хозяйственной системе многонациональной империи. Аграрно-переселенческая политика метрополии нетолько сопровождалась изъятием в пользу переселенческо-
го фонда лугопастбищных угодий коренных обитателей степи, но и в значительной мере усугубила и без того сложное положение жатаков, вытесненных на малопригодные участки, хотя бы объективно в известной мере способствовала втягиванию Казахстана в торгово-экономический рынок России.105
К сожалению, эпизодичность сведений о жатачестве не позволяет точно определить по годам численность этой социальной группы, что обусловлено не только отсутствием достоверных данных в материалах всеобщей переписи 1897 г., но и трудностью учета этой категории населения «ревизскими сказками», однодневными и другими формами регистрации ввиду временного, вернее, сезонного характера привлечения их к производственной деятельности. Здесь уместно привести слова выдающегося русского мыслителя В. И. Ленина о том, что «известная часть отхожих... регистрируется в числе наличного населения городов... Но только часть, ибо при бродячем характере этого населения его трудно учесть переписью отдельных центров; а затем переписи населения бывают обыкновенно зимой, тогда как наибольшая часть промысловых рабочих уходит из дому весной».106
Если принять во внимание, что массовый уход жатаков (наряду с отмеченными обстоятельствами) на предприятия горной, горнодобывающей и угольной промышленности (Восточного, Центрального, Северного Казахстана) падает именно на весенние месяцы, то становится очевидным значение данного положения для воссоздания действительности того периода в обширной степной зоне.