II. Повторение изученного в 5–9 классах

1. Работа с таблицей, упр. 227. Озаглавьте таблицу. Запишите в каждую графу названия понятий науки о языке, используя материал для справок.

2. Выполнение теста.

Тест

1) В каком слове 6 звуков?

а) площадь;

б) расчет;

в) солнца.

2) В каком слове безударный звук [а]?

а) Весы;

б) дозор.

3) Одинаково ли звучат слова-омографы в предложении?

А дорога к вам дорога. (А. Чехов)

а) Да;

б) нет.

4) Определите ряд слов с неправильным ударением.

а) баловать, занята, щавель, статуя;

б) каталог, начал, ждала.

5) Выберите правильный вариант транскрипции слова печет (солнце)

а) [п’ич’йот];

б) [п’ич’эт];

в) [п’ич’от].

6) Укажите слово, не имеющее окончания.

а) Пламя;

б) высоко;

в) громкий.

7) В каком слове нулевое окончание?

а) Озноб;

б) над;

в) наугад.

8) Какие слова являются однокоренными?

а) Запах, пахарь, пахать, пахнуть, пахучий;

б) краса, красивый, краска, украшение, красильня.

9) В каком слове есть приставка?

а) Доблесть;

б) довезти;

в) высота;

г) выстрел.

10) Какое слово соответствует схеме?

а) Ленивица;

б) львица.

11) Выберите слово, в котором лексическое значение – состояние.

а) Бесконечность;

б) усталость;

в) словесность.

12) Укажите слово, имеющее прямое значение.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льет печально свет она.

А. Пушкин

а) Луна;

б) льет.

13) Какое слово имеет омоним?

а) Стекло;

б) стена.

14) Отметьте синонимы, которые принадлежат разным стилям речи.

а) Блестеть, сиять, светить;

б) печаль, кручина;

в) давно, когда-то, некогда.

15) В каком случае слова ни пуха ни пера употреблены в прямом значении, а где они являются фразеологизмами?

Ни пуха ни пера

Рано утром

Мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила:

– Не дерись,

Не дразнись,

Не петушись.

Поспеши –

Уже пора.

Ну, ни пуха

Ни пера!

Через час

Еле живой

Петушок

Идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

В. Орлов

16) Чем являются подчеркнутые слова?

Преступить закон – приступить к делу?

а) Антонимами;

б) синонимами;

в) омонимами.

17) Сколько в предложении устаревших слов?

В семидесятых годах XIX века в Москве не было ни конок, ни трамваев, ни пролеток – ездили на линейках и в кабриолетах.

а) Три;

б) четыре.

18) Укажите имена существительные 3-го склонения.

а) Память, часть, соль;

б) с матерью, от любви, без боли.

19) Какую форму имеют собирательные имена существительные?

а) Форму только единственного числа;

б) форму только множественного числа.

20) Укажите разносклоняемые существительные.

а) Под зданием;

б) со временем;

в) над пламенем.

21) Определите способ образования существительных:

1) Бездорожье.

а) Приставочный;

б) приставочно-суффиксальный.

2) Десятиклассник.

а) Сложение слов;

б) сложение основ и суффиксация.

22) Суффикс -чик- пишется после согласных:

а) Д, т, з, с, н;

б) д, т, з, с, ж.

23) Нужно ли писать ь в глагольных формах?

а) И сырые дрова загораются.

б) Кто жить не умел, тому и помирать не выучиться.

24) В каком глаголе пишется буква и?

а) Кле..л авиамодель;

б) та..л снег.

25) Как изменяются глаголы в условном наклонении?

а) По лицам и числам;

б) по родам и числам.

26) Какие прилагательные мужского рода имеют окончание -ий?

а) Медвежий;

б) легкий;

в) великий.

27) Какие имена прилагательные пишутся через дефис?

а) (Молочно) белый цвет;

б) (молочно) овощная диета;

в) (молочно) консервный завод.

28) Найдите подлежащее в предложении.

А через площадь, против них,

Искусными руками

Умельцев – русских крепостных –

Приподнялись два льва резных

С зеркальными зрачками.

Н. Кончаловская

а) Подлежащее – имя числительное два в именительном падеже.

б) Подлежащее – неделимое словосочетание два льва.

29) Найдите правильный вариант падежной формы.

а) К полуторастам;

б) к полутораста.

30) Укажите слово, называющее признак действия.

а) чтение вслух;

б) читать вслух.

31) Как пишутся данные наречия?

(Едва) (едва), (крепко) (накрепко), (точь) (в) (точь).

а) Слитно;

б) раздельно;

в) через дефис.

32) В какой цепочке слов местоимения пишутся через дефис?

а) (Кое) (у) каких, (кое) (над) чем, (кое) (при) ком;

б) кое (какой), что (либо), кто (нибудь), чей (то).

33) Что такое причастный оборот?

а) Причастие с определяемым словом;

б) причастие с зависимыми от него словами.

34) Какими суффиксами обладают деепричастия?

а) -енн-, -нн-, -т-;

б) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;

в) -а-, -я-, -вши-, -ши-, -в-.

35) Укажите слитно пишущиеся с не деепричастия.

а) (не) вернувшись;

б) (не) играя;

в) (не) годуя.

36) Каким членом предложения является предлог?

а) Обстоятельством;

б) дополнением;

в) не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.

37) Укажите непроизводные предлоги.

а) в, на, над, от, под, с;

б) благодаря, в течение, несмотря на, согласно.

38) К какому разряду относятся сочинительные союзы?

а) А, но, зато, однако;

б) и, да, тоже, также;

в) или, либо, то … то.

1) Соединительные;

2) разделительные;

3) противительные.

39) Какие дополнительные оттенки вносят частицы?

а) Неужели опоздал? Разве ты не знал? Ты ли это сделал?

б) Вот мой дом. Вон там гора.

в) Что за аромат? Куда уж тебе!

1) Оттенок указательности;

2) вопросительные;

3) восклицательные: оттенок эмоциональности.

40) Определите вид синтаксической связи слов в словосочетаниях.

а) Наполняла душу.

б) Ярко розовели.

в) Горная пропасть.

г) Изображенные на стенах.

д) Строгие глаза.

е) Говорить серьезно.

1) Согласование;

2) управление;

3) примыкание.

41) Установите тип определения.

Человек в халате (1) выхватил из-за пояса громадный (2) серебряный (3) пистолет с широким стволом (4) и оглушительно ахнул из него в зрительный (5) зал. (Г. Кочетков.)

а) Согласованное определение;

б) несогласованное определение.

42) Определите тип односоставного предложения.

1) Мне нравится этот фильм.

2) Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда. (В. Солоухин.)

3) Не окинешь поле Куликово глазом. (М. Рапов.)

4) Ночь. Вахта. (Ю. Клименченко.)

5) В монастырях отзвонили к утрене. (С. Бородин.)

а) Определенно-личное предложение;

б) неопределенно-личное предложение;

в) обобщенно-личное предложение;

г) безличное предложение;

д) назывное предложение.

43) Найдите в предложениях с обособленными членами предложение с обособленным приложением.

а) На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышиным мехом. (А. Погорельский.)

б) Среди них выделялся Володя Коробов – староста класса. (Ю. Клименченко.)

44) Определите главное средство связи частей сложного предложения.

Когда я называю по привычке

Моих друзей заветных имена,

Всегда на этой странной перекличке

Мне отвечает только тишина.

А. Ахматова

а) Подчинительный союз;

б) интонация;

в) сочинительный союз.

45) Следует ли разделять запятой части сложноподчиненного предложения, связанные неповторяющимся союзом и?

Здесь Пушкина изгнанье началось

И Лермонтова кончилось изгнанье.

А. Ахматова

а) Да;

б) нет, так как имеется общий второстепенный член.

46) Поставьте недостающий знак в сложноподчиненном предложении.

Едва его кудрявая голова поднялась над палубой француз выстрелил. (А. Н. Толстой.)

а) Запятая;

б) тире;

в) запятая и тире.

47) Сколько запятых следует поставить в сложноподчиненном предложении с однородными придаточными?

Девочка знала, что между отцом и матерью была ссора и что мать не могла быть весела и что отец должен знать это и что он притворяется спрашивая об этом так легко. (Л. Толстой)

а) Пять запятых;

б) четыре запятые.

48) Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Ф. Тютчев

а) Тире;

б) запятая;

в) точка с запятой.

49) Какое предложение соответствует схеме?

«П, – а, – п».

а) Подите в спальню сказал он и оставайтесь там, пока совершенно не будете знать урок. (А. Погорельский.)

б) Стой крикнул Пушкин. (Ю. Нагибин.)

3. Работа в группах.

Составить план ответа по материалу § 41–47 и выполнить упражнение (по выбору учащихся), прокомментировать задание.

III. Итог урока.

Домашнее задание. Готовиться к экзамену.

Учитель рекомендует учебные пособия, по которым можно готовиться к экзамену по русскому языку.

ответы к тесту

1) – а. 23) – б.
2) – б. 24) – а.
3) – б. 25) – б.
4) – б. 26) – б, в.
5) – в. 27) – а, б.
6) – б. 28) – б.
7) – а. 29) – б.
8) – б. 30) – б.
9) – б. 31) – в.
10) – а. 32) – б.
11) – б. 33) – б.
12) – а. 34) – в.
13) – а. 35) – в.
14) – б. 36) – в.
15) Пожелание «ни пуха ни пера» – фразеологизм, употребляющийся в пожелании успеха. «Нет ни пуха, ни пера» употреблено в прямом значении (нет ничего). 37) – а.
38) – а3; б1; в2.  
39) – а2; б1; в3.  
40) – а2; б3; в1; г2; д1; е3.  
41) – 1б; 2а; 3а; 4б; 5а.  
42) – 1г; 2а; 3в; 4д; 5б.  
16) – в. 43) – б.  
17) – б. 44) – а.  
18) – а, б. 45) – б.
19) – а. 46) – в.
20) – б, в. 47) – а.
21) – 1б, 2б. 48) – а.
22) – б. 49) – а.

 

 

Косвенная речь

Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс

9 класс
Тема занятия: Понятие о косвенной речи. Замена прямой речи косвенной.
Цель: через восприятие знаний о косвенной речи, о способах замены прямой речи косвенной учащиеся научатся употреблять их в речи.
Задачи:
-учащиеся познакомятся со способом передачи чужой мысли – косвенной речью; заменят прямую речь косвенной;
-закрепят навыки самостоятельной работы над темой; будут рассуждать,
анализировать.
-поймут значимость самоанализа, самоконтроля при выполнении
групповых и индивидуальных заданий; примут активное участие
в обсуждении общих заданий; задумаются о внимательном отношении
к слову.
Ход занятия:
1. Побуждение.
1/ Сравнительная характеристика предложений:
- «Рагим! Расскажи сказку...» - прошу я старика.
- Я попросил Рагима, чтобы он рассказал сказку.
2/ Диаграмма Венна:

Прямая речь Чужая речь Косвенная речь
- чужая речь, которая
передается без изменения -чужая речь, которая передается в измененной форме


3/ Таблица предположений:

Косвенная речь -
Случаи замены прямой речи косвенной-

2. Реализация значения
1/ Сопоставление с правильным ответом:
Жигсо – 2: учащиеся группы читают свою часть правила, понимают ее,
затем расходятся в экспертные группы и там объясняют эту часть задания, учащиеся с другой группы соответственно объясняют свою часть правила, таким образом, класс усваивает весь теоретический материал:
- Косвенная речь - 1 группа
- Случаи замены прямой речи косвенной – 2 группа

2/ Распределительный диктант:

1. «Хочешь, я расскажу тебе песню?»- соглашается Рагим.
2. Народная мудрость гласит, что рожденный ползать – летать не может!
3.Уж подумал, что в небе, должно быть, и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет.
4. «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет...» - подумал уж.
5.Змея подумала, как ей там ползать.
6. И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз подняться!..»
7. Он предложил свободной птице, чтобы она подвинулась на край ущелья и бросилась вниз.
8. «Я знаю счастье!..Я видел небо.» - ответил Сокол.
9. Дрожало небо от грозной песни: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»
1 2 3 4 5 6 7 8 9
п к к п к п к п п

3/ За малым круглым столом учащиеся заменяют прямую речь в косвенную.

1. «Хочешь, я расскажу тебе песню?»- соглашается Рагим.
Рагим соглашается, чтобы рассказать мне песню.
4. «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет...» - подумал уж.
Уж подумал, что летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет.
6. И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз подняться!..»
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы, что в небо б ему хоть раз подняться.
8. «Я знаю счастье!..Я видел небо!» - ответил Сокол.
Ответил Сокол, что он видел счастье, что он видел небо.
9. Дрожало небо от грозной песни: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»
Дрожало небо от грозной песни, что безумство храбрых – это мудрость жизни.

3. Рефлексия
1. Литературный кружок – групповое расследование
- текст Максим Горький «Песня о Соколе»
- распределение ролей:
Пересказчик – его задача подготовить пересказ содержания сказки со своей точки зрения или в собственном видении. Он рассказывает, заменяя прямую речь косвенной.

Исследователь – его задача изучить всесторонне и представить характер главного героя. /Ассоциативный кластер. Диаграмма Венна.
Характеризующая карта /

Составитель вопросов – готовит вопросы по основным событиям.
/Вопросы низкого и высокого уровня /

Искатель цитаций – найти афоризмы и поговорки, раскрывающие тематику песни

Художник – его задача дать словесное описание героя / нарисовать рисунок /
Современник- его задача связать основные идеи или события с сегодняшней жизнью.

 

Оценка
Шесть
основных
уровней


Таксонимии
Блума

Цель

 

Стратегии

 

критерий

дескриптор балл Об
щий балл
Знания Мозговая атака Запоминание,заучивание
распознавание,
воспроизведение Активно вовлечен в диалог 3
Участвует в диалоге 2
Не участвует 1
Понимание Жигсо-1 Интерпретация.
Перевод с одного средства на другой.
Передача своими словами. Задание выполнено полностью 3
Задание выполнено не полностью 2
Задание не выполнено 1
Применение Распределительный диктант.
Применение на практике.
Использование информации для достижения результата. Применяет полностью 3
Применяет не полностью 2
Не применяет 1
Анализ Литературный кружок Разделение на составные с целью демонстраций способа образования; обнаружение структуры коммуникации; определение мотивов Анализирует, делает выводы 3
Участвует в диалоге 2
Не участвует в работе 1
Синтез Диаграмма Венна. Выведение единого, подлинного результата: слова или объекта Выходит из ситуации 3 Затрудняется 2
Не находит выхода 1
Оценка
Эссе Принятие решений; устранение проворечий и полярности мнений Мыслит креативно 3
Логическое мышление 2
Типичное мышление 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: