Службы коммерческой информации могли бы создаваться при торгово-промышленных палатах, которые сейчас имеются в каждом регионе. Наряду с телекоммуникационной сетью важно развивать информационные печатные издания. В издаваемых бюллетенях должна даваться конкретная информация для изготовителей, оптовиков и потребителей, причем рассылаться она должна адресно. Подобные издания должны опираться на помощь государственных органов, торговых представительств за рубежом.
На Западе такая работа ведется очень давно. Там, например, действуют транснациональные дилерско-дистрибьюторские сети. Сети образуют на местах свои агентства; согласно публикациям, в них работает до 200 тыс. человек. Агентства заключают с организациями договоры на информационное, консультационное обслуживание, предоставление сведений о спросе на товар или о наличии товара, о финансовой надежности контрагента. В них действует порядок, когда за привлечение каждого клиента агент получает проценты с вносимого клиентом вступительного взноса. Сети демонстрируют высокий эффект своей работы. По некоторым данным, лишь за счет получения доступа к информации мелкие и средние фирмы в течение полугода оказываются в состоянии в 10-15 раз увеличить объемы торговых операций.
Анализ законодательства о структуре рынка свидетельствует о серьезных просчетах в её правовом регулировании. Многие вопросы пока не получают решения. Отставание законодательной базы, недостаточность государственной поддержки сдерживает развитие товарного рынка в России.
ТЕМА VI КОНКУРЕНЦИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Понятие и роль конкуренции.
2. Способы создания конкурентной среды.
3. Защита конкуренции.
Одним из необходимых моментов осуществления рыночных отношений является создание конкурентной среды в хозяйственной сфере. Конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за более выгодные условия и соответственно — за лучшие результаты деятельности. В предпринимательстве это в конечном счете борьба за достижение более высокой прибыли.
На протяжении 70-летнего советского периода конкуренция рассматривалась как явление, присущее лишь капиталистической системе и чуждое социализму. Само слово «конкуренция» употреблялось в негативном значении, ему придавался отрицательный оттенок. Более того, конкуренция подавлялась силами контролирующих и даже правоохранительных органов.
Свойственные командно-административной системе методы стимулирования труда не обеспечивали должного экономического роста. Взамен конкуренции внедрялись искусственные методы псевдосоперничества за достижение лучших результатов. Основной такой способ — социалистическое соревнование еще свежо в памяти. Соревновались в обязательном порядке не только на предприятиях, но и в банях, парикмахерских, государственных учреждениях.
Как только была ликвидирована власть партийного аппарата, соревнование исчезло само собой, без каких-либо запретов. Это с бесспорностью свидетельствует о надуманности и безжизненности такого способа имитации соперничества за достижение лучших результатов в труде.
Борьба за более высокую прибыль возникает как естественный процесс в товарном, рыночном обществе. Государство со своей стороны обязано поощрять конкурентную борьбу и регулировать ее в нужных обществу направлениях. Здесь важно, чтобы стремление к более высокой прибыли осуществлялось через удовлетворение интересов людей, достижение лучших хозяйственных результатов. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.
Придание подобной направленности экономике связано с глобальными проблемами развития человеческого общества. Здоровая конкуренция обеспечивает переток капиталов от менее эффективных к более эффективным предприятиям. Конкуренция позволяет выявить реальное потребительское значение произведенных продуктов, их соответствие желаниям и предпочтениям людей. Она служит оптимизации обмена и подчинению производства запросам потребителей.
Можно без преувеличения утверждать, что конкуренция правит рыночной экономикой. Однако конкуренция как движущая пружина развития производства и торговли действует не сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством. В нашей российской ситуации из-за отсутствия конкуренции в качестве первоочередной стоит задача формирования конкурентной среды в производстве и торговле.
Рассуждения о необходимости создания конкурентной среды можно слышать часто. К сожалению, из-за слабой разработанности проблем конкуренции все осуществлявшиеся до сих пор меры оказались малорезультативными.
В деле развития конкуренции важно выделять и учитывать соотношение трех направлений деятельности.
Во-первых, собственно меры по созданию и развитию конкуренции, или стимулирующие меры. Решения по формированию конкурентной среды должны предусматриваться в законодательстве о ценообразовании, об инвестиционной деятельности, по регулированию экспорта и импорта и в других областях.
Во-вторых, меры по ограничению монополизма и доминирующего положения на товарном рынке, или ограничительные меры. Из-за слабой теоретической базы конкурентное законодательство в стране оказалось сведено в основном к антимонопольным мерам. Ограничительная практика, антитрестовское и антимонопольное законодательство ошибочно рассматриваются в юридической науке как самоцель. Между тем ограничительные меры носят вспомогательный, придаточный характер по отношению к задаче развития конкуренции.
В-третьих, надо выделять меры по защите конкуренции, пресечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие нарушения.
Развитие конкуренции предполагает создание в обществе соответствующего идеологического настроя, соревновательного тона. Дух лидирования, первенства сознательно поддерживается на Западе государством и средствами массовой информации. Так же и в России стремление людей к достижению лучших результатов должно стимулироваться поощрительными мерами, селекцией, продвижением. Это функция государства и общества в целом.
В условиях неразвитости конкуренции необходимы организационные и правовые меры по ее созданию. Анализ зарубежного опыта позволяет указать следующие пути формирования конкурентной среды.
Во-первых, это увеличение числа организаций, осуществляющих однородную деятельность, производящих одновидовую продукцию или оказывающих одинаковые услуги. Здесь подход рыночный прямо противоположен социалистическому, который, руководствуясь мотивом сокращения затрат, фактически культивировал монополизм в ущерб всему населению. Чем больше предприятий предлагают однородные товары и услуги,, тем больше они стремятся привлечь клиентов и для этого улучшают качество, снижают издержки и взимаемые тарифы. Достигается же это за счет модернизации производства, его технического совершенствования, сокращения излишних затрат.
Во-вторых, необходима поддержка малого и среднего предпринимательства. Оно отличается высокой степенью гибкости, оперативностью реагирования на изменения спроса. Мелкий бизнес своей практикой непосредственных контактов с потребителем оказывает давление на крупные фирмы, также заставляя их постоянно ориентироваться на запросы населения.
В-третьих, нужно систематическое сопоставление, общественное сравнение качественных и цеповых показателей товаров и услуг, оказываемых различными предпринимателями. Государство призвано содействовать постоянному проведению смотров, конкурсов, выставок товаров, объективному сопоставлению характеристик, публиковать сравнительную информацию. Подобную работу при поддержке государственных органов призваны проводить торгово-промышленные палаты, союзы защиты интересов потребителей и другие организации.
В-четвертых (и это тоже обязанность государства), нужны постоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Взамен переходящих знамен и грамот государство должно выработать и использовать новые приемы экономического и морального поощрения. Важно поддержание средствами массовой информации объективной деловой репутации фирм, учет таких показателей при распределении государственных инвестиций и заказов. При этом основными критериями оценки должны стать степень удовлетворения производителем или торговцем общественных интересов, запросов потребителей.
Таковы общие направления деятельности по развитию конкуренции. Они должны находить реализацию в конкретных приемах и решениях. Их также предстоит вырабатывать и внедрять в широкую практику, причем делать это придется прежде всего каждой фирме, делать постоянно и в обязательном порядке.
Здесь находит реализацию важный принцип коммерческого права. Он состоит в том, что обязательным условием работы каждой организации должно быть создание соперничества, конкурентной ситуации между своими контрагентами.
Вот как это выглядит, например, при установлении договорных связей. На Западе, когда покупателю нужна партия сырья или готовых изделий, он зачастую дробит ее и закупает частями у нескольких разных продавцов.
Это дает ряд преимуществ: достигается снижение закупочных цен, сравниваются качественные характеристики товара, выявляются более надежные контрагенты. Подобная практика, у нас совершенно непринятая и непривычная, там всеми рассматривается как нормальная и вполне разумная.
Руководство, персонал каждой фирмы должны постоянно отыскивать и апробировать такого рода решения для использования возможностей конкуренции.
В России, к сожалению, крайне мало делается для развития конкуренции. Постановлением Правительства РФ от 09.03.94 № 191 (в ред. постановления Правительства РФ от 04.09.95 № 880)* утверждена Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Основной упор в ней сделан на мерах по демонополизации, вопросы развития конкуренции изложены декларативно.
* Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 14. Ст. 1052; Собрание законодательства РФ. 1995. № 37. Ст. 3627.
В целях развития конкуренции в названной программе, в частности, предлагается:
• устранение экономических и административных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов;
• снижение финансовых, организационных и правовых барьеров для выхода на рынок новых конкурирующих структур;
• диверсификация (перепрофилирование) и разукрупнение предприятий с целью создания конкурирующих структур;
• увеличение числа поставщиков и объемов поставок продукции из различных регионов;
• предоставление информационного и экономического доступа к кредитам и рынкам сбыта для любого круга субъектов;
• широкое информирование покупателей о ценах на товары различных продавцов;
• проведение селективной экономической политики в отношении новых предпринимателей: предоставление им налоговых льгот на период становления, кредитование по сниженным процентным ставкам, уменьшение размеров арендной платы за помещения и другие меры.
К сожалению, указанная программа развития конкуренции во многом носит лозунговый, рекомендательный характер. В ней не содержится конкретных заданий для федеральных и региональных органов, не указаны исполнители и сроки выполнения задач, не предусмотрено финансовое обеспечение. Поэтому положения программы реализуются медленно.
Юридическая и экономическая науки не проявляют должного интереса к этим проблемам, не обсуждают необходимых практических мер по их решению.
Наряду с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Требование о поддержке конкуренции закреплено в ст. 6 Конституции РФ и, следовательно, является конституционным положением. Статья 10 ГК РФ определяет конкуренцию в качестве принципа осуществления имущественных рыночных отношений. Проблема защиты конкуренции пока мало воспринимается обществом в целом, в том числе юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпринимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результатов. Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции.
Меры по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.
Статья 6 Закона РФ от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Законов РФ от 24.06.92 № 3119-1; Федеральных законов от 25.05.95 № 83-ФЗ; от 06.05.98 № 70-ФЗ)* запрещает и предусматривает признание недействительными определенные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявление запрещенными и признание в установленном порядке недействительными достигнутых в любой форме соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.
* Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499; 1992. № 34. Ст. 1966.; Собрание законодательства РФ. 1995. № 22. Ст. 1977; 1998. № 19. Ст.2066.
Закон запрещает и предусматривает признание в установленном порядке недопустимыми достигнутые в любой форме соглашения, или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направленные на:
1) установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок.
Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновременно на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки принадлежат разным собственникам. Это — очевидный результат ценовых сговоров;
2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;
3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;
4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями и др.
Следующая, вторая, группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных действий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Закон запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т. п.
Меры по защите конкуренции сейчас требуются на самом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и ценовую конкуренцию. Общественность пока плохо сознает, что зажим конкуренции не менее опасен, чем прямой грабеж или разбой, и потому необходимо применение мер административной и уголовной ответственности. Статья 178 У К РФ еще в июне 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение или поддержание цен, предусмотрев крупные штрафы и даже лишение свободы. Однако по этой статье за все годы ни один человек не был привлечен к ответственности.
Наряду с защитой конкуренции от ограничений необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.
Основные способы недобросовестного ведения конкуренции названы в ст. 10 Закона «О конкуренции...». Таковы, в частности, введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, некорректное сравнение товаров в рекламе, копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.
Важный аспект развития конкуренции — демонополизация экономики. Закон о конкуренции во многом копировал чуждые российским условиям западные модели. Главное внимание в нем уделено антимонополистическим мерам, а не формированию конкурентной среды. Между тем в России первоочередной задачей было и остается именно создание и задействование конкурентных механизмов. В результате закон оказался неэффективным, отвлекая от действительно актуальных мер.
В соответствии с законом был образован федеративный антимонопольный орган с территориальными органами на местах. Федеративный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе давать хозяйствующим субъектам предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. При неисполнении в срок предписаний антимонопольного органа или совершении иных нарушений закона на виновных могут налагаться административные взыскания в виде предупреждений и штрафов: от 1000-кратного до 25000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда (ММОТ) — на юридических лиц и от 80-кратного до 200-кратного ММОТ — на руководителей организаций, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного управления.
Деятельность федеративного антимонопольного органа и его территориальных звеньев пока не оказывает заметного влияния на состояние конкуренции в экономике и соблюдение законодательства о конкуренции. Эти органы не несут ответственности за формирование конкурентной среды.
Наряду с системой антимонопольных органов в создании конкурентной среды призваны участвовать другие государственные органы исполнительной власти: министерства, ведомства, администрации, а также органы местного самоуправления. Формы и методы их работы в этом направлении пока четко не определены. Здесь требуются научные разработки и дополнительные законодательные решения.
ТЕМА VII ДОГОВОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ
1. Сущность договора.
2. Классификация договоров коммерческого права.
3. Видовые отличия торговых договоров.
Важнейшим (наряду с законодательством) средством правового регулирования торговой деятельности является договор.
Договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).
В юридической литературе отсутствуют научные подходы к пониманию договора, который нередко отождествляется со сделкой или с правоотношением. Подобные взгляды неточны и ведут к непониманию сущности договора и его роли в юридической организации жизнедеятельности людей.
К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные гл. 9 ГК РФ. Однако это законодательное положение не означает тождества договора и сделки. Сделка может представлять собой единичное одностороннее действие лица, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В отличие от этого договор всегда состоит из группы юридических действий и предполагает наличие двух или большего числа договаривающихся лиц.
Договор не может пониматься как простая совокупность взаимосвязанных сделок, совершаемых несколькими лицами. Комплекс сделок нескольких лиц становится договором, лишь если он содержит в себе момент соглашения. Однако в таком значении уже нельзя говорить о сделках, поскольку соглашение представляет собой качественно иное явление, нежели совокупность сделок.
Юридически значимое соглашение нескольких лиц является цельным, целостным объектом. Отдельные сделки, составляющие договор, представляют собой части этой целостности. Между тем существует закономерность, согласно которой целое управляет образующими его частями, целое определяет структуру и функции своих частей. Договор, соглашение субъектов предопределяет порядок совершения и содержание составляющих его частей, пунктов.
В качестве целостности договор обладает свойствами, отсутствующими у каждой отдельно взятой сделки и простой суммы сделок, входящих в его состав. Договор наделен совершенно новыми характеристиками, присущими ему в качестве соглашения лиц. Он предназначен устанавливать юридическую связь между договаривающимися сторонами, определять их взаимные права и обязанности. Договор предоставляет субъектам возможность юридически регулировать различную по срокам и содержанию взаимосвязанную деятельность. Договору присущи важные правовые функции, которые отсутствуют у составляющих его сделок. Познание и эффективное использование регулятивных возможностей договора представляет собой одну из важнейших задач становления рыночной экономики.
Договор, как и сделка, служит источником возникновения прав и обязанностей (ст. 8 ГК РФ). Взаимные права и обязанности двух или большего числа лиц образуют содержание правоотношения. Однако роль договора в качестве основания возникновения правоотношений неизмеримо выше, чем у отдельных сделок. Подавляющее большинство обязательств в гражданском праве возникает исключительно из договоров, только из договоров возникают обязательства торгового оборота. Приравнивание договора к сделке или правоотношению ведет к игнорированию всего содержательного богатства договоров, к отказу от использования возможностей договора в правовом регулировании торгового предпринимательства и иных сфер деятельности.
При выделении коммерческого права в самостоятельную подотрасль цивилистики возникает необходимость разграничения гражданских и торговых договоров, а также классификации договоров, относимых собственно к торговому обороту.
Опыты классификации торговых договоров многократно предпринимались в юридической науке, российской и зарубежной. Расцвет российского коммерческого права приходится на конец прошлого — начало нынешнего века. Поэтому наиболее разработанные классификации можно найти в трудах Г.Ф.Шершеневича, А.Ф.Федорова, К.И.Малышева и других российских ученых-коммерциалистов. С учетом происшедших за столетие изменений в праве предлагаемые ими рубрикации выглядят устаревшими.
По каким основаниям проводилось прежде разграничение общегражданских и торговых договоров? Г.Ф.Шершеневич предлагал относить к торговым договорам те, которые имеют целью дальнейшую перепродажу товара. Кроме того, одной из сторон в таком договоре обязательно должен быть торговый посредник.
Такой подход нельзя считать приемлемым. В настоящее время продажа созданного товара стала основной задачей любой организации-изготовителя. Подобным же образом покупка ресурсов является условием деятельности всякой организации. При этом не имеет значения, участвует или нет посредническая организация в перемещении товара от изготовителя к потребителю.
С учетом сказанного мы можем признать договорами коммерческого права прежде всего такие, которые оформляют отношения по возмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд. Они образуют ядро торгового оборота. Данную группу договоров можно условно назвать реализационными договорами.
К числу реализационных относятся договоры поставки, оптовой купли-продажи, контрактации сельскохозяйственной продукции, закупок для государственных нужд. Сюда же следует отнести и такой договор, предусмотренный ст. 882 ГК РФ, как товарный кредит. Он включен в главу о кредитовании, хотя фактически это продажа с условием оплаты стоимости товара в будущем. К реализационным примыкает договор мены товаров, связанной с предпринимательской деятельностью.
Помимо общих целей важной особенностью договоров на реализацию товара для предпринимательских и хозяйственных нужд является особый субъектный состав. Участниками таких договоров могут быть лишь организации и индивидуальные предприниматели, но не граждане (физические лица). Названные особенности дают основания и возможность безболезненно перенести реализационные договоры в специальный акт — Торговый кодекс. Это позволит более полно, детально и взаимосогласованно урегулировать данные договоры.
Вторую самостоятельную группу составляют посреднические договоры. По классификации ГК РФ они в основном являются договорами на возмездное оказание услуг. В сфере торговли содержанием таких договоров служит совершение лицом действий па поводу товара в интересах какого-либо участника торгового оборота. К данной группе относятся прежде всего договоры комиссии, в том числе внешнеторговой комиссии (консигнации), поручения, коммерческой концессии (франшизы).
В группу посреднических входят также договоры торгового агентирования, которые широко применяются в зарубежной практике и постепенно получают распространение в России, и ряд других.
Третью группу составляют договоры, содействующие торговле.
Развитие торгового оборота привело к видоизменению прежних и появлению новых видов таких договоров. Некоторые из них используются преимущественно в коммерции, другие имеют как торговое, так и общегражданское применение.
Таковы договоры на:
• выполнение маркетинговых исследований;
• создание рекламной продукции;
• оказание рекламных и информационных услуг;
• хранение товаров.
К данной группе можно также отнести договоры кредитования торговых операций, страхования товаров и коммерческих рисков, транспортной экспедиции и ряд других.
Среди рассматриваемых договоров важно различать договоры на оказание услуг и на выполнение работ. Основной отличительный признак — договоры на выполнение работ всегда имеют результатом создание определенного товара, материального или идеального продукта. Созданный продукт может быть предметом последующих продаж. Что касается договоров на услуги, то они предусматривают совершение должником определенных действий в пользу кредитора. Само совершение действий (хранение, перевозка, агентирование и т.п.) является желаемым благом и создает исполнение договора. Требования к договорам на работы и услуги весьма различны.
Наконец, имеется четвертая группа — организационные договоры. В данную группу входят:
• соглашения об исключительной продаже товаров;
• договоры об организации взаимосвязанной деятельности по реализации товаров;
• договоры органов исполнительной власти о межрегиональных поставках товаров;
• договоры органов власти и местного самоуправления с производственными и торговыми фирмами по вопросам осуществления торговли.
Итак, при классификации договоров мы можем выделить те, которые образуют собственное содержание коммерческой деятельности. Это прежде всего реализационные и торгово-посреднические договоры. Они целиком относятся к сфере коммерческого права, поскольку, во-первых, предназначены для обслуживания товарообращения и, во-вторых, граждане не участвуют в их совершении. Что касается договоров, содействующих торговле и организационных, то они в равной мере могут использоваться как в коммерческих, так и в общегражданских отношениях.
В мировой практике основной вид реализационных договоров — договор купли-продажи. Применяется также система контрактов на закупку для государственных нужд, в ограниченных объемах используются договоры мены (бартера), российская хозяйственная практика отличается большим богатством. В ней наряду с куплей-продажей широчайше используются в качестве самостоятельных договоры поставки и контрактации сельхозпродукции.
Первоочередного рассмотрения требуют договоры, формирующие основу товарного обращения. Курс на создание рыночной экономики повлек изменения в регулировании товарных сделок в России. Под влиянием зарубежного права ГК РФ закрепил договор купли-продажи в качестве общевидовой модели реализационных договоров. Так, гл. 30 ГК РФ называется «Купля-продажа». Она включает в себя кроме купли-продажи другие основные виды реализационных договоров: поставки, закупки для госнужд, контрактации сельхозпродукции и иные.
В гл. 30 ГК РФ выделен параграф 1: «Общие положения о купле-продаже». К сожалению, в параграфе об общих положениях не дается оснований для разграничения между видами реализационных договоров и не предлагается критериев для выбора того или другого договора.
Однако основной недостаток состоит в том, что, урегулировав в ГК РФ розничную куплю-продажу, разработчики кодекса не сумели выделить и отдельно урегулировать оптовую (предпринимательскую) куплю-продажу. Договор оптовой купли-продажи в нынешнем ГК РФ не нашел себе места, как это было и в ГК РСФСР 1964 г. В результате наиболее значимый договор рыночных отношений — оптовой купли-продажи — регулируется набором норм, содержащихся в разных параграфах ГК РФ и даже в разных нормативных актах. Отсутствие в законе в качестве самостоятельного вида договора оптовой купли-продажи подталкивает миллионы предпринимателей к заключению по традиции договоров поставки, даже когда для этого отсутствуют объективные основания.
Для выявления видовых отличий договоров поставки и оптовой купли-продажи надо рассмотреть: 1) сферу применения каждого договора; 2) общее назначение, видовые цели каждого договора; 3) отличия основных функций, выполняемых договорами; 4) возможности каждого договора как правового средства решения соответствующих задач.
Как поставка, так и оптовая купля-продажа имеют общей сферой применения товарное обращение. Однако в данной области необходимо выделять различные секторы. Одним из основных секторов (участков) товарного обращения является оптовая торговля.