I. Полиэтнический состав населения: основные факторы, источники формирования, состав

 

Во второй половине XIX века народонаселение как развивающееся и по­стоянно меняющееся явление вследствие естественного движения населе­ния и внутренних миграционных процессов в Казахстане и в целом и по отдельным областям, оказало громадное воздействие на весь ход социально-экономического и политического процесса в обширном крае. При анализе общего состояния историко-демографической ситуации огромного регио­на, позднее вошедшего в состав в основном двух административно-терри­ториальных управлений — Туркестанского и Степного генерал-губерна­торств, явно бросается в глаза факт некоторого разночтения, вернее замет­ного колебания не только в численности разноязычных жителей, но и в динамике роста его в разные годы, в т. ч. по материалам всеобщей переписи 1897 г. Казахстан в силу своей геополитической расположенности никак не мог не испытывать влияния сопредельных территорий и в историко-демог­рафическом аспекте, не говоря уже о превалирующей роли внутренних про­цессов в своеобразном эволюционном процессе.1

И это огромное пространство, а также его население, до завершения присоединения казахских земель в состав империи, никогда не было даже приблизительно «вычислено».

40 000 квадратных миль, что составляло 1/3 часть необъятной Сибири, определяло в основном лишь часть территории Казахстана. Более или ме­нее располагая данными о степных зонах, дифференцированных на «кирги­зов сибирского ведомства» (23 000 кв. км) и оренбургского ведомства, (17 000 кв. км)2 путешественники, офицеры Генерального штаба Русской армии, члены Императорского Русского географического общества, чинов­ники Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств, в це­лом абстрактно представляли себе, к примеру, южные районы, Жетысу, создавали легковесное мнение в целом о Казахстане, как о малопривлека­тельной, плоской, пустынной стране, заселенной «полудикими кочевыми азиатами».

Видный историк И. Завалишин, отвергая абсурдность подобного заблуж­дения, в основном верно обосновав мотивы последующей активизации пла­нов России по освоению и заселению края, писал: «... это (Казахский край. - Ред.) ныне одно из драгоценнейших приобретений России в ее поступательном, расширяющемся движении в Среднюю Азию, даже во мно­гом важнее Амура и Уссури, потому что действовать с Амура и делать его военным базисом страшно далеко, да страшно дорого, а Киргизская степь у Омска под рукой и в Семиреченском, в Заилийских краях проход и житни­ца всегда обеспечивающие, ибо тут природа и растительность не только не уступают южным русским губерниям, но и Северной Италии. Наконец, в будущем это готовая и благодатная почва для обширных колоний, когда переполненные народом русские губернии настоятельно потребуют новых земель... а где у Англии и Франции такие благоприятные данные?»3.

Довольно пространная выдержка из сочинения И. Завалишина, имеет в виду взаимную обусловленность колониальных устремлений царизма в ре­гионе с попыткой круто изменить демографическую ситуацию в пользу империи. Политические цели царизма, тесно переплетенные с экономичес­кими интересами страны, которые в конечном счете были призваны обес­печить численный перевес русских над автохтонными жителями, могли бы достигнуть своих целей в условиях повального расселения края пришлым контингентом славянского происхождения. Один из авторов «Туркестанс­ких ведомостей» С. Гескет следующим образом определил задачи ассими­ляции региона посредством расширения «русского элемента»: «...перевес влияния всегда на стороне сильнейшей нации, при относительно неболь­шой разности в численности, надо довести население русских до 50% уров­ня населения края, подлежащего ассимиляциие4; учитель Ташкентского учи­лища Соскольцев, выступая по поводу очередной годовщины завоеватель­ных походов генерала М. Черняева, обращал внимание слушателей на по­следствия ассимиляции «аборигенов»: «...конечным результатом этого час­то бывает то, что данная народность теряет свою самобытность, ассимили­руется господствующей культурной нацией, удерживать его (местное насе­ление. - Ред.) навсегда в своем подданстве... когда народности Средней Азии теснее сплотятся в одно тело общего отечества под мудрым правлени­ем самодержавного белого царя».5

Хотя конечная цель колониальной политики в регионе была четко опре­делена, ее осуществление во многом зависело от своеобразия демографи­ческой ситуации, до реформы 1867-1868 гг. правительство не располагало достоверными статистическими сведениями о конкретной численности на­селения обширного Казахстана за исключением двух регионов: Букеевс-кой Орды - в 1850 г. по уточненным данным, жителей обоего пола в ней числилось 114 950 человек.6 Более достоверные данные можно привести по области сибирских казахов. Акцент внимания на нее объясняется по двум обстоятельствам: 1-е, она занимала огромное пространство и по времени своего образования занимало до 758 000 кв. верст, простираясь с севера на юг от Сибирской линии до р. Чу, с запада соприкасаясь с областью орен­бургских казахов; 2-е, область сибирских казахов в большей степени, чем другие административные управления в Казахстане, примерно за 10 лет после поражения восстания хана Кенесары, вплотную приблизилась к губернс­кой системе, объединяя 8-10 округов, вобрав в себя многое из того, что внедрено в Западной Сибири. Это обстоятельство позволяет воссоздать хотя бы приблизительную динамику роста казахского населения: в 1852 г. -181 731 муж. пола; 154 091 - жен пола, русского - 11 591 м.п, 8099 ж.п.7; в 1857 г. - 259 720 обоего пола8, в 1858 г. казахов- 268 678 человек.9

В 1858 г. население другой административной единицы -обширной Се­мипалатинской области, созданной в 1854 г., к которой отошел ряд внешних округов, - 261 487 чел. обоего пола.10 Приведенные сведения при выявле­нии дополнительных данных могут подвергнуться изменениям, в результа­те того, что в Казахстане предреформенного времени основную часть жи­телей составляли казахи, а так называемых ревизских сказок, проводившихся в других частях империи через каждые три года для определения числа по­датного населения, не осуществлялось. Сведения же по народонаселению, собираемые окружными приказами, «точными определить было нельзя». Однако, при этом следует оговориться относительно охвата ревизскими сказками и казахских волостей. Ими охватывались те волости, местонахож­дение которых более или менее было известно переписчикам, и о лояльно­сти которых правительству нельзя было усомниться. Однако, постоянная подвижность кочевников усложняла стремление властей собрать конкрет­ные материалы по волостям, и так сложилось, что статистика о числе скота и людей «основывалась на одних словесных объяснениях» волостных и ауль­ных старшин.11

Своеобразие демографической ситуации в общеказахстанском мас­штабе за исключением Букеевской Орды и южных районов, выражалось прекращением моноэтнйчности состава его жителей еще в 50—60-х го­дах XIX в.

На западе в Новолинейном районе, на северо-востоке в Верхнеиртышс­ком и Новоишимском участках в результате поощрительной миграцион­ной политики правительства создавались небольшие центры русского пе­реселенческого движения, чему во многом способствовало сохранение дей­ствия Положения, принятого еще в 1765 г. и запрещавшего казахам на рас­стоянии 50 верст приближаться к укреплениям, ставшими в 20—50-х годах XIX в. окружными центрами. Вследствие частной и правительственной ко­лонизации лишь в Новолинейном районе проживало около 44 000 человек русских, башкир, калмыков, ногайцев, татар, проживающих в соседстве с казахским населением, число последних в 1861 г. достигло 11 538 кибиток.12

Говоря о формировании полиэтнического состава населения Казахста­на, об основных его источниках и побудительных факторах, прежде всего следует охарактеризовать его начальный этап. Этот процесс, как главное катализирующее явление, за короткий срок в основном сохранил моноэт­ническую структуру обитателей края.

Царизм рассчитывал путем колонизации Сибири, северо-западных и юго-восточных районов Казахстана переселить крестьян из внутренних губер­ний России и Украины и создать в их лице социальную опору в зауральской окраине.

Почти во всех вновь образованных областях целенаправленное пе­реселение русско-украинского крестьянства началось в начале 70-х го­дов XIX в. и массовый характер оно приобрело в 80-х годах. 13 июля 1889 г. царское правительство разработало и утвердило специальное положение о добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли,

Новое положение конкретно определяло районы переселения в Томс­кой и Тобольской губерниях, а также в Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях.

Массированное переселение крестьян сопровождалось не только из­менением демографической структуры населения края, но и насиль­ственным изъятием из пользования коренных обитателей лучших земель, пригодных как для скотоводства, так и для расширяющегося земледелия. Только с 1885 г. по 1893 г. в Акмолинской области было отобрано у каза­хов 251 779 десятин земли и образовано 24 переселенческих участка с 10 940 жителями мужского пола, а в смежной Семипалатинской области -33 064 десятины.

Особенно интенсивно все возрастающий поток пришлого населения шел в Семиреченскую область: в 1868-1880 гг. сюда переселилось 3224 семьи, из них 2099 образовали селения, а 1225 семей обосновались в городах. За 13 лет (с 1880 по 1893 гг.) население Туркестанского края, исчис­лявшееся в 2 269 520 чел. обоего пола, возросло до 3 102 385 чел., т.е. приблизительно на 37% в основном за счет переселенцев.13

Основными районами переселения русско-украинского крестьян­ства самого крупного региона юга Казахстана - Сырдарьинской обла­сти - явились Чимкентский, Ташкентский, Аулие-Атинский уезды, где с 1884 по 1892 гг. было образовано 37 поселений. Динамика относительно бурного роста переселенческих поселений, например в Аулие-Атинс-ком уезде была следующей: село Михайловское было основано в 1874 г. с 331 жителем, в 1876 г. Шалдоварское - 1102 человека, в 1877 г. Дмит-риевское — 340 человек, в 1881 г. Покровское — 658 человек, Каменка -331, в 1884 г. Николаевское - 449, в 1885 г. Мерке - 555, в 1886 г. Алек­сандровское — 643, Кузьминское - 226, в 1889 г. Подгорное - 210, Ша-палово - 210, в 1890 г. Луговое - 71, Бурное - 71, Ключевое - 154, в 1892 г. Ровное — 106, Грозное - 753, Головочевское - 261, Гроднево -401, Степное-139.14

В 1889 г. был принят закон «О переселении сельских обывателей и ме­щан на казенные земли», а в 1891 и 1892 годах данное положение распрост­ранилось на Тургайскую, Уральскую области. Этот акт полностью держал переселенческое движение в руках правительства, заметно ограничив част­ную колонизацию. Теперь для приобретения земельных наделов требова­лось особое разрешение. Однако, стремление петербургских властей как-то урегулировать прежний стихийный характер миграционного процесса не совсем удалось.

Неурожай и голод 1891-1892 гг. побудил массы крестьян европейской России двинутся на Восток в поисках свободных земель. Причем, в составе переселенцев преобладали: в Семиреченской области — уроженцы Воро­нежской, Тобольской, Томской, Пермской, Казанской, Оренбургской, Харьковской губерний; в Сырдарьинской области - Воронежской, Астра­ханской, Самарской, Саратовской, Тамбовской и других губерний, а также Войска Донского.15

Возможность соединения Казахстана железнодорожными магистра­лями с Сибирью, Приволжским промышленным районом и Южным Уралом побуждало правительство интенсифицировать переселенческое освоение края. С этой целью экспедиция Ф. А. Щербины тщательно обследовала 12 уездов Акмолинской, Тургайской и Семипалатинской областей. Официальное ее назначение связывалось с обследованием хозяйственной жизни местных жителей. Материалы экспедиции были использованы царизмом для расширения экспроприации «излишков» казахской земли.

«С постепенным расширением русской колонизации район владений киргизских земель стал значительно сокращаться, а вместе с тем стали осу­ществляться некоторые ограничения для киргиз в их постоянных и беспре­рывных кочевьях...»16, - так охарактеризовала «Тургайская газета»17 поло­жение, сложившееся в земельном фонде коренного населения.

Бурный рост численности русско-украинского крестьянства следует рассматривать не только как главный результат политики переселения и вытеснения казахов с насиженных веками мест, но и как следствие переве­са рождаемости над смертностью ввиду относительной молодости, жизнен­ной активности основной части новых поселенцев, однако следует конста­тировать факт исключения в этом плане казаков-старожилов, для которых прежде всего был характерен естественный рост.

В целом, о динамике численности переселенцев говорят данные за 1870-1914 гг.: Акмолинская область - 721 091 человек, Семипалатинская - 159 972, Семиреченская —156 826, Сырдарьинская—61212, Тургайская — 226 825, Уральская - 108 467, всего - 1 434 393 человека.

Говоря об основных источниках и факторах, благоприятствовавших из­менению численности и формированию этнической структуры населения Казахстана, не следовало бы упускать из виду такое явление, как полити­ческая ссылка. Участники польского восстания 1863 г., видные деятели на­родовольческих течений, социал-демократы в некоторой степени также ак­тивизировали миграционный процесс, а главным образом, повлияли на эт­нический состав жителей Казахстана. Можно привести некоторые данные: в 1863 г. в Семипалатинской области отбывало ссылку 122 человека18, Верх-неуральске-51,Петропавловске —69, в Жетысу в общей сложности - 100 человек.19 Однако, следует признать, что политическая ссылка, сыграв бла­гоприятную роль в общественном сознании, в культурной жизни края, го­родов, в формировании взглядов выдающихся деятелей (в частности Абая Кунанбаева и др.), не стала доминирующим фактором в демографической ситуации.

Территория Казахстана заселялась благодаря не только притоку пересе­ленцев из внутренних губерний, но также из Китая. С возвращением Куль-джинского края Цинской империи масса дунган, уйгуров и казахов выра­зила желание переселиться в Казахстан и соседнюю Кыргызию. Профес­сор П. Г. Галузо, рассматривая мотивы изучаемого процесса, объяснял это стремлением царизма переселением хлебопашцев ослабить экономические позиции Китая в Кульдже и, с другой стороны, усилить свое влияние в ре­гионе. Режим рассчитывал также на использование уйгуро-дунганского кон­тингента в случае военных осложнений на китайской границе как военную силу, способную действовать против Китая.20 Прежде всего постараемся оп­ределить численность казахов, уйгур и дунган, проживающих в ту пору в Кульджинском крае. Весьма информированный автор серьезного исследо­вания о Кульдже С. Н. Белецкий «по приблизительным данным» определял численность казахов около 20 000 человек мужского пола; уйгур - 51 тыся­ча, общее число дунган - не более 4 тысяч человек.21 Сколько же просле­довало в Жетысуйский край? Д. А. Исиев называет 90 тысяч человек.22 По мнению С. Ростовского, из 120 240 дунган и «таранчей» в Жетысу переселилось 60 000 человек.23 Н. Н. Пантусов дает другие данные, правда, за 1871-1877 гг. - в Верненском уезде 26 164 уйгура, 1126 дунган, всего - 27 290 душ обоего пола; в Джаркентском уезде - 19 209 уйгур, 1347 дунган, всего -20 556 душ обоего пола. Итого - 47 846 человек.24X. Сутеева пишет о почти поголовном переселении казахов, уйгуров и дунган в Жетысу вслед за русскими войсками.25

Переселение уйгуров и дунган в плотно населенные районы Жетысу объективно усилило земельную тесноту, вызвав протесты казахского насе­ления,26 в 1896 г. в составе Семиреченского казачьего войска находилась тысяча калмыков, переселившихся из Китая и принявших российское под­данство.27

Интересные данные об изменении численности и состава населения им­перии, в том числе Казахстана, дает первая и единственная до образования Казахской автономной республики всеобшая перепись населения 1897 г. Несмотря на некоторые недостатки,28 она является более или менее досто­верным источником информации по народонаселению. Проведение ее было вызвано потребностью развития капитализма в стране.

Из-за сложности проведения переписи коренного населения, обуслов­ленной разбросанностью и трудностью местонахождения зимовок (кыстау) кочевников, были продлены сроки переписи. Подсчет предполагалось про­вести в течение ноября и декабря 1896 г., т.е. значительно раньше, чем в губерниях России.29

Численность населения областей по переписи: Акмолинская - 645 232 человека обоего пола, Семипалатинская — 684 590, Семиреченская -663 769, Сырдарьинская - 835 432, Тургайская - 453 416, Уральская -645 124, всего по Казахстану - 3 927 560 человек.30

Так как перепись населения производилась впервые, допускались нема­лые нарушения правил и инструкций, в отдельных случаях результаты под­счета по населенным пунктам возвращались для перепроверки и уточне­ний. Этим и следует объяснять явные расхождения в определении итоговых данных по областям: например, в исследовании Н. В. Турчанинова, кото­рый, также, как и другие исследователи, обращался к материалам переписи о численности отдельных областей, приводятся иные данные: по Семипа­латинской области - 684 590 человек, Акмолинской - 682 608 человек обо­его пола.31

В обзоре за 1897 г. число жителей Семипалатинской области на 2319 че­ловек больше по сравнению с данными Н. В. Турчанинова, а по Акмолинской на 179 человек меньше.32 Архивные же первоисточники также приво­дят другие цифры - по Семипалатинской области - 688 639, по Акмолинс­кой - 668 372 человека.33 Впрочем, разноречивость сведений по переписи 1897 г. была характерна и для других районов России, если учесть факт нео­хвата ряда аулов из-за зимних условий и отсутствия путей сообщения, то общая численность населения Казахстана должна была превышать уровень 4 млн. человек.

