Каковы главные проблемы философии, с точки зрения М. Хайдеггера?

Что такое человек, что с ним в основании его существа совершается такое? Не есть ли то, что мы знаем о человеке, — животное, основатель цивилизации, хранитель культуры, даже личность, - не есть ли все это в нем только тень чего-то совсем другого, того, что мы имену­ем присутствием (Dasein)? Философия, метафизика есть ностальгия, стремление быть повсюду дома, потребность - не слепая и растерянная, но пробуждающаяся в нас и побуждающая именно к таким вопросам в их единстве: что такое мир, конечность, уединение?; Каждый подобный вопрос нацелен на целое. С точки зрения Хайдеггера, вопрос о том, что такое фи­лософия, приводит нас к новому вопросу - кто такой человек, который фи­лософствует, что он умеет, что должен знать?

В чем заключаются особенности философского мышления и понятий философии?

Метафизические понятия совсем не то, что можно было бы выучить, повторять за учителем или человеком, именующим себя философом, и применять на практике. Метафизика есть вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос.

Соответственно основные понятия тут — не обобщения, не формулы всеобщих свойств некоторой предметной области (животное, язык), но понятия особенного рода. Они схватывают каждый раз целое, они предельные смыслы, вбирающие понятия. Но они - охватывающие понятия еще и во втором, равно существенном и связанном с первым смысле: они всегда захватывают заодно и понимающего человека и его бытие — не задним числом, а так, что первого нет без второго, и наоборот. Нет никакого схватывания целого без захваченности философствующей экзистенции. Метафизическая мысль есть мышление охватывающими понятиями в этом двояком значении: мысль, нацеленная на целое и захватывающая экзистенцию.

5. Почему философия является фундаментальным событием в жизни человека?

Философия требует от человека показать свои волевые качества, актуализирует мышление, подталкивает человека к развитию, т.к. старые ответы не могут ориентировать человека в изменяющемся мире.

Философия - мы как-то вскользь, пожалуй, знаем - вовсе не заурядное занятие, в котором мы по настроению коротаем время, не просто собрание познаний, кото­рые в любой момент можно добыть из книг; но - мы лишь смутно это чувствуем - нечто нацеленное на целое и предельнейшее, в чем человек выговаривается до последней ясности и ведет последний спор. Ибо зачем нам было иначе сюда приходить? Или мы попали сюда не поду­мав, потому что другие тоже идут или потому что как раз между пятью и шестью у нас свободный час, когда нет смысла идти домой? Зачем мы здесь? Знаем ли мы, с чем связались? Философия - последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно. Но что такое человек, что он философствует в недрах своего существа, и что такое это философство­вание? Что мы такое при нем? Куда мы стремимся? Не случайно ли мы забрели однажды во вселенную?

В. Виндельбанд // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 9-12.

В чем В. Виндельбанд видит неопределенность понятия «философия»?

На сегодняшний день нет единого, четкого определения понятия «философия». История философии и сами философы дают разнообразные и бесконечно далеко отстоящие друг от друга мнения и ответы о том, что является философией, коков ее предмет и чем она занимается. Неопределенность понятия «философия» заключается в том, что философия как наука направлена на то, что можно изучать, на весь представленный мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: