Культура Шульганташа. Поздний палеолит

История башкир и Башкортостана с древнейших времен до 1928 года XX века.

©Иршат ЗИАНБЕРДИН

 

Вместо предисловия.

Начало XXI века после миляда Гайсы (рождество Христово) башкироведение как один из отраслей тюркологии переживает невиданное доселе прорывное развитие.

Возникшее в древности как эпос "Урал батыр", как баит "О Саке и Суке" и других произведений устного народного творчества, башкироведение развивалось как разновидность генеологических рассказов и сочинений "Шежере" и получило дальнейшее развитие в трудах башкирских мыслителей XVIII-XIX веков Батыршаха и Тажетдина Ялчигулова, последнего великого тюрколога Российской империи Ахмед-Заки Валиди Тогана.

В XX веке башкироведение стала комплексной наукой благодаря трудам по археологии Ниаза Мажитова, Александра Пщеничнюка, Петра Ищерикова, книгам по музыковедению Флюры Кильдияровой, книге Светлане Шитовой "Башкирская национальная одежда", исследованиям Зигата Султанова и Салавата Галлямова - по ориенталистике, труду Д.Ж.Валеева посвященной истории башкирской философии, по исследованиям Рауфа Ахмерова по граффитиологии. К началу XXI века башкироведение укрепилось как строгая научная дисциплина благодаря введению в научный оборот все новых и новых древнебашкирских граффити и восстановлению таких необходимых научных дисциплин источниковедения как башкирская архивоведческая наука, башкирская музыковедческая наука, башкирская историческая текстология.

Уверен, свою лепту внесут в развитие башкироведения как науки и башкирский кибернетический язык, генетика, геология и другие отрасли мировых наук, которые к сожалению, в настоящее время находятся в Башкортостане только в зачаточном состоянии.

Интерес к башкирам, к их истории наблюдается в мировой исторической науке начиная с IX века миляда Гайсы, где они как отдельный этнос "башкорт\\башгирд\\башжурд" упоминаются в трудах тюркского исследователя Махмуда Кашгарского, арабских историков Ибн Хаукаля и Аль Идриси и других наряду с такими древнетюркскими этносами как булгары (бурджане), сувары, кимаки (кипчаки), киргизы, уйгуры, печенеги и других.

Многие из перечисленных древнетюркских этносов сейчас не существуют, или же существуют только как составная неделимая часть современного башкирского народа. К таким, влившимися в состав башкир и тем самым сохранившим свои исторические этнонимы можно называть роды и племена башкир как юрматы, буляр (билэр, байлар), бурзяне, кипчаки, бала башнаки (печенеги малые), киргиз-кипчаки и.т.д.

В мировой тюркской истории народ наш известен под двумя этнонимами как "ишдек (hишдек,истэк)" и "башкорт".

Из наиболее древних упоминаний нынешнего самоназвания нашего народа "башкорт" заслуживает внимания датировка начала применения данного этнонима в шэжэрэ башкир балякай-кудейцев 835 годом после миляда (220 год хиджры), а в мировой историографии на "Карте мира Ибн Хаукаля" 950 года после миляда (365 год хиджры). Мы уверены, что будущие исследователи истории башкирского народа, возможно, найдут и еще более древние документальные источники.

Рассмотрим исторические географические наименования территорий где проживали предки башкир.

На карте Птоломея (фото 1) зафиксированы следующие кальки из древнетюркских языков: "Tanais flus\\Тын йылгаhы(река Дон)"; "Hjperboreus mond\\hиперборей тауы (Гиперборейские горы)"; "Alani mond\\Алан тауы (Аланские горы); "Scjthae\\Скит(h)а (Скифиа); "Aspesh\\Аспэсек (Аспехи); "Rha flus\\Рэ йылгаhы (река Ра); "Perierbudi\\Пари ер буди (чистой земли страна); "Bjmmici mond\\Баймак тауы (горы Беймики); "Daix flus\\Яйык йылгаhы (река Яик); "Norossus mond\\Нарыш тауы (гора Нороссус); "Hippiel mond\\Гиббел тауы (Урал-тау\\Таг-Ура)\\гора Гора"; "Alani\\hиалан (аланы).

В отдельной карте из атласа (фото 2) географические названия и этнонимы даны вместе:

"Tanais flus\\Тын йылгаhы (река Дон)"; "Zacatae\\Сак ырыуы (род саков)"; "Fons Tanais\\ Инеше Дондынг (Исток реки Дон)"; "Arae cefaris\\Арайы сэхрэненг (благодатные земли степи)"; "Sarmatiae Europee pars\\Сарматтары Европа ягынынг (сарматы Европы)"; "Sarmatia Asiatica\\Cарматтары азианынг (Сарматы Азии)"; "Asei Phihirophaqi\\Азиа Бэhиhиропhактары (азиатские Фигиропхаги); "Perierbidi Materi Mitridatis regio\\Пари ер бады Майтреянынг Митридад урзаhы (Украшения безгрешной земли Майтреи государство Митридада)"; "Melanch leni Sapothrene\\Мэлиглег дуле Спарты(царский удел Спарты)"; "Hippici motes\\Каффик тау (Кафские горы)"; "Scjmnitae Amozones\\ Сахимле амиздар (разные смешаннын народы)"; "Orinei\\Урандар (Уранцы); "Arbali\\Арбалы (тележники; кочевники)"; "Sirbi\\Сарпы (старицы); "Rha flus\\Рэ йылгаhы (река Ра)"; "Nesiotis reqio\\Насут урзаhы (Прородина человечества)"; "Chtnides\\(А)шиндар (род Ашина)"; "Suardeni\\Суварзар (Сувары)"; "Modocae qetes\\Мукшы ырыузары (Мокшинские роды); "Hippophaqi\\Гиппофаги"; "Scuthiae intra imau pars\\Сакиттарзынг эске Умай ягы (земли сакитов внутреннего пользования)"; "Scythae Hyperborei\\Сакиттары Гиперборейзынг (Сакиты Гиперборейские)"; "Montes Hyperborei\\Таузары Гиперборейзынг (Гиперборейские горы).

Карта Птолемея — карта мира и 26 специальных карт земной поверхности, которые прилагались к трактату «Руководство по географии» древнегреческого учёного Клавдия Птолемея. Трактат был написан около 150 года н. э. На картах перечислены около 8 000 городов и местностей с указанием их географических координат. По картам отчетливо видны следующие тюркизмы: "Bjmmici mond\\Баймак тауы (горы Беймики); "Daix flus\\Яйык йылгаhы (река Яик); "Norossus mond\\Нарыш тауы (гора Нороссус); "Hippiel mond\\Гиббел тауы (Урал-тау\\Таг-Ура)\\гора Гора"; "Perierbidi Materi Mitridatis regio\\Пари ер бады Майтреянынг Митридад урзаhы (Украшения безгрешной земли Майтреи государство Митридада)"; "Hippici motes\\Каффик тау (Кафские горы)"; "Orinei\\Урандар (Уранцы); "Arbali\\Арбалы (тележники; кочевники)"; "Sirbi\\Сарпы (старицы); "Rha flus\\Рэ йылгаhы (река Ра)"; "Chtnides\\(А)шиндар (род Ашина)"; "Suardeni\\Суварзар (Сувары)"; "Modocae qetes\\Мукшы ырыузары (Мокшинские роды).

Найденные аналогии еще требуют доказательств их применения в тюркских и башкирских языках древности.

1. "Баимак таузары".

2. "Яйык йылгаhы".

3. "Нарыш тау".

4. "Ер бэсе изге Майтреянынынг Митридат урзаhы".

5. "Каф тауы".

6. "Урандар".

7. "Арбалылар".

8. "Сарпы".

9. "Рэ йылгаhы".

10. "Ашиндар".

11. "Суварзар".

12. "Мукшылар".

13. "Урал тау".

Но можно сейчас уже сказать, что основные ядра тюркских племен еще во времена Птолемея, то есть во II веке нашей эры, или даже во времена Марин де Тура, труды которого послужили источником для Птолемея, то есть в I веке нашей эры, жили в этих местах.

Обратимся к более древней карте мира Гекатея Милетского (550—490 гг до рождества Христова, фото 3).

 

Выделим наименования, относящиеся к рассматриваемому вопросу.

(вставка1)\\Басуакhа(р)де - топоним или этноним в междуречья Черемчана и Волги. Текст выполнен письмом кхароштхи, читается справа налево. По всей видимости название страны восточных сарматов "Баскардия" (Башкортостан)! Находится именно на том самом месте где последующем возникло город-государство Булгары.

Мысль о «басуакhа(р)де» на карте Гекатея новость, которая ранее не встречалась ни в одном известных нам научных исследованиях. Поэтому расшифровку текста даем в виде отдельной таблицы №1.

; ; ; ;
Де Кhа(р) Суа Ба

(вставка2)\\Ра - гидроним, древнейшее название реки Итиль (Волги), в изобилии встречающийся и на современной территории Башкортостана.

(вставка3)\\Танаис фл(ус) - гидроним, древнейшее название реки Тын (Дон).

(вставка4)\\Самартае - топоним со значением, по нашему мнению, "земля Самар". Либо имеет отношение к современной "самаре", либо к "сармат".

(вставка5)\\переводится как словосочетание "Соединенное с Каспием Северное море".

(вставка6)\\Силуа (Славиа), по нашему мнению, прародина славян.

(вставка7)\\Бористфен, композит "Бори(Ура)+ сhен" (Урандар hикеhе\\река Уранцев), древнее название реки Днепр.

По данным карты Гекатея вVI веках до рождества Христово, мы можем заключить, что "Басекарде (башкиры), "Самариты(Сарматы), "Силуа (Славиа)", "Кас-ы(Гузы; Азы)" известны со времен составления данной карты. Касы (Гузы; Азы) же и дали свое самоназвание Азии и Каспийскому морю. Большинство зафиксированных на карте географических наименований тюркского происхождения.

Как видим, первое упоминание этнонима "башкорт", в виде "башека(р)де", относится к VI веку до нашей эры!

И Геродот и Птолемей были продолжателями дела Гекатея, поэтому следует внимательно собрать и изучить информации оставленные нам этими авторами тоже.

Заки Валиди продолжает - "Птолемей пишет о Пасакартии, расположенной в области Парт в Хороссане. С другой стороны, в иранских дастанах и западных источниках известно название «Вашгирд», около Термеза существует гора Башкурт, на центральном Памире есть местность под названием «Башкурт». В самом древнем тюркском предании, в дастане об «Отуэе» о башкирах говорится как о народе, живущем по течению Волги в горной местности в соседстве с булгарами. Народ характеризуется как сильный и хитрый и из-за своей отваги не подчиняющийся никому из завоевателей. Горная область, где живет этот народ (горы), в дастане называется «Башкирские горы» (кухха-и Башкурт), а их предводителя звали «фулус». Возможно, это последнее слово означало «кулавуз». В этом дастане упоминаются все древние тюркские племена, не упоминается лишь племя «булгар»".

Обращаясь к китайским источникам Валиди пишет: "Наиболее заслуживающие доверия сведения о древних

башкирах обнаруживаются в китайских источниках. Вместе с тем использование этих источников китайскими авторами является всего лишь попыткой приблизить некоторые упомянутые названия древних племен к названию «Башкурт».

Подобную попытку предпринял и китайский профессор Чанг Хоинг-ланг. В истории династии Сун, написанной в 643 году христианского летосчисления, где речь идет о среднеазиатских племенах, среди союза тюркских племен «тиеле»у населяющих Западный Туркестан до Хазарского моря, одно из ответвлений называется «ба-шу-ки-ли». По мнению профессора Чанг, речь идет о башкирах. В этой истории о «Сун-шу», то есть о династии Сун, о Тие-ле говорится, что они являются «прямыми потомками древнего племени хсиунг-ну (то есть хуннов)».Тюркское звучание названия этого племени «төлес» или «төлөс», и оно упоминается также в орхонских надписях. Следовательно, башкиры в эпоху Гёктюрков принадлежали к тюркскому племени «төлөс», а те, в свою очередь, считались потомками племени хун, «төлөсы» представляют собой кипчакские племена, жившие в Алтай-Иртышском регионе. Есть данные, свидетельствующие о том, что в первые века нашей эры кипчаки жили в Южном Туркестане. Позже, во времена хуннов эти племена переселились в Восточную Европу. Китайский профессор Мау-Тсаи в качестве потомков хуннов перечисляет роды и племена, жившие в VIII веке в бассейне Волги: из них по реке А-де (то есть Идель) жили племена хо-тзе (то есть хазары), го-mu (то есть гузы), пи-тзен (то есть печенеги), субе (сабиры), йевей (то есть ибиры), бо-хон (может

быть, булгары), бей-дин (возможно, башкиры), ен-ди (возможно, племена уйгур), алан и хун (то есть хун)".

Арабы впервые увидели башкир на местах их современного расселения. Лишь историк Масуди упоминает о том, что племя под названием башгурд около озера Арал потерпело поражение в войне против огузов, карлуков и кимаков, отступило на Северный Кавказ в область Хазарского моря. Это событие

произошло около 840 года нашей эры. Мусульманские народы называли этот народ башжирт, или башгурд. Становится понятно, что особенно сведения, содержащиеся у исламских авторов о соседствующем с «хифжаками» - «маджгарие» или о соседствующих с «аз-хифжаками» - ясу-ягсун, о «части кимаков, живущих между Иделью и Иртышом», о «живущих на стороне «кибла» от кимаков племени маджгарие», относятся к башкирам. Истахри описывает башкир как северных соседей огузов, населяющих пространство между Аралом и Хазарским морем, характеризует их как народ, ни с кем не сближающийся, живущий на своих благодатных землях под подчинением булгар и имеющий до 2 ООО воинов. И Аль-Бируни называет

область расселения башкир «башкирскими горами» (Жидал-и башхырт) и так же, как и Ибн Фадлан, утверждает, что это племя живет в соседстве с яицкими печенегами восточнее идельских булгар и сувар. Название этих гор «Урал» впервые упоминается в XIII веке в истории Абул-гази-хана, опписывающего границы владений потомков Чингизида Шибана, а так­ же в ногайских дастанах. И Гардизи описывает их как племя, подчиняющееся хазарам, населяющее горную местность (то есть горы Южного Урала) между хазарами и кимаками, имеющее до 2 ООО конных воинов и дружественных с киргизами (с енисейскими киргизами). Эти сведения, видимо, были извлечены из древних иранских преданий, относящихся к тому времени, когда киргизы жили еще не в бассейне Енисея, а западнее, на Алтайских Борах и в Западной Сибири, в областях, непосредственно примыкающих к Уральским горам. Подчиненные хазарам башкиры, имевшие 2 ООО воинов, и упоминаемые Истахри башкиры, подчинявшиеся булгарам и имевшие такое же количество воинов, видимо, составляли ту часть этого народа, которая жила близко к бассейну Идели, то есть между Уральскими горами и Иделью. Отсюда ясно, что сведения о башкирах исламского периода, содержащиеся у мусульманских авторов, смешались со сведениями из преданий, относящимися к доисламскому периоду истории башкир, и нет какой-либо возможности отделять их друг от друга".

Безусловно, все труды основоположников башкироведения мы должны воспринимать как труды по ориенталистике и критически осмыслить все их содержание опираясь на подлинные документальные источники.

Как видим, мы вплотную столкнулись с проблемой этногенеза башкир как народа, ибо существующие авторитетные источники не могут нам дать ясного ответа на этот вопрос, то поступим так:

1. Все первоисточники, найденные в Историческом Башкортостане и выполненные после VIIвека до нашей эры, будем называть - "башкирские".

2. Все первоисточники, относящиеся по времени их выполнения до VIIвека до нашей эры, будем называть - "ишдекские".

Кроме того, нам придется также ввести в научный оборот и многие новые определения для существующих в настоящее время «немых археологических культур», которые носят названия по месту раскопа, а не по этническому признаку.

Надеюсь, что данная книга будет увлекательной и познавательной не только для нашего подрастающего поколения….

 

Культура Шульганташа. Поздний палеолит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: