И. Валлерстайн // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 543-546

1. Как функционирует современная капиталистическая мир-экономи­ка?

Миро-системамодернити представляет собой капиталистическое миро-хозяйство, и это означает, что ею управляет стремление к безграничному накоплению капитала, которое иногда называ­ют законом стоимости.

Эта миро-система сформировалась на протяжении XVI века, и пер­воначально сложившееся в ней разделение труда вовлекло в ее состав большую часть Европы (за исключением Российской и Оттоманской империй), а также отдельные части [обеих] Америк.

Эта миро-система территориально расширялась многие столетия, Последовательно инкорпорируя в принятую в ней систему разделения ''РУда все новые регионы.

Капиталистическая миро-система представляет собой [совокупность] миро-хозяйства, определяемого отношениями центра и периферии, и политической структуры, состоящей из входящих в международную систему суверенных государств.

Фундаментальные противоречия капиталистической системы прояв­ляются на уровне глубинных процессов в череде циклических колебаний, служащих разрешению этих противоречий.

Двумя наиболее важными циклическими колебаниями выступают 50-60-летние циклы Кондратьева, на протяжении которых основные источники прибыли перемещались из производственной сферу в финан­совую и обратно, и 100—150-летние циклы гегемонии, определявшиеся подъемом и упадком сменявших друг друга «гарантов» мирового порядка, с присущими каждому из них особыми моделями доминирования.

Эти циклические колебания приводили к постоянным, пусть медлен­ным, но значительным, географическим сдвигам центров концентрации капиталов и власти, которые, однако, не отрицали существовавших внутри системы фундаментальных отношений неравенства.

Эти циклы никогда не были строго симметричными, и каждый новый из них приносил незначительные, но важные структурные изменения в направлениях, определяющих исторические тенденции развития системы.

Миро-система модернити, подобно любой системе, не может разви­ваться вечно и придет к своему концу, когда исторические тенденции приведут ее в точку, где колебания системы станут настолько масштаб­ными и хаотичными, что окажутся несовместимыми с обеспечением жизнеспособности ее институтов. В случае достижения этой точки случится бифуркация, и как результат эпохи перехода (хаотического) система будет заменена одной или несколькими другими системами.

Каковы перспективы будущего развития человечества?

Мы живем во вселенной неопределенности, единственным величайшим достоинством которой является постоянство этой неоп­ределенности, так как именно благодаря неопределенности существует творчество -творчество во вселенском масштабе, включающее в себя, конечно, и человеческое творчество. Мы живем в несовершенном мире, он всегда будет несовершенен, и поэтому в нем всегда будет не­справедливость. Но перед этой реальностью мы вовсе не беспомощны. И можем сделать мир менее несправедливым; мы можем сделать его более прекрасным; мы можем углубить наше познание его. Нам нужно всего лишь строить его, а для того чтобы его строить, нам нужно всего лишь разговаривать друг с другом и стремиться получить друг от друга то особое знание, которое каждый сумел приобрести. Мы можем трудиться виноградниках и получать плоды, если только постараемся.

ТЕМА 8. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Природа как предмет философского и научного познания

(Вопрос № 27 канд. экз.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: