На нынешнем этапе становления народного хозяйства в РФ существуют проблемные аспекты, с которыми сталкиваются предприниматели у истоков формирования собственного бизнеса. Мы выделим некоторые из них:
‒ непродуманная система налогообложения, забирающая достаточную долю прибыли, что в большинстве случаев доводит предприятие до грани банкротства;
‒ источники капитала. Порою начинающему предпринимателю очень тяжело найти средства, которые будут выступать в качестве начального капитала собственного бизнеса;
‒ недостаточная общественная и государственная поддержка малого бизнеса. Ввиду позднего создания в РФ Комитета поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ произошла данная ситуация;
‒ законодательная база, как основа малого предпринимательства, на наш взгляд, не столь совершенна, а в отдельных аспектах и вовсе отсутствует;
-административное давление и бюрократические барьеры;
-сложности с предоставлением земли и объектов недвижимости;
|
|
-недостаточная информационная поддержка.
Существует информация, что доля малого инновационного предпринимательства в России остается низкой. По разным оценкам, она варьируется в пределах от 1,5 до 3%.Малый инновационный бизнес, кроме вышеперечисленных затруднений, испытывает специфические сложности, характерные для этой сферы. Это в большинстве случаев отсутствие собственной опытно-экспериментальной и исследовательской базы, экономических механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот, нехватка высококвалифицированных менеджеров, способных вести инновационные проекты, технологические и специфичные рыночные риски.
Еще одной проблемой является налогообложение. Основными направлениями совершенствования законодательного обеспечения в этой сфере должны быть реальное снижение налогового бремени, а также упрощение процедур налогового учета и отчетности.
В настоящее время становится очевидным, что недавно принятые законодательные акты по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства (Федеральные законы от 24 июля 2002 г. №104-ФЗ, от 31 декабря 2002 г. №191-ФЗ) не являются адекватными мерами в этом направлении.
К сожалению, ликвидирована хорошо зарекомендовавшая себя в сфере малого бизнеса патентная система уплаты налогов для индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, новая упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ) заменяет лишь 5 из 20 ныне действующих налогов и при этом предусматривает обязанность налогоплательщиков ежеквартально производить уплату авансовых платежей и представлять налоговые декларации. В этой связи данная "упрощенная" система налогообложения на практике потребует дополнительного привлечения предпринимателями специалистов-бухгалтеров для ведения налогового учета и представления отчетности.
|
|
В целом российской налоговой системе присущи нестабильность, сложность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения. Постоянное "латание дыр" в налоговом законодательстве приводит к фрагментарности и разрозненности налоговой системы.
Действенной мерой налогового стимулирования малого и среднего бизнеса может стать постепенное снижение ставки НДС с нынешних 18 до 10%. Это, прежде всего, даст мощный импульс для развития предприятий малого и среднего бизнеса в производственном секторе, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости.
Одной из наиболее эффективных мер налогового стимулирования инновационной активности может стать введение в России налоговых каникул для малых и средних инновационных предприятий, т.е. полное освобождение их от уплаты налогов сроком на 3-5 лет. Данная мера послужит серьезным стимулом для притока инвестиций в инновационную сферу, а также позволит предприятиям менее болезненно преодолеть последствия кризиса и перейти к производству новых видов продукции с применением передовых технологий.
Можно сделать вывод, что хоть и существуют проблемы в развитии малого бизнеса, государство пытается решить их. Для развития предпринимательства применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе налоги, акцизы, субсидии, инвестиции, кредиты, государственные гарантии. Предстоит длительная совместная работа государственных, властных и участвующих в бизнесе структур, чтобы малый бизнес стал импульсом подъема экономики.