Актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается тем, что в последнее время в литературоведении возродился интерес к поэтам «переходных эпох», т.е. существующим на сломе сложившихся форм, в творчестве которых вызревают и оформляются новые тенденции культуры, а также возможностью исследования поэзии Батюшкова в структурно-семиотическом аспекте.
Цель работы: исследовать цветочный код лирики К.Батюшкова.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
· Разработать понятийный аппарат, ввести рабочие определения понятий, определяющих инструментарий исследования, таких, как эмблематика, символика, код;
· выявить семантику и символику цветов в поэзии Батюшкова, исследовать оригинальность его «языка цветов»,
· выявить и описать поэтические механизмы «языка цветов» Батюшкова в различных жанрах.
Объектом исследования является лирика К.Батюшкова.
Предмет работы: цветочный код лирики К.Батюшкова.
Материалом послужила поэзия К.Н. Батюшкова, в частности, его книга «Опыты в стихах и прозе», письма поэта, воспоминания о нем.
Методологической основой курсовой работы явились работы теоретиков структурно-семиотической школы – В.Н.Топорова, Ю.М. Лотмана, Е.Фарыно, исследования по истории литературы – Г.А Гуковского, Д.Д.Благого, А.Ю. Сергеевой-Клятис, Н.В. Фридмана, М. Полякова, В.А. Кошелева, приняты во внимание работы К.И. Шарафадиной, Г.П. Козубовской.
Использованы материалы справочных изданий – толковых, лингвистических словарей, энциклопедий, словарей символов.
В работе применены историко-культурный и структурно-семиотический методы с привлечением мифопоэтического подхода.
Научная новизна. Исследованы и описаны поэтические механизмы «языка цветов» Батюшкова в различных жанрах (элегия, послание, антологическая лирика) в связи с переходным характером мышления поэта на рубеже XVIII–XIX веков – от эмблематического к символическому и ассоциативному.
Практическая значимость. Материалы данного исследования могут быть использованы в курсах истории русской литературы, в спецкурсах по поэзии пушкинской поры, на уроках литературы в классах с углубленным изучением литературы, а также на занятиях по МХК.