Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» 5 минут чтение стихотворения и вопросы, 15 минут работа в группе и проверка

- Через месяц после создания «Утеса» М.Ю. Лермонтов напишет стихотворение, которое начинается так: «Выхожу один я на дорогу…».

- Можете ли вы по одной строчке определить, какие знакомые мотивы получили продолжение в этом произведении? (мотивы одиночества, странничества).

- Послушайте это стихотворение и ответьте на вопрос, правильны ли наши предположения относительно мотивов этого стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения учителем

- Какие традиционные мотивы нашли воплощение в этом стихотворении? (одиночества, странничества). Но есть и другие мотивы, которые мы выявим в ходе анализа.

- Предлагаю вам проанализировать это стихотворение самостоятельно (в этом вам помогут вопросы учебника) и поработать в группах.

Вопросы каждой группе напечатать на листах.

1 группа:

Каким настроением проникнуто стихотворение? Назовите тему, главные образы стихотворения (мир вокруг и душевный мир лирического героя). Как соотносятся эти образы? (Гармония в мире природы противопоставлена дисгармонии в душе лирического героя). Какова роль пейзажа в тексте стихотворения? (вопр.учеб.3)

2 группа:

Проанализируйте образ лирического героя. Как меняется состояние лирического героя на протяжении всего стихотворения? (вопр.учеб.1)

Группа

Проанализируйте композицию стихотворения. Как вы думаете, почему М.Ю. Лермонтов подчёркивает деление этого стихотворения на строфы? (Не во всех стихотворениях Лермонтова встречается эта композиционная особенность). (вопр.учеб.7)

Группа

Проанализируйте стилистические фигуры и звукопись стихотворения. С какой целью в стихотворении используются риторические вопросы? Каково значение анафоры в стихотворении? Приведите пример использования аллитерации в тексте и объясните её роль (вопр. учеб.4,5,6).

Группа

По заданиям, данным группам для анализа стихотворения, составьте план анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я…» (задание выполняется на доске).

Проверка выполнения задания. Во время выступления группы остальные коротко фиксируют на рабочих листах то, что услышали. По ходу проверки обязательно оценить степень полноты ответа на поставленный вопрос. Для удобства задания для всех групп должно быть напечатано на одном листе, где указано лишь, какое именно задание выполняет эта группа.

Должен получиться примерно такой план анализа:

1. Настроение, тема, главные образы стихотворения.

2. Образ лирического героя.

3. Композиция стихотворения (второй и третий пункт дети могут и поменять местами).

4. Изобразительно-выразительные средства, стилистические фигуры, использованные автором.

Беседа 5 минут

- Можно ли по настроению и содержанию стихотворения догадаться, к какому периоду творчества М.Ю. Лермонтова оно относится? (вопр.учеб.8)

- Как вы думаете, можно ли жанр этого стихотворения определить как философский этюд?

- Какие мотивы, кроме уже названных в ходе урока, нашли воплощение в этом стихотворении? (Мотив дороги, мотив жизненного пути, мотив свободы, мотив подлинной жизни, мотив счастья).

- Какова идея стихотворения? Сформулируйте и запишите её на рабочих листах.

(Человек одинок в огромном мире, но он мечтает о счастье, воплощением которого является покой, радость бытия). Это пятый пункт плана, если забыли о нём написать выше (могли забыть, ведь задания на выявление идеи стихотворения не было).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: