Обязательным структурным элементом урока производственного обучения является заключительный инструктаж. Он обычно проводится в конце урока. Основная дидактическая цель заключительного инструктажа – на основе анализа успехов и недостатков урока показать учащимся, чему она научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.
Проводя заключительный инструктаж, следует исходить из следующих посылок: заключительный инструктаж – это составная часть урока, его содержание, организация и методика проведения должны вносить свой вклад в решение учебно – воспитательных задач производственного обучения; заключительный инструктаж – это коллективная форма работа мастера с учащимися, чем активнее мастер вовлекает учащихся в его проведение, тем эффективнее он проходит.
На заключительный инструктаж обычно вносятся следующие основные вопросы:
- сообщение о выполнении цели урока группой в целом;
- проведение итогов и анализ выполнения учебно – производственных заданий группой и ученическими бригадами; сообщение оценок;
- разбор типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения;
- анализ выполнения учащимися правил безопасности, организации труда и рабочих мест, использования рабочего времени;
- сообщение темы следующего урока, выдача домашнего задания;
Для повышения эффективности проведения заключительного инструктажа следует соблюдать следующие правила – рекомендации:
- на первый план всегда ставить подведение итогов выполнения учебных задач урока, т.е. чему научились учащиеся;
- стараться придавать заключительному инструктажу обучающий характер, т.е. строить его так, чтобы учащиеся получали на нем что – то новое, закрепляли и расширяли свои познания и опыт;
- вовлекать всех учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока; широко вовлекать их к самостоятельному анализу выполненных учебно – производственных работ;
- умело использовать анализ лучших учебно – производственных работ учащихся в целях мобилизации группы на лучшее учебно – производственные успехи; широко практиковать сравнение работ, выполненных учащимися, с образцами – эталонами;
- анализ итогов урока производить всесторонне и объективно, выставляемые оценки аргументировать; не упрекать учащихся за допущенные ошибки и недостатки, если их причиной является неопытность.
Учет и оценка знаний учащихся, критерии оценок
Учет знаний, контроль, оценка
Учет производственного обучения включает следующие составные компоненты:
- собственно учет, т.е. анализ фиксация хода и результатов процессов производственного обучения: сравнение и сопостановление с исходными данными, величинами, показателями, установками; заключение о соответствии фактического состояния процесса обучения этим исходным данным; определение (подсчет, замер) количественных показателей, характеризующих ход и результаты процесса обучения;
-контроль, т.е. процесс определения соответствия знаний и умений учащихся, результатов их учебно – производственной деятельности установленным требованиям, правилам, нормам, нормативам, критериям и т.д.;
- оценка – суждение о качестве знаний и умений учащихся, о результатах их учебно – производственной деятельности.