Принялись за литературу; начались цензурные оргии, рассказам о которых не поверят не пережившие это постыдное время...
...Цензуру отняли у профессоров и отдали в руки шайки людей, занявшихся направлением литературы из-за хорошего жалованья, которого они лишались, если пропускали что-нибудь, могущее быть заподозрено, и оставались покойны, если марали. И вот на суд невежды поступает книга или статья, в которой он ничего не смыслит; читает он, спеша на обед или на карты, и все, что кажется ему подозрительным, марает безответственно; кажутся ему подозрительными, недозволенными факты, давно уже известные из учебников, и он марает их, ибо давно уже позабыл учебник, если когда-либо и держал его в руках, - марает или даже еще переделывает сам, выдумывает небывальщину...
Что же было следствием? Все остановилось, заглохло, загнило.
ИЗ "ДНЕВНИКА" А.В. НИКИТЕНКО ОБ ОТНОШЕНИИ КОНСЕРВАТОРОВ К НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ 1849 г.
Января 7. В городе невероятные слухи о закрытии университета. Проект этого приписывают (Я.И.) Ростовцеву1, который, будто бы подал государю записку о преобразовании всего воспитания, образования и самой науки в России, и где он предлагает на место университета учредить в Петербурге и Москве два большие высшие корпуса, где науки преподавались бы специально только людям высшего сословия, готовящимся к службе. Правда, обскуранты полагают, что спасение России, т.е. их самих, в крепостном состоянии и в невежестве, и они находят себе сочувствие в таких лицах, кои решают вещи одним почерком пера. Лица эти давно уже ненавидят университеты, а современные события в Германии ненавидят до ярости. Следовательно, невозможного в городских слухах ничего нет. Но, ведь, закрыть университеты значит уничтожить науку, а уничтожить науку - это безумие в человеческом, гражданском и государственном смысле. Во всяком случае, ненависть к науке очень сильна... науке единственно Россия обязана, что она еще есть, и нельзя же в самом деле выбросить из ее истории целых полтораста лет!.. Увидим, как произойдет это любопытное событие! В России много происходило и происходит такого, чего нет, не было и не будет нигде на свете. Почему же не быть и этому?
|
|
3. ИЗ СТАТЬИ СП. ШЕВЫРЕВА О ТЕОРИИ "ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ"
...Мы сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию.
Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Крест христианский положил свое знамение на всем первоначальном нашем образовании, на всей русской жизни. Этим крестом благословила нас еще древняя мать наша Русь и с ним отпустила нас в опасную дорогу Запада...
|
|
Второе чувство, которым крепка Россия и обеспечено ее будущее благоденствие, есть чувство ее государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории. Конечно, нет страны в Европе, которая могла бы гордиться и такою гармониею своего политического бытия, как наше отечество. На Западе почти повсюду раздор начал признан законом жизни, и в тяжкой борьбе совершается все существование народов. У нас только царь и народ составляют ОДНО неразрывное целое, не терпящее никакой между ними преграды: эта связь утверждена на взаимном чувстве любви и веры и на бесконечной преданности Народа царю своему. Вот сокровище, вынесенное нами из нашей древней жизни, па которое с особой завистью смотрит разделенный в себе Запад, видя в чемнеиссякаемый источник государственного могущества....
Третье коренное чувство наше есть осознание нашей народности и уверенности в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом. <...> Это чувство устремляет теперь нас к изучению нашей древней Руси, в которой конечно хранится первоначальный чистый образ нашей народности. Само правительство деятельно призывает нас к тому, другим чувством роднятся и действуют заодно наши обе столицы, и то, чтоб замышлено в северной, проходит через Москву, как через сердце России, для того, чтобы обратиться в кровь и живые соки нашего народа. Москва есть то верное горнило, в котором пережигается все пришлое с Запада и получает чистую печать русской народности.
Тремя коренными чувствами крепка наша Русь и верно ее будущее. Муж царского совета, которому вверены поколения образующиеся, давно уже выразил их глубокою мыслию, и они положены в основу воспитания народа...
4. ИЗ "ЗАПИСОК" А.П. ЕРМОЛОВА О СОВЕЩАНИИ В ФИЛЯХ 1 СЕНТЯБРЯ 1812 г.
В селении Фили, в своей квартире, принял князь Кутузов собравшихся генералов... Военный министр начал объяснение настоящего положения дел следующим образом: "Позиция весьма невыгодна, дождаться в ней неприятеля весьма опасно; превозмочь его, располагающего превосходными силами, более нежели сомнительно. Если бы после сражения могли мы удержать место, но такой же потерпели урон, как при Бородине, то не будем в состоянии защищать столько обширного города. Потеря Москвы будет чувствительною для государя, но не будет внезапным для него происшествием, к окончанию войны которого не наклонит и решительная воля его продолжать ее с твердостию. Сохранив Москву, Россия не сохраняется от войны жестокой, разорительной; но сберегли армию, еще не уничтожаются надежды отечества, и война, единое средство к спасению, может продолжаться с удобством. Успеют присоединиться, в разныхместах за Москвою приуготовляемые, войска; туда же заблаговременно перемещены все рекрутские депо. В Казани учрежден вновь литейный завод; новый оружейный завод Киевский; в Туле оканчиваются ружья из остатков прежнего металла. Киевский арсенал вывезен; порох, изготовленный в заводах, переделан в артиллерийские снаряды и патроны и отправлен внутрь России".
Записки АЛ. Ермолова. М., 1991. С. 203.