Перепись населения дала возможность выявить языковое соотноше­ние этнических групп. Конечно, казахи в двух генерал-губернаторствах составляли явное большинство: по Степному - казахским языком вла­дело 1903 030 или 77,1% человек к общей численности населения, русским языком - 431 184 или 17,8% человек, украинским - 37 673 - 1,5%, татарским - 41765 - 1,6%, далее по принципу убавления численности носителей языковых групп следуют мордвины, немцы, евреи, башкиры, поляки, уз­беки, а также языки народностей, численность которых не превышала 1000 человек - литовцы, латыши, молдаване, грузины, калмыки, чехи, фран­цузы, шведы, англичане и т.п. И в южных районах коренное население за­нимало доминирующее положение, также был разнообразен этнический состав жителей: казахи - 1 198 112 - 79% к общей численности, узбе­ки - 74 539 - 4,95%, русские - 71 049 - 4,80%, кыргызы - 58 700 - 3,9%, уйгуры - 55 815 - 3,70%, украинцы - 12 143 - 0,81% и т.п.34

Явно заниженной и неточной оказалась численность казахского насе­ления - в порядке свыше 4 млн человек вследствие приблизительности све­дений, собранных переписчиками. Это было вызвано сокрытием от пере­писчиков женщин-казашек, особенно тех, которые, не достигнув брачного возраста, тем не менее вступали в брак. Нередки были случаи выхода замуж в возрасте 12-13 и даже 9 лет.35 В. Юзефо, объездивший Тургайские степи в 1880 г., рассказывает о факте, когда 14-летний мальчик женится на 33-лет­ней девочке, а через год обзаводится ребенком.36

Заметно увеличилось число русского населения: в Акмолинской области - 56%, Уральской - 40,8%, Тургайской - 37,5%, Семипалатинской -24%, Семиреченской - 23,5%, Сырдарьинской - 6,2%.37 По итогам перепи­си 1897 г., численность Семиреченского, Уральского, Сибирского казачьих войск соответственно составляла 33 767,114166 и 103 424 человек обоего пола.

В целом, заметные сдвиги в численности, в этническом и национальном составе населения отражали влияние капиталистических отношений на со­циально-экономическую жизнь не только казахского, но и других нацио­нальностей, вызвав оживление в хозяйственной сфере, во взаимоотноше­ниях между ними. Несмотря на отдельные недостатки в организации, мето­дике проведения, обработке сведений, всеобщая перепись населения 1897 г. имела огромное научно-практическое значение, определив основные пара­метры жизнедеятельности общества, разрушив экономическую замкнутость казахского аула, в дальнейшем укрепив колонизационные порядки в обширном крае и облегчив планы правительства по дальнейшему размеще­нию пришлого контингента населения, с учетом плотности расселения, весь­ма пестрого по составу жителей.

 

КАЗАХСКИЙ АУЛ

Реформа 1867-1868 гг. изменила весь уклад социально-экономической жизни номадов, изживая из повседневных традиций обычаи, систему взаи­моотношений в их общественной структуре. Старая чингизидская знать, подавленная правовыми ущемлениями и ослаблением имущественной по­зиции, вытеснялась разбогатевшими скотоводами, выходцами из «черной кости».

В процессе углубления социальной дифференциации новое байство, раз-иодившее скот преимущественно для нужд рынка, без особых усилий вы­теснило султанов из волостных управителей, которые отошли на второй план как тень прошлого и былого могущества чингизидов.

Однако обычаи аульной общины оказались сильнее, и представители одного родоподразделения в условиях воздействия капитализма на казахский аул «проживали всегда в величайшем согласии между собою» и в случа­ях нужды помогали друг другу, что, между прочим, давало повод отдель­ным исследованиям, поверхностно представляющим своеобразие кочевой жизни казахов, прийти к односторонним заключениям о якобы отсутствии у них классового расслоения.

В общественной жизни аула тон задавали волостные управители, про­шедшие «школу межродовых распрей», представители новой колониальной администрации. «... Иметь перевес во всех делах общественных»38 побуж­дало претендентов на должность волостного управителя не жалеть скота и разных угощений, подкупая влиятельных родоправителей.

«Степной телеграф - узын кулак» настолько оперативно распространял всякие «хабар — известия», что волостные управители, как промежуточное звено между аульными старшинами и уездным управлением, располагая об­щедоступными каналами, оповещая к приезду «большого начальства», успе­вали настроить общественное мнение в свою пользу, подстраиваясь под ус­ловия новой эпохи. «Перед приездом большого начальства, каковой не быва­ет внезапным..., управитель на время вступается, складывает с себя свой ха­лат, облекается в фантастический костюм зауряд-хорунжего (фельдфебель), убирает свой трон-кровать, заменяет ее ненавистной европейской мебелью, протрезвляет писарей, закупает вина, закусок... встречает начальство»,39 - так передает свои впечатления автор замечательной работы о казахах Тургайской области И. Хохлов, которому трудно отказать в наблюдательности.

Одним из проявлений социальной жизни все более эволюционирующе­го аула явилось возрастание роли так называемых «аткаминеров» - в бук-

вальном смысле «ездящий верхом», а в переносном - у кочевников - так стали называть влиятельных и «почетных киргиз», от деятельных усердий которых во многом зависело общественное благополучие. Престиж, или «имидж» волостных зависел от аткаминеров, принимавших живейшее учас­тие в политической агитации во время выборов, они заметно предопределя­ли успех того или иного претендента, представляя собою своеобразное про­явление степного лоббизма. Они, переходя от одного претендента к друго­му, пользовались непременным почетом и всевозможным гостеприимством, «чувствовали себя счастливейшими людьми и проводили время в несконча­емой еде и питье (кумыса. - Ред.)». 40

Вся жизнь степного жителя была связана с состоянием скотоводства, имевшего первостепенный смысл для большей части номадов, являясь ис­точником существования для бедных, богатства — для зажиточных; от сво­их стад они получали пищу, мясо свежее, вяленое и копченое (сур ет), а также молочные продукты — любимый, распространенный у тюркоязыч-ных этносов кумыс, айран, особого рода сыр - «курт» и «иримшик», одежду -овчины, мерлушки для малахая (шапки), кошмы, войлок.41

По печатным сведениям той эпохи нетрудно определить средние нормы потребления в ауле молочных продуктов на душу населения:42

Скотоводство как рычаг экономического воздействия имело первосте­пенное значение и в семейно-брачной жизни номадов, ибо весь калым, яв­лявшийся непременным атрибутом бракосочетания молодоженов, уплачи­вался только скотом: богатый калым доходил до 100 байтал (молодых ко­был); менее богатый — в 77,67,47,37 и 27 кобыл. В. Юзефо, изучавший быт казахов Тургайской области, сообщал, что ниже вышеуказанных норм «ка­лыма не бывает».

По установлениям шариата каждый мусульманин имел право обзаво­диться не более, как четырьмя женами; немногие имели по 3 жены, широ­ко распространенный брачный союз - по две жены, бедняки, не имевшие скота-по одной.43

При этом, согласно шариату, обладатели нескольких жен должны были обеспечить каждую из них отдельной юртой; традиция признавала за стар­шей женой-байбише более приближенное к хозяину положение; даже в этом случае взаимоотношения между байбише и токалами (остальными женами) оставались взаимоприемлемыми. Достаточно было одного окрика или хо­лодного взгляда полигамного семейного правителя, чтобы в юртах устанав­ливалось затишье (шаңырақтан шу шыкпас).

Значение скота настолько было велико в повседневной жизни степных обитателей, что жители разных аулов при встрече, приветствуя друг друга, прежде всего справлялись о состоянии животных — «малжан аман ба?» (благополучны ли скот и души?) и только получив утвердительный ответ, с поклоном обращаясь к собеседнику, задавали другой вопрос: «бала-шага

аман ба?» (здоровы ли дети, семья?); затем учтиво вопрошали: «ат колик аман ба?» (здоров ли конь?).44 Тот же И. Хохлов рассказывал: «... вскоре один за другим в землянку полезли соседи Шукурбая (хозяин, у которого тот гостил), сняв калоши и малахаи (шапка. - Ред.), лезли на нары, и, начи­ная с меня, со всеми поздоровавшись, произнося обычное слово «аман ба?»... пришедший прежде всего спрашивал о здоровье скота, а затем уже о здо­ровье людей. На все это хозяин отвечал «аллага шукур», т.е. слава богу»,45 -т.е. при всех обстоятельствах - скот на первом плане. Отметим, что необъят­ные степные просторы, стремление скотовладельцев во время переписей во избежание увеличения кибиточной подати скрыть действительные раз­меры движимого состояния затрудняли точный учет его ввиду своеобра­зия природно-географических показателей. Нет сомнения в преобладании численности скота 8 четырех степных областях по сравнению с двумя юж­ными, где Семиреченская область включала в свое подчинение и Север­ную Кыргызию, Сырдарьинская - несколько уездов Центральной Азии, что заметно осложняет подведение итогов в масштабе Казахстана в терри­ториальных владениях той поры, а потому число скота в двух областях пред­ставляется явно заниженным. Ввиду неточности количества скота по раз­ным регионам и за разные промежутки времени, да и общим неудовлетво­рительным состоянием статистики эпохи, трудно определить его допусти­мую точность в масштабах края. Тому в немалой степени способствовало суеверие животноводов, твердо уверовавших в то, что, если «сделать точ­ное исчисление скота», а тем более раскрыть истинное количество скота чужому человеку, к тому же чиновнику по переписке, то пересчитанные табуны может постичь несчастье, и они значительно уменьшатся. Такое предзнаменование вызывало у казахов, особенно весьма зажиточных, на­мерение скрывать действительное состояние своего хозяйства и при рас­спросах непременно указывать число, менее реального, а в случаях же не­счастий, природных катаклизмов, они почти всегда указывали размеры больше действительных,46 а потому зафиксированные данные следует вос­принимать меньше реальных, а потери от разных несчастных случаев -несколько преувеличенными. По Семипалатинской области у оседлых жите­лей за 1888 г. верблюдов - 427 (на 81 больше, чем в1887 г.), лошадей -57 293 (на 3610 больше), крупного рогатого скота — 33 336 (на 1770 боль­ше), овец — 40 862 (на 5447 больше); у номадов верблюдов -62 580 (больше по сравнению с 1887 г. на 4080 голов), лошадей -447 789 (больше на 6176), крупного рогатого скота - 203 766 (больше на 44 851) и овей- 201 170 (больше на 46 957 голов);47 по Тургайской области за 1891 год лошадей-717 588, крупного рогатого скота-395 435, верблю­дов - 141 142,овец - 1 975 445, коз 126 I38;48 по Семиреченской области (данные за 1897 г.) лошадей - 85 000, волов, быков - 180 000, коров -290 000, телят -!52 000, верблюдов - 69 000, овец - около 5 000 000, коз -512 000, яков - 785, мулов - 3356, свиней - 28 500, итого - свыше 7 млн; цифра 6—7 млн может быть принимаема за стабильную для определения численности скота у кочевников Семиреченской области;49 по Сыр-дарьинской области лошадей - 644 945 голов, коров - 6 333 929, овец -4 841 263 простых, 79 284 - тонкорунных, верблюдов - 472 445, коз -811 174, ослов - I! 293, свиней - 8261; всего -7 727 034.50 В ведомости же «О скотоводстве в уездах области» за 1894 г. зафиксировано 6 566 344 головы (включая сведения по Ташкентскому уезду);51 по Акмолинской области (сведения начала XX в.) лошадей - 918 620, крупного рогатого скота-943 714, овец- 1 371 097, коз - 167 301, свиней -65 860, верблю­дов - 87 785, всего - 3 554 377 голов.52

Мы полагаем, что общая численность скота в шести областях Казахста­на с некоторыми колебаниями достигала не менее 40 млн голов. Для срав­нения: в России за 1871 г. крупного рогатого скота было 21 604 000, лошадей

- 15 542 000, овец - 44 841 000, свиней - 9 404 000, итого - 91 391 000; в Германии соответственно- 15 140000,34445000,29 841000,9043 000, итого

- 88 469 000 голов.53 Следовательно, на каждого человека в среднем прихо­дилось в Казахстане: верблюдов - 0,55, крупного рогатого скота -1,12, ло­шадей - 2,83, баранов — 6,41, коз — 0,3, итого - 11,21; по тем же показателям в России: крупного рогатого скота - 0,34, лошадей — 0,24, овец - 0,70, сви­ней — 0,14, итого — 1,42; в Германии: крупного рогатого скота — 0,37, лоша­дей - 0,23, овец - 0,72, свиней - 0,220, всего - 1,52. Итак, на каждого казаха приблизительно приходилось скота в восемь раз более, чем на каждого в Европе.54 Если же распределить наличное количество скота по кибиткам, то можно получить следующие данные: в 1870 г. — 59 голов, в 1881 г. - 29,9. в 1885 г. - 27,0, в 1890 г. - 23,3, в 1895 г. - 23,3, в 1900 - 22,3.55

Теперь рассмотрим показатели по распределению скота с учетом диф­ференцированной доли оседлого и кочевого населения на материалах од­ной степной области — Акмолинской:56

 

Из таблицы видно, что у кочевого населения южных уездов - Акмолин­ского и Атбасарского, - имелось скота 1415 536 голов, или около 70% и на 1 человека —7,7 голов, тогда как в северных уездах — около 30% и на 1 чело­века немногим более 4. Разница эта объясняется тем, что южные уезды, за­нимающие 2/3 площади области, населенные «почти исключительно» каза­хами, представляют собой более широкий простор, нежели северные, где почти 1/2 населения оседлое, для которого скотоводство играло второсте­пенную роль, хотя и продолжало сохранять немаловажное значение.57

Однако, экстенсивная, пастбищная, дикотравная система, когда скотовладелец в течение года «довольствует» свое богатство тебеневкой и скот на­ходится на подножном корму, лошадь не знает овса, а крупный рогатый скот — сенозаготовки, обрекало животноводство на непредсказуемые по­следствия. Суровые зимы сопровождались массовой гибелью скота. Само слово «жут» (поглощение) приводило скотовладельцев в отчаяние. Сравни­тельно редко повторяющиеся лютые морозы, непосредственно следующие за ними дожди, кратковременная оттепель, опять морозы - покрывали всю поверхность степи коркой льда, гололедицей, лишавшей скот возможности добывать из-под снежного покрова остатки осенней травы, при благоприятном течении зимних месяцев, служившей единственно доступным для животных кормом. В силу суровости зимы, оледенелости снега «зажиточ­ные киргизы теряли почти все состояние, а бедные впадали в крайнюю нуж­ду»,58 в 1879—1880 гг. в Туркестанской, Акмолинской, Сырдарьинской об­ластях из 13 млн голов погибло 6 млн, т.е. почти половина.59 Трудновоспол-нимые последствия этого жута настолько встревожили колониальную ад­министрацию, что 15 февраля 1889 г. губернатор Сырдарьинской области отправил срочный запрос исполняющему обязанности туркестанского ге­нерал-губернатора для выяснения следующих обстоятельств: какие ближай­шие последствия можно ожидать от настоящей суровой зимы; какие необ­ходимы меры для обеспечения народного благосостояния.60 Вторая часть документа заканчивается с нескрываемой тревогой, какие меры необходи­мы, «если зима дурно отразится на хозяйстве населения» и не повлияет ли эта зима «на возвышение цен на провиант и фураж».61 С учетом непредви­денных природно-климатических катаклизмов крупные скотовладельцы использовали старинный обычай тебеневки для облегчения естественного кормления скота, пуская его на пастбища по следующей схеме: впереди шли лошади как«самые старательные разгребатели снега», за ними — крупный рогатый скот. И, наконец, на разрыхленных местах овцы щипали почти ко­решки травы.

Потребности животноводства побуждали казахов расселяться мел­кими группами, принимая во внимание неудобства скученности распо­ложения аулов. Два-три хозяйства в горных районах, где для пастьбы скота была ограничена земля, 20—30 юрт - в степных районах. Чем даль­ше скот перегонялся на летние пастбища, тем он был тучнее; от прода­жи на ярмарках или обменом можно было выручить большие деньги, особенно при продаже партиями. С другой стороны, это зависело от флоры местности. К примеру, в северных уездах Тургайской области, где преобладали богаторазнотравные пастбища, у казахов были пашни, где летние кочевки не отстояли дальше 20 или 40 верст от зимовок; на юге же, где пастбища скудны, казахи уходили верст за 400 и более от своих родовых гнезд — аулов.62

В Актюбинском и Уральском уездах, а также в Приишимской и Приир-тышской полосах казахи располагали возможностью делать большие запа­сы сена, в некоторых районах, на худой конец, — соломы, что в некоторой степени удовлетворяло кормовые потребности скота в период зимних мо­розов. Относительно жайляу — летних пастбищ у казахов проблем в основ­ном не возникало, обычно ими пользовались совместно, без ограничений; они пасли скот сколько вздумается на началах родовой принадлежности земли.63 Более того, чиновники уездных управлений, довольно плохо пред­ставлявшие районы традиционных кочевий, вследствие упорного поиска, зачастую с помощью аульных старшин, с трудом находили зимовки кочев­ников, ибо сведений о зимовках почти не собиралось. К примеру, в Кокче-тавском уезде, где изобилуют лесные массивы, обнаружить зимовки кибит-ковладельцев представляло большие затруднения.64.

Жизнь подсказала казахам постепенно от подножного зимнего корма для скота перейти к сенокошению, заготовке сена. Тем временем казаки, получившие большие земельные наделы, «отличнейшие земельные наделы за недостатком рабочих рук, охотно стали пускать казахов не только на пе­резимовку, но и на летовку с отдачей им на обоюдовыгодных условиях сво­их сенокосов».65 Особенно в районах Прииртышья, Приуралья, в поймах рек Ишим, Или, Тургай, получив в пользование богатые для земледелия участки, «устроившись в самых благодатных для существования»66 землях, казаки часто нанимали обезземелившихся казахов для сельхозработы; не­доразумения между казахами и казаками доставляли много хлопот уезд­ным администрациям. «Непрекращающиеся и нередко преувеличенные жа­лобы одних (казаков - Ред.) на постоянные потравы кочевниками отведен­ных крестьянам (переселенцам. -Ред.) лугов и пастбищ»,67- как признавал в официальном отчете генерал-губернатор Туркестанского края, - изряд­но усложняли взаимоотношения между двумя группами населения.

Положение казахского аула усугублялось в связи с переходом части ка­захов, кочевавших «на землях Алтайского горного округа на правобережье, а также во внутренние регионы «Сары-Арки» (Золотая степь) для соедине­ния со своими сородичами». 22 октября 1880 г. были приняты «Правила и дозволения киргизам кочевать» на землях Алтайского горного округа, в которых говорилось «... о временном характере оставления киргизов на Кулундинской степи (между Иртышом и Обью) и принятии соответствую­щих мер к постепенному и спокойному переведению кочевников в Степ­ную область».68

Положение же Главного управления Западной Сибирью от 4 марта 1849 г. и 23 июля I860 г., несмотря на давность и действие реформ 1867-1868 и 1886-1897 гг. сохранялось и казахам по-прежнему «воспрещалось» не только иметь кочевки и пасти скот близ боровых и соленых озер, но и приближаться к ним на расстояние 20 верст;69 казахи же Алтайского горно­го округа «в случае переходов к земледелию и образованию оседлых об­ществ» облагались оброком наравне с бывшими пришлыми крестьянами по 6 руб. с каждого.70 Такая угроза заставляла тысячи казахских семей пересе­литься ближе к своим соплеменникам в Семипалатинскую область, усугу­бив земельную тесноту. В этих условиях массовый переход казахов к хлебо-

пашеству оставался единственной альтернативой в обеспечении кочевни­ков продуктами питания, скотоводства - запасом сена. Все более проника­ющие в аульную экономику торгово-денежные отношения открывали пе­ред бывшими животноводами перспективу реализации излишков хлеба на городских рынках, степных ярмарках.

Царские чиновники, высшая колониальная администрация слабо вери­ли в возможность выбора земледелия кочевниками как самостоятельной отрасли экономики, видя «непреоборимую страсть» номада для перехода к многоукладной системе. Даже И. Завалишин, вдумчивый автор замечатель­ного исследования, выражал нигилистическое отношение к этому лишь на том основании, что казахи «хлеба едят очень мало».71

Прежде всего оговоримся относительно одной реалии - в отношении объема посева зерновых культур на человека у казахов; земледелие состав­ляло «ничтожную пропорцию» и оно не имело такового значения в их жиз­ни как, скажем, для оседлых жителей. Мясные и молочные продукты, как и прежде, занимали доминирующее положение в повседневном пищевом ра­ционе кочевника.

В неблагополучных почвенных районах, к которым относили районы преобладания сухих степных пространств, небогатых растительным покро­вам, хлебопашество не получило ожидаемого распространения. Тем не ме­нее, казахское хлебопашество (пшеница, просо), развивавшееся в северных уездах Акмолинской, юго-восточных районах Семипалатинской областей при примитивном искусственном орошении полей посредством арыков, на­полняемых водою из ближайшей реки, озера с помощью чигирей, а нередко с помощью применения водоподъемных машин, достигало превосходных результатов.72

О соотношении удельного веса кочевого и оседлого населения в обшей численности жителей. По переписи 1897 г. процент занимающихся земле­делием вообще, и процент, занятых скотоводством в нижеприведенных трех степных областях в сопоставлении с данными двух российских уездов выг­лядит так:73

 

Судя по таблице, прежде всего бросается в глаза разница в росте оседло­го и кочевого населения. В ней оседлое население возрастает значительно быстрее, чем кочевое; это явление несколько заметнее в Тургайской облас­ти, где темп роста оседлых жителей обгоняет номадов в 3,5 раза.

Жизнь постепенно брала свое и успехи хлебопашества вчерашних ко­чевников применительно к отдельным уездам были впечатляющие: к при­меру, за 1897-1901 гг. в пользовании казахов находилось: в Петропавловс­ком уезде - 4 287,3 тысячи десятин, Омском - 35 260, в Акмолинском -10 493.8, Кокчетавском - 5352,4, Атбасарском - 11 656, Каркаралинском - 6899,3, Семипалатинском-5676,4, Усть-Каменогорском-43147,1, Зайсанском - 5091,8, Кустанайском - 84 490, Актюбинском - 51 836. Число ка­захских земледельческих хозяйств составляло соответственно в 1 - 11 329, 2 - 6329, 3-18 621,4 - 12498, 5-12 837, 6-21 833, 7-17 865, 8-21 522, 9-15 069, 10 - 1777, 11-12 474.74

И, конечно, опять-таки природно-географические условия давали ши­рокий простор в тех уездах, где для земледелия имелись благоприятные воз­можности. К примеру, относительно Тургайской области, размеры посев­ной площади обуславливались «почти исключительно» хлебопашеством в одном Кустанайском уезде: из 217 749 десятин на его долю падало 210 408 десятин, т.е. около 97% общей площади обрабатываемых казахскими ки-битковладельцами земель; в Акмолинской области основную посевную площадь включал Кокчетавский уезд, отличавшийся наибольшим плодо­родием, за ним следует Акмолинский, на последнем месте этой области -Атбасарский уезд." Наиболее обеспеченными же землею оказались казахи Акмолинской области, где в одноименном уезде на каждого кибитковла-дельца приходилось 378 десятин, в Петропавловском - до 906 десятин, в Атбасарском, Усть-Каменогорском — до 393.76

Однако, величина посевных площадей — далеко не определяющий фактор уровня развития земледелия в уездах. В числе этих земель име­лись участки, вовсе непригодные для использования, как, например, Го­лодная степь. Однако, если предположить, что 30% общей площади со­вершенно неудобны, то даже в наиболее малоземельном уезде - Усть-Каменогорском, казахи в среднем имели на одну кибитку 150 десятин, что вполне было бы достаточно для нормального ведения единоличного хозяйства.77

Если сопоставить средние данные применительно к индивидуальным хозяйствам казахских и русских семей, к примеру, по уездам Тургайской области, то автохтонные жители, обладая гораздо большими масштабами земельного фонда, значительно уступали переселенческим семьям: в 1900 г.было посеяно зерновых в пудах на русских пашнях 184 451 п., на казахских - 371 297 п. и на одну семью русского населения в среднем при­ходилось посеянных зерновых 30,3 п., а на казахскую - 5,3 п.78

Одним из быстроразвивающихся очагов казахского земледелия явилось Жетысу. Быстрыми темпами земледелие распространялось в Джаркентс-ком уезде, где после 1883 г. царским правительством не было изъято ни од­ной десятины земли; медленный же темп казахских запашек наблюдался в Верненском уезде, где более 25% угодий было изъято администрацией под казачьи станицы, крестьянские поселки и для других целей, а в Капальском и Лепсинском уездах было экспроприировано только 5% угодий, чему со­ответствовал быстрый рост запашек у казахов.79

Наряду с этим следует отметить очевидный факт сосредоточения в ру­ках русско-украинского крестьянского хозяйства наиболее плодородных земель в Илййской, Чуйской, Иссык-Кульской, Каратальской и Коксуйс-кой долинах, а также у предгорьев Алатауских, Тарбагатайских хребтов, ранее являвшихся собственностью аульных общин.

В целом, заканчивая раздел о казахском ауле, надо подчеркнуть объек­тивное влияние развития капитализма вширь на углубление социальной и имущественной дифференциации аульной общины. Которую, с одной стороны, следует рассматривать как результат разрушения застойности «многодикотравного» животноводства, а с другой стороны, массовый переход к оседлости не мог отодвинуть на второй план традиционную форму хозяй­ства - скотоводство, по-прежнему определявшее смысл жизни, обычаи, ук­лад существования многомиллионного кочевничества и создавшее формы многообразия местной экономики вплоть до 20-х годов XX в., как:

1 - кочевое скотоводческое хозяйство в «чистом» виде; 2 — оседлое зем­ледельческое хозяйство; 3 - кочевое скотоводческое хозяйство, но с разно­образной структурой сенокошения и земледелия; 4 - земледельческо-ско-товодческое, с элементами двух видов хозяйства с тенденцией преоблада­ния первого; 5 — полуоседлая скотоводческая форма с сенокошением.80

Итак, пользуясь данными об объективном процессе необратимого вовлечения населения казахского аула в земледельческую экономику с элементами рыночного принципа приобретения и реализации ее про­дукции на ярмарках, городских базарах, надо сделать вывод об основа­тельном разрушении натурального хозяйства экстенсивного скотовод­ства до конца XIX века.

Дифференциационные процессы глубоко затронули структуру живот­новодства, дав в руки нового байства из «черной кости» реальные рычаги в окончательном вытеснении чингизидов из хозяйственной и политической сферы, расширив почву для постепенного формирования прослойки алып-сатаров (перекупщиков), разоряя рядовых малоскотных бедняков, которые в поисках новых источников жизнеобеспечения превращались в классы на­емных рабочих, пополняли численность городского населения, сформиро­вали группу жатаков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: