В понимании оптовой торговли нет определенности. В экономической литературе оптовой торговлей предлагают называть различные явления: торговлю партиями товара, торговлю с участием посреднических организаций и т.п. Оптовая торговля представляет собой отрасль экономики и вид предпринимательской деятельности. Она состоит в товарном обеспечении системы розничной торговли. Оптовую торговлю можно понимать как деятельность по перемещению товара на основе возмездных сделок от изготовителей к организациям розничной торговли. Она предшествует процессу розничной продажи как важный и обязательный этап.
Участниками оптовой торговли выступают прежде всего производители товара. Другие важные ее участники — оптовые торговые и посреднические организации, осуществляющие разные виды операций по продвижению товара. Конечными звеньями выступают организации розничной торговли (или индивидуальные торговые предприниматели). Необходимым признаком участников оптовой торговли служит предпринимательский характер их деятельности. Данная деятельность совершается с целью извлечения прибыли и носит систематический характер.
Выяснение сущности оптовой торговли дает основания для выделения в качестве самостоятельного вида договора оптовой купли-продажи. Его первичными отличительными признаками будут: 1) определенная сфера применения — оптовая торговля; 2) специальный субъектный состав: предпринимательские организации и индивидуальные предприниматели.
В товарном обращении помимо оптовой торговли имеются другие участки. Так, важнейшей областью служит обеспечение материальными ресурсами всех видов производственных и иных (медицинских, учебных, культурных, управленческих и т.д.) организаций и учреждений. Продажа ресурсов этим потребителям представляет деятельность, отличную от оптовой торговли. Она традиционно именуется материальным снабжением. В материальном снабжении чаще используется договор поставки.
Рассмотрим общее назначение, видовые цели каждого договора.
Оптовая торговля опосредует и организует перемещение товарной массы от изготовителей в розничную сеть. Назначение оптовой торговли — полное, оперативное и повсеместное насыщение розничной сети товарами, необходимыми для удовлетворения запросов населения. Поэтому общей целью договора оптовой купли-продажи должно признаваться содействие полному и своевременному поступлению в розничные организации товаров, необходимых для удовлетворения спроса населения.
Договор поставки (как и договор контрактации) — это исключительно российское изобретение, продукт отечественной практики, предназначенный прежде всего для организации крупномасштабных отношений устойчивого характера по обеспечению материальными ресурсами различных потребителей.
В настоящее время сохраняется тенденция, согласно которой при регулировании отношений между отраслями хозяйства, между регионами, а также кооперационных связей производителей закон ориентирует на использование договора поставки, а не купли-продажи. Таковы законы о поставках для федеральных государственных нужд, регулярно издаваемые акты о поставках в районы Крайнего Севера, поставках техники, горюче-смазочных материалов для агропромышленного комплекса и др.
Договор поставки используется для организации связей между отраслями и регионами, а также для отношений производственной кооперации, когда предприятия сцеплены между собой постоянными или долговременными связями по переработке сырья и материалов, обеспечению комплектующими узлами и деталями. Кооперационные связи головного предприятия и смежников, сырьевых и перерабатывающих предприятий всегда или почти всегда регулируются договором поставки.
Иначе говоря, за договором оптовой купли-продажи следует с необходимостью розничная продажа товара, поэтому он всегда заключается с предпринимательской целью как для продавца, так и для покупателя. Что же до договора поставки, то в нем покупателем может быть непредпринимательская организация или учреждение и даже гражданин, использующий товар для целей, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным назначением.
Из-за отставания цивилистской науки от запросов практики, запаздывания в разработке договоров у нас в стране происходит процесс компенсации неполноты договорной системы путем искусственного приспособления договора поставки для обслуживания оптовой торговли, хотя он по своей природе малопригоден для этого и не может эффективно выполнять соответствующие функции.
Сказанным выше не исчерпываются различия названных договоров. Принципиальные отличия имеются в предметах и требованиях к содержанию договоров оптовой купли-продажи и поставки.
Предметом договора оптовой купли-продажи могут быть только вещи, которые предлагаются к продаже в розничной торговой сети. Если изделие, товар не могут быть предложены в магазинах для продажи гражданам, то с ними не могут совершаться сделки оптовой купли-продажи. В отличие от этого предметом договора поставки могут быть любые вещи независимо от того, предназначаются они или нет для продажи населению. Показательно, что реализация имущества, изъятого из оборота или ограниченного в обороте, производится хотя и на основании специальных разрешений, но по договорам поставки.
Для рассмотрения функциональных различий договоров необходимо проанализировать связь оптовой торговли с розничной. Розничная торговля характеризуется тем, что предназначена продавать товары гражданам. Отношения торговых организаций с покупателями оформляются договором розничной купли-продажи. В каких бы количествах и как часто гражданин ни делал свои покупки, для каких бы целей он ни приобретал товары в торговой сети, его отношения будут определяться договорами розничной купли-продажи.
Гражданину в магазине противостоит специальный субъект — торговый предприниматель, коммерсант. Его отличительные признаки удачно выражены в ст. 2-104 Единообразного торгового кодекса США. Согласно названной норме, коммерсант — это тот, кто по роду своих занятий обладает специальными знаниями или опытом в отношении операций или товаров, являющихся предметом сделки. Покупатель конечно же подобными специальными знаниями и опытом не обладает. Учитывая такое реально существующее неравенство, закон предоставляет повышенную защиту более слабой стороне — покупателю. Этим целям служат прежде всего Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ)* и ряд норм гл. 30 ГК РФ.
* Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
Нормативными актами, регулирующими розничную торговлю, также являются не упоминаемые в ГК РФ, но имеющие важное значение правила продажи товаров. Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55* (в ред. постановлений Правительства РФ от 20.10.98 № 1222; 02.10.99 № 1104) утверждены в новой редакции Правила продажи отдельных видов товаров. Правила предусматривают различные правовые и организационные требования к розничной торговле, направленные на обеспечение интересов населения.
* Собрание законодательства РФ. 1998. № 4. Ст. 482; № 43. Ст. 5357; Российская газета. 1999. 14 окт.
Так, согласно п. 11 Правил продавец обязан доводить до покупателей информацию об изготовителе товара, месте нахождения изготовителя или уполномоченной им организации, обязанной принимать претензии от покупателя, осуществлять гарантийный ремонт и сервисное обслуживание товара. Продавец должен иметь и предъявить покупателю подлинник сертификата на товар либо копию сертификата, заверенную продавцом, нотариусом или органом сертификации. Товары бытового назначения должны иметь маркировку на каждом изделии или ярлыки с указанием наименования изделия, цены, размеров, роста и иных сведений. При обнаружении недоброкачественности товара покупатель вправе потребовать замены, уценки либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара (п. 27 Правил). Информацию об организациях, выполняющих ремонтные и восстановительные работы, продавец обязан довести до сведения покупателя при продаже товара.
Указанные требования адресуются розничным организациям, однако они могут быть выполнены лишь силами либо при участии изготовителя или оптового посредника. Соответственно они должны предусматриваться в договоре оптовой купли-продажи, заключаемом с этими лицами.
Как выглядят условия договора оптовой купли-продажи, корреспондирующие розничным договорам? Это могут быть пункты, предусматривающие обязанность продавца (изготовителя или оптовика) обеспечить наличие на каждом изделии необходимой маркировки либо ярлыков с данными, соответствующими российским шкалам ростов и размеров. Должно предусматриваться представление копий сертификатов качества, заверенных определенным органом.
В договоре оптовой купли-продажи должна быть определена организация, которая по поручению изготовителя будет осуществлять гарантийный ремонт и техническое обслуживание изделий. Со своей стороны изготовитель или оптовик обязаны заключить с такой организацией договор о гарантийном или сервисном обслуживании граждан, купивших соответствующие товары.
Правила розничной торговли налагают свои требования на предмет продажи. Такие требования состоят, в частности, в необходимости расфасовки товара в количествах, приемлемых для покупателей, применения упаковки, удобной для пользования и хранения. Операции упаковки и расфасовки экономичнее осуществлять в производственных условиях, поэтому условия об этом должны предусматриваться в договорах оптовой купли-продажи.
Процесс розничной торговли предъявляет множество других требований, которые подлежат урегулированию в отношениях розничных торговых организаций с изготовителями и оптовыми посредниками и которые создают видовые особенности договора оптовой купли-продажи. Можно предложить следующее определение такого договора.
По договору оптовой купли-продажи продавец обязуется в согласованный срок (или сроки) передать в собственность покупателю вещи (товары) для продажи населению в соответствии с требованиями такой продажи, а покупатель принять вещи и оплатить их стоимость.
Важные отличия имеются в правовых возможностях рассматриваемых договоров.
Договор оптовой купли-продажи объективно необходим для создания товарного рынка, улучшения торгового обслуживания населения. Российское право в данном отношении отстает от западного. Так, Европарламентом в 1994 г. принята 1-я часть Общеевропейского кодекса частного права («Принципы европейского договорного права»), фактически являющегося торговым кодексом Европейского союза. При подготовке этого акта использованы ЕТК США и Венская конвенция ООН 1980 г. Предусмотренные названными документами правовые модели могут быть использованы для урегулирования отношений оптовой купли-продажи. Такие меры способствовали бы гармонизации российского и зарубежного права.
Одновременно требует усовершенствования договор поставки. Сейчас нормы об этом договоре носят сборный характер, вынужденно сочетая правила, предназначенные для регулирования материального снабжения и оптовой торговли. При этом оказалась - утраченной важная специфика, которая была присуща этому договору с момента возникновения и вплоть до 1996 г.
Общая предназначенность договора для регулирования поставок для государственных нужд, межрегиональных и кооперационных связей предполагает долгосрочный характер отношений сторон с периодической повторяемостью операций по передаче и оплате товара. Такие отношения создают для покупателя возможность воздействия на производственную деятельность поставщика. Договор поставки позволяет не только решать вопросы передачи и оплаты товара, но также предусматривать обязанности поставщика по освоению выпуска новых видов продукции, улучшению качественных характеристик, совершенствованию способов доставки. Разовые краткосрочные договоры поставки (и купли-продажи) малопригодны для решения таких задач.
Необходимость согласования в долгосрочных договорах поставки условий, рассчитанных на долговременное сотрудничество сторон, предполагает одновременное решение поставщиком вопросов вложения инвестиций, осуществления технологических и производственных мер. Возможность комплексного решения в договорах поставки таких вопросов предусматривалась прежде Положениями о поставках продукции и их товаров. К сожалению, эти моменты оказались потеряны в § 3 гл. 30 ГК РФ, что резко ограничило возможности договора поставки, принизило его хозяйственную роль.
Правовые модели, регулирующие одновременно с актами передачи товара также вопросы совершенствования производственно-хозяйственной деятельности субъектов для достижения общих целей, представляют огромную ценность для России. Поэтому до внесения необходимых изменений в закон договорным контрагентам следует по своей инициативе использовать то полезное и конструктивное, что на протяжении веков вырабатывалось отечественными профессионалами.
Гражданский кодекс РФ сохранил в качестве самостоятельного вида договор контрактации сельскохозяйственной продукции. Он имеет значительную специфику. По договору контрактации организация либо фермер (он признается индивидуальным предпринимателем) обязуется вырастить или произвести сельскохозяйственную продукцию в определенном количестве, ассортименте, в определенные сроки и передать ее заготовителю.
Заключенный договор контрактации служит основанием для осуществления хозяйством деятельности по выращиванию или производству продукции. В тех случаях, когда на момент заключения договора имеется уже готовая продукция, то хозяйство может по своему усмотрению реализовать ее по любому договору: контрактации, поставки или оптовой купли-продажи в случае реализации после соответствующей подготовки в розничную сеть.
Одной из сторон в договоре должна быть организация или фермер, сами производящие продукцию. Другой стороной выступает организация-заготовитель, закупающая продукцию для переработки в товары или для хозяйственного использования. Заготовительные функции выполняют кооперативы, элеваторы, молокозаводы, иные организации.
Предметом контрактации служит только сельхозпродукция в сыром виде или прошедшая необходимую первичную обработку: сушку, фильтрацию, охлаждение и т.п. Если выращенная продукция прошла производственную переработку, то созданные продовольственные или промышленные товары уже не могут контрактоваться. Речь идет, например, о масле, сыре, мясопродуктах и т.п. Их реализация осуществляется уже в режиме поставки или оптовой купли-продажи, которая требует учета правил продажи таких товаров населению.
Особенность договора контрактации — включение в него условий об обязанности заготовителя обеспечивать хозяйство тарой, упаковочными материалами, оказывать помощь в приобретении горюче-смазочных материалов и иных ресурсов. Помощь может оказываться также в вывозе продукции своим транспортом. Статья 536 ГК РФ устанавливает, что заготовитель обязан принять сельхозпродукцию по месту нахождения и обеспечить ее вывоз. Обязанность встречных услуг обусловливается слабым развитием системы снабжения и рыночной инфраструктуры сельского хозяйства. Между тем именно их развитие решающим образом влияет на уровень обеспечения продовольствием. У нас самая низкая в Европе урожайность, но даже из собранного значительная доля теряется или гибнет из-за отсутствия хранилищ, холодильников, а главное — отлаженной системы заготовок.
Контрактант (т.е. заготовитель) может принимать на себя обязанность встречной продажи хозяйству отходов от переработки полученной продукции. Это совершенно особое и важное условие, позволяющее полнее использовать производственную продукцию.
Указанные особенности договора контрактации порождаются отсутствием в стране развитой структуры снабжения сельского хозяйства и сбыта сельхозпродукции. Поэтому функции снабжения тарой, материалами, вывоза продукции стали возлагаться на того, кто покупает продукцию — на заготовителя. От этого пока трудно отказаться, что обусловливает сохранение особенностей договора контрактации.
То обстоятельство, что продукция производится по заказу заготовителя, налагает на последнего повышенную ответственность за принятие продукции от хозяйства и оплату ее стоимости. В случае отказа заготовителя взять заказанную продукцию возможности продажи ее другим лицам весьма ограниченны, особенно когда продукция является скоропортящейся. Поэтому ст. 536 ГК РФ воспроизвела ранее существовавшее правило о недопустимости отказа заготовителя от принятия товара, представленного в соответствии с договором. В случае отказа с заготовителя взыскивается полная стоимость этого товара.
Важным этапом в организации торговых отношений является то, что реализационные договоры оказались в целом полнее, чём прежде, урегулированы законом — новым ГК РФ. Однако одной гл. 30 ГК РФ недостаточно для полной и детальной регламентации торговых отношений. Пробелы и упущения в этих вопросах все более очевидны. В интересах развития национальной экономики и удовлетворения запросов населения было бы правильно урегулировать реализационные договоры в специальном акте — Торговом кодексе России.
ТЕМА VIII СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ
1. Виды договорных связей.
2. Основания выбора структуры связей.
3. Особенности некоторых видов связей.
Торговый оборот, деятельность по продвижению товарной массы от изготовителей к потребителям регулируется не только законодательством, но — что еще более значимо — заключаемыми договорами. Оценивая значение договоров, известный американский юрист Р.Паунд пишет, что «богатство в коммерческий век вырастает преимущественно из договоров».
Важно учитывать мотивы, которые дали основания для такого вывода. В этих словах выражается признание ведущей роли договора как инструмента установления хозяйственных связей по реализации товара и средства правовой организации действий субъектов по продвижению товара.
При анализе организации договорных связей следует различать несколько аспектов. Прежде всего на каждом предприятии необходимо выявлять и схематически «прочерчивать» основные связи с договорными контрагентами. Иными словами, должна быть прорисована структура основных договорно-хозяйственных связей, т.е. связей регулярных, наиболее крупных по объемам, по стоимости товаров, либо по иным причинам значимых для организации. Случайные и мелкие договоры здесь могут не приниматься в расчет.
Структура основных связей определяет профиль, содержание деятельности фирмы. Исполнение договоров формирует доходы, предопределяет размеры налоговых выплат и другие затраты. Структура договорных связей решающим образом влияет на внутреннее построение фирмы, на численность персонала, на распределение обязанностей. Большинство управленческих решений должно сообразовываться с процессом исполнения договоров. Все функциональные блоки деятельности фирмы также должны строиться в прямой зависимости от заключенных договоров.
Второй не менее значимый и интересный аспект — структуры договорных связей представляет собой необходимая взаимозависимость договоров по основной деятельности, и всех вспомогательных договоров, содействующих осуществлению первых. Фактически это взаимосвязь основного и требующихся для его исполнения вспомогательных и обслуживающих договоров.
К примеру, если производственная фирма заключила с покупателем договор на поставку 20 т колбасы, то для исполнения обязательства она должна заключить еще 15-20 вспомогательных договоров. Прежде всего нужны договоры со смежниками на получение от них мяса, различных наполнителей, колбасной оболочки, ящичной тары, товарных ярлыков. Нужны договоры на энерго- и теплоснабжение. Требуется заключить договор с транспортной организацией на отгрузку в установленный срок товара своим покупателям.
Для четкой организации исполнения обязательств необходимо составление по каждому среднему и крупному договору сетевых графиков. Сетевые графики рисуются с помощью компьютера или вручную. Они выглядят в виде древообразной схемы, которая позволяет совместить по количествам, срокам и другим параметрам все выполняемые операции. Без такой взаимосогласованности, увязки всех действий основной договор не может нормально выполняться.
К сожалению, вопросы структурного конфигурирования договоров, построения сетевых графиков исполнения почти не исследуются в юридической науке и в теории менеджмента. Об этом нет теоретических трудов и методических разработок. Между тем без разработки схем договорных связей нельзя нормально строить работу, добиваться прибыли. Только продуманные схемы позволяют четко ставить задания для всей фирмы, отдельных ее служб и работников по месяцам, неделям и дням.
Указанные проблемы относятся к совершенно новой области знания — так называемым организационным технологиям. В России имеются исследования по организационным технологиям, организации управления деятельностью коллективов. К сожалению, при наличии общей теории пока мало прикладных разработок, а в области правовой деятельности их почти нет.
Значительные особенности структурной организации имеют договорные отношения, основанные на привлечении должниками к исполнению обязательств других организаций-соисполнителей (это относится в основном к договорам на выполнение работ и оказание услуг). Если из закона или договора не вытекает обязанность должника выполнить предусмотренные договором обязанности лично, должник вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц.
В этом случае должник выступает в роли генерального исполнителя, привлеченные им к выполнению обязательств лица — в роли субисполнителей. Отношения между генеральным исполнителем и привлеченными им субисполнителями определяются заключаемыми между ними самостоятельными договорами, в которых генеральный исполнитель (должник по генеральному договору) выступает в качестве кредитора.
Генеральный исполнитель несет перед кредитором ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субисполнителями, а перед последними — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитором обязательств по генеральному договору.
В подобном порядке строятся отношения в случаях, когда необходимо привлечение к исполнению обязательств организаций, специализирующихся на выполнении определенных видов работ и потому способных выполнить их дешевле и с лучшим качеством. Таковы отношения принципалов с агентами, привлекающими по договорам субагентов, комитентов с комиссионерами и субкомиссионерами и другие.
При наличии генерального договора кредитор вправе заключать договоры на выполнение отдельных видов работ (услуг) данного рода лишь с согласия генерального исполнителя. В этом случае привлеченные по самостоятельным договорам в качестве должников лица не участвуют в отношениях, производных из генерального договора. Они несут ответственность за исполнение своих обязательств непосредственно перед, кредитором.
Существует еще один структурный аспект — порядок связей по реализации товара на основе отдельных договоров. Здесь различают два вида связей:
1) прямые связи — они устанавливаются напрямую между изготовителями и потребителями товара, причем под потребителями предлагается понимать организации, получающие товар для предпринимательских или хозяйственных нужд;
2) связи с участием промежуточных организаций. Здесь процесс продвижения товара опосредуется несколькими договорами, составляющими так называемую договорную цепочку.
Посреднические организации могут выполнять разные функции. В основном они занимаются перераспределением полученных ресурсов, т.е. закупкой крупных партий товара и дробной перепродажей его мелким потребителям. Однако немало российских посредников покупают партию товара в одном месте и затем перепродают эту же партию в другом месте.
В 1992—1998 гг. договорная цепочка насчитывала в среднем от 3 до 5 звеньев. Такое понятно в ситуации, когда 90% малых предприятий являются торговыми или торгово-посредническими, иначе говоря, один производит, а девять — торгуют.
Перед каждым изготовителем и потребителем возникает вопрос: оформлять ли ему прямой договор или соглашаться на участие во взаимоотношениях посредника? Решение об этом должно приниматься с учетом следующих обстоятельств.
Для предприятия-изготовителя более выгодна продажа товара оптовому посреднику, а не напрямую потребителю. Привлечение посредника снимает с изготовителя заботу о реализации товара. Целый комплекс трудоемких и сложных операций перелагается на посреднические звенья. Нередко оптовые организации создают на предприятиях свои участки и службы, принимающие товар прямо из цехов и занимающиеся его отгрузкой покупателям. Изготовитель получает значительный выигрыш, снимая с себя задачу поиска покупателей, подбора партий товара, отгрузок по множеству адресов.
Кроме того, убыстряются расчеты за товар, поскольку посредник оплачивает сразу стоимость всего переданного ему товара. Это быстрее и надежнее, чем собирать деньги от множества получателей.
Важно учитывать также следующее. Посреднические организации сами не используют товар, они отдалены от потребителей. Поэтому в России посредники сейчас менее требовательны в вопросах ассортимента, качества, сроков отгрузки и других моментов. Непосредственные потребители, в том числе розничные торговые организации, гораздо внимательнее и придирчивее относятся к установлению таких условий, что увеличивает для изготовителей объемы работы и связанные с этим затраты, поскольку все согласованные с потребителями условия надо выполнять.
Таким образом, установление связей с торговым посредником дает выгоды изготовителю. Однако все они могут быть сняты в связи с тем, что цена оптовой продажи всегда ниже той, которую уплачивает непосредственный потребитель. В печати можно встретить данные о том, что размер посреднических наценок сейчас составляет от 22 до 32%. Однако нередко отмечаются ситуации, когда посредник продает скупленный товар намного дороже.
Поэтому важно просчитывать, соотносить размер предоставляемой посреднику скидки с цены с величиной тех затрат, которые будет вынужден нести сам изготовитель, если будет реализовывать свой товар непосредственно потребителям. Только такой расчет и должен служить основой для выбора структуры договорных связей изготовителями.
Для потребителей в обстановке сохраняющегося монопольного положения изготовителей и крупных посредников возможности выбора структуры связей существенно ограниченны.
По мере развития рыночных отношений проблема выбора структуры связей встанет и перед потребителями. Для потребителя решение вопроса о том, покупать ли товар у изготовителя либо. у оптового посредника, также не может быть одинаковым. Выбор структуры связей должен осуществляться с учетом тех преимуществ, которые дает первая или вторая структура.
Заключение договора с оптовым посредником предполагает два варианта отгрузки товара:
1) транзитная отгрузка, когда товар по указанию посредника отправляется изготовителем сразу в адрес потребителя;
2) складская отгрузка. При ней товар доставляется от изготовителя сначала на склад посредника и уже затем переотправляется потребителю.
Транзитная отгрузка не дает потребителю никаких выгод. Более того, приходится платить наценку посреднику, хотя товар грузится в адрес потребителя непосредственно изготовителем. Размеры посреднических наценок в стране весьма ощутимы для покупателей, превышают существующие за рубежом. Так что транзитные отгрузки — это тот случай, где для потребителя действует принцип «выталкивания» посредников и перехода на прямые связи с изготовителем.
При складском режиме поставок потребителю следует выяснять, какие преимущества дает ему участие посредника. Преимущество прежде всего может состоять в том, что у потребителя отпадает необходимость создавать запасы соответствующего товара. Нет необходимости в складских помещениях, в расходах на хранение. По мере возникновения потребности можно оперативно получить нужное количество ресурсов со склада снабженческой организации. Важно лишь точно знать, способен ли посредник поддерживать постоянный запас для удовлетворения запросов потребителей. Если такой гарантии нет, то запас придется создавать самому потребителю, приобретая ресурсы непосредственно у изготовителя.
Для потребителей представляют интерес дополнительные услуги, которые посредник способен оказывать, осуществляя работу с товаром. Таковы, например:
1) подборка ассортиментных групп товара, составление комплектов изделий, производимых разными изготовителями. Сами производители просто не в состоянии оказывать такие услуги;
2) предпроизводственная подготовка материалов, раскрой, изгиб, нарезка по необходимым размерам согласно заказам покупателей;
3) расфасовка и упаковка товара в количествах, удобных для потребителей. Пока расфасовка до 70% отечественных продовольственных товаров осуществляется на предприятиях розничной торговли в не приспособленных для этого помещениях либо у прилавка продавцом. Это в 10—12 раз дороже, чем фасовать механизированным способом у изготовителя или у посредника.
Имеется множество других услуг, которые способны оказывать посреднические организации. Нередко только через посредников, из создаваемых ими запасов можно приобретать малые количества изделий, получать запчасти для снятого с производства оборудования. Для изготовителей осуществлять отпуск мелких партий или сохранять производство деталей к старым видам машин крайне невыгодно. Прежде в стране существовала обязанность изготовителей в течение 10 лет после снятия машины с производства продолжать выпуск запчастей к ней. Сейчас данную проблему можно решать через посредников на основании заключаемых с ними договоров.