Анализ стихотворения «Утес» 10 минут

Урок 2.

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова

«Утес», «Выхожу один я на дорогу»

! У детей ничего не записано в тетради по ходу урока. Предлагаю оформить им в помощь рабочие листы к уроку (см. после урока). Они их будут заполнять, по итогам работы учитель сможет каждому поставить дополнительную оценку.

Концепция урока: основными мотивами лирики М.Ю. Лермонтова являются мотивы одиночества, странничества, изгнанничества, которые находят воплощение в философских этюдах: «Парус», «Тучи», «Листок», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу»

Словарь урока

МОТИВ - (от франц. motif - мелодия, напев) – термин из музыкальной культуры

1. В произведениях устного народного творчества: мельчайший элемент сюжета, простейший значимый компонент повествования (например, мотив дороги, мотив поиска пропавшей невесты, мотив узнавания и др.). Из многочисленных М. складываются различные сюжеты.

2. Второстепенная, дополнительная тема произведения (своеобразная микротема), задача которой дополнить или подчеркнуть основную (например, М. одиночества, странничества, изгнанничества в лирике М.Ю. Лермонтова, М. холода в рассказах И.А. Бунина «Холодная осень» и «Легкое дыхание», М. смерти в «Сказке о мертвой царевне...» А.С. Пушкина, М. полнолуния в «Мастере и Маргарите» М.А. Булгакова).[1]

Для урока литературы берём второе значение.

ЭТЮД (философский) - а, м. 1. Рисунок, картина иди скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего большого произведения. Э. к картине. 2. Небольшое по объему произведение (научное, критическое), посвященное частному вопросу. Литературный э. 3. Музыкальное произведение виртуозного характера. Этюды Рахманинова. 4. Вид упражнения (в музыке, шахматной игре). Этюды для начинающих. Решить шахматный а. 5. мн. Рисование, писание красками с натуры для упражнения, заготовки эскизов. Отправиться на этюды. О прил. этюдный, -ая, -ое (к 1. 3, 4 и 5 знач.).[2]

Для урока литературы берём второе значение.

Цель урока: Формировать умение анализировать поэтическое произведение на примере стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Выхожу один я на дорогу».

Ход урока

1. Повторение пройденного. 5 минут

Мы продолжаем изучение поэтического творчества М.Ю. Лермонтова. В ходе урока будем учиться анализировать стихи. Обратимся к уже известным нам стихотворениям.

Послушайте стихотворения «Парус» и «Тучи» и подумайте, что их объединяет.

Выразительное чтение наизусть стихотворений «Парус» и «Тучи» (проверка домашнего задания).

- Что объединяет эти стихи? (настроение, образы, мотивы).

- Напоминаю, что мотив в литературе – это… (см. второе значение). (Вынести на слайд). Мы будем пользоваться именно этим толкованием в ходе анализа стихотворений.

- Исходя из этого определения, скажите, какие мотивы нашли отражение в этих стихотворениях? (одиночества, странничества, изгнанничества).

- Эти мотивы являются традиционными для лирики Лермонтова, в этом мы убедимся, когда прочитаем другие стихотворения поэта: «Утес» и «Выхожу один я на дорогу» (с.131).

Анализ стихотворения «Утес» 10 минут

- Послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс» и определите его настроение.

Чтение учителем стихотворения «Утес»

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (в первой части – радостное; во второй части - печальное).

- Назовите центральные образы этого стихотворения.

- Проанализируйте, с помощью каких художественных приёмов создаются образы тучки и утёса.

Результаты анализа представьте в виде схемы-таблицы (двое у доски, остальные в паре). Таблица заготовлена и распечатана для каждого ученика заранее. Задача детей – вписать примеры во вторую и третью графы.

Образец выполненной работы

приёмы создания образов тучка утёс
лексика, изобразительные средства Тучка (уменьш.суф.) Золотая (эпитет) Умчалась (олицетворение) Весело играя (олицетворение) Утёс-великан (эпитет) Морщина (олицетворение) Старый (эпитет) Задумался, плачет (олицетворение)
звукопись Аллитерация: чк, ч; (ночевала, тучка, умчалась) зл (золотая, лазурь) Ассонанс: у (тучка, утром, умчалась, лазурь) Ассонанс: о (одиноко, глубоко)
Характеристика образа (подберите прилагательные) Лёгкая, подвижная, беззаботная, легкомысленная, радостная. Тяжёлый, старый, неподвижный, несчастный, одинокий

 

Проверка выполнения работы.

- Пользуясь таблицей, охарактеризуйте образы тучки и утёса.

Ответы учеников.

- Какой композиционный прием использует автор в этом стихотворении? (антитеза)

- С какой целью он использован поэтом? (противопоставляет два образа жизни, связанные с определённым этапом жизни: молодость – лёгкость, веселье и беззаботность; старость – одиночество, тоска).

- Как вы думаете, какое слово является ключевым для понимания смысла этого стихотворения? («одиноко». Это ключевое слово подчёркнуто переносом, разрывом строки)

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

- О каком традиционном мотиве напоминает нам это слово? (мотив одиночества)

- Какова идея стихотворения? (Несмотря на то, что в стихотворении два образа, очевидно, что авторские размышления сосредоточены на образе старого утёса, с которым связан мотив безнадёжного одиночества человека на склоне лет и ощущение мимолётности молодости и счастья).

- Получается, что это стихотворение – размышление о жизни человека. Авторы учебника (Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л.) характеризуют жанр стихотворения как «философский этюд». Пользуясь определением этюда, данного в … словаре (вынести на слайд), самостоятельно сформулируйте определение философского этюда.

Философский этюд (etude - изучение) - художественное произведение, выполненное, как правило, непосредственно с натуры. Представляет собой изучение, отработку художником какого-либо частного изобразительного мотива. Часто этюд представляет собой подготовительный материал для большого серьезного произведения, однако нередко имеет и самостоятельное значение.

1. Произведение (рисунок, скульптура и т.п.), представляющее собою первоначальный набросок, эскиз, который может служить частью какого-нибудь композиционного целого. Этюд к картине. Пейзажный этюд. Этюд горельефа. Поехать за город на этюды.

2. Название некоторых произведений, являющихся результатом какого-нибудь исследования (книжн.). Философские этюды. Этюды о стиле Гоголя. Критический этюд.

- Чтобы проверить правильность наших выводов, обратимся к статье на с.131 (философский этюд – произведение, в котором обобщаются мотивы, возникавшие в предшествующих произведениях). Запишем определение в тетрадь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: