Послание святого апостола Павла к Филиппийцам

1 гл., 8 ст. Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа. Какая сила святой, бескорыстной любви! Любить, как любил Иисус Христос всех людей, может только апостол Христов. Но и мы, пастыри Христова стада, должны по возможности приближаться к чистоте и силе любви апостольской в отношении к нашим пасомым. 18 ст. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться. Мы не должны слишком претендовать на тех, которые из лицемерия проповедуют веру Христову или молятся лицемерно. За лицемерие они сами дадут ответ Богу, испытующему сердца и утробы человеков: мы, напротив, должны даже радоваться, что хотя лицемерно, но все же истина Христова, истина веры святой, благочестие христианское проповедуются. То беда, если вовсе не будут проповедоваться. 20[–26] ст. Я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении (проповедую), и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии. Только живите достойно благовествования Христова. Как велик проповедник веры Христовой! Смотрите, с какою величественною смелостию проповедует он Христа Распята и не стыдясь никого, ни великих и сильных, ни ученых века сего, будучи твердо уверен, что жив ли он будет или умрет, Начальник его веры – Христос, одинаково возвеличится, прославится в теле его, хотя животом, хотя смертию. Если он и живет, живет Христом и для Христа; а если умирает, то чрез это он не только ничего не потеряет, как сыны века сего, лишающиеся вместе со смертию многого, а напротив, приобретает то, чего искал всю жизнь – теснейшее соединение со Христом. Разница в жизни и смерти для апостола та только, что, живя в теле, он должен трудиться для верующих, а умирая, он соединяется со Христом – что много лучше. Апостол Христов говорит, что он поживет еще вместе с обращенными им к вере филиппийцами для успеха и радости их в вере, только просит их жить достойно благовествования Христова. И как должны были преуспевать в вере новообращенные филиппийцы при жизни такого ревностного, с таким любящим сердцем апостола! Какова была их радость в вере, когда жив был апостол, сообщивший им радостные истины веры, отраднейшие обетования ее.

Гл. 2, 3[–4]. Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. О, апостоле Христов! Испроси ты нам у Бога благодать обращаться нам так друг с другом. Мы, к несчастию, все тщеславны и горды: не любим возвышать пред собою других, а пред другими – себя. Даруй ты нам эту заботливость об общей пользе. 12[–16 ст.]. Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению [слав.: Бог бо есть действуяй в вас, и еже хотети и еже деяти о благоволении ]. Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни. Да, и страх и радость должны наполнить сердце наше при мысли, что Сам Бог действует в нас – что хотеть и что делать нам ради спасения. Благочестивые христиане подобны светилам в мире, освещающим мрачные пространства вселенной и нашу землю. Они держат в душах своих слово жизни, как ярко горящий светильник на пути их жизни. 29[–30 ст.]. Примите же его (Епафродита) в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне [слав.: да исполнит ваше лишение службы яже ко мне ]. А таких людей и у нас есть много. Наши простолюдины – сборщики подаяний для сооружающихся церквей – это досточестные люди; за дело Христово они, кажется, решились даже до смерти приближиться, презрев душу свою, здоровье свое, спокойствие, да исполнят лишение Церкви Божией или бедных прихожан.

3 глава, 7[–21]. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор [слав.: вменяю вся уметы быти ], чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его [слав.: и сообщение страстей Его ], сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить. Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все. Итак, для Христа апостол Христов от всего отказался и все счел за пометы, чтобы Христа одного приобресть, уразуметь Его, силу Его воскресения для верующих и сообщение страстей Его и достигнуть блаженного воскресения из мертвых. Апостол Христов и себя не признавал достигшим христианского совершенства, но стремился все вперед и вперед, забывая заднее, чтобы достигнуть предопределенной почести вышнего звания Божия о Христе Иисусе. Конец для врагов Креста Христова – погибель. По правде Божией они и не заслуживают лучшей участи: не желая знать учения крестного, не почитая Распятого, они знают служение одному чреву как богу; всю славу свою они поставляют в делах студных и думают только о земном, не возвышаясь к небесному. На них суд давно готов: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление [Гал. 6,8]. Итак, конец для таких людей – погибель – за то, что они думают только об одном земном. Но наши мысли устремлены к небесному отечеству, потому что наше житие на небесах, откуда мы ждем и Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, Который преобразит смертное тело наше так, чтобы оно было сообразно с славным телом Его.

Гл. 4, ст. 3. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни. Имена подвизавшихся в благовестии с апостолом, с Климентом и сподвижниками его, записаны, по словам учителя языков, в книге жизни: это, конечно, несомненно. Подвиг благовестия, вероятно, искупил все грехи этих сподвижников, которые, вероятно, были не безгрешны, как еще недавние язычники, ходившие в суете ума, творившие волю помышлений. 4[–5] ст. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Как не радоваться всегда о Господе, возрадовавшем нас спасением Своим! Да, каждому христианину стоит повторять: радуйся, брат, и опять скажу: радуйся. 7–9. Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами. Боже мира! Даруй Ты мне этот мир, превосходящий всякое разумение, чтобы он соблюдал в надлежащих пределах и разум и сердце мое. Но Ты, Господи, – мир наш. Что же нужно для соединения с Тобою, чтобы иметь в душе мир небесный? Стараться ни о чем больше не думать и не говорить, как о том, что истинно, честно, праведно, пречисто, прелюбезно, доброхвально, что составляет добродетель и похвалу христианина. 10[–13 ст.]. Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем [слав.: во всем и во всех навыкох ], насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Нынешние пастыри-проповедники далеко не похожи на великого проповедника язычников: никто почти (особенно из городских пастырей) во всем и во всех не навык; редко кто может сказать, что он привык довольствоваться тем, что имеет, – может и скудость терпеть, и избыток умеет как держать. При малейшем недостатке мы ропщем на свои средства содержания. Учись же у апостола привыкать ко всему. Он все мог делать и сносить при укреплении силою Иисуса Христа, и ты проси себе той же силы у Господа. Если будет случай обратить эту речь к прихожанам, обрати ее к ним в приличном месте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: