Нормативная и учебная литература
1. Г.Е. Рутзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 11 класс (базовый уровень). - М.: Просвещение, 2011 г
2. Габриелян О.С. Химия. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 368 с.: ил.
3. Химия: Учебник для СПО / Ю. М. Ерохин. - 8-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2014. - 384 с.: ил. - (Среднее профессиональное образование).
Лабораторная работа № 1
«Ознакомление со свойствами дисперсных систем»
Цель и задачи лабораторной работы
1.1 Цель работы:
-приобретать и совершенствовать навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами;
- учиться работать самостоятельно, организованно, аккуратно;
-учиться наблюдать, описывать и анализировать физико-химические параметры процесса растворения.
1.2 Задачи работы:
- ознакомить студентов с техникой безопасности при подготовке и проведении лабораторных работ;
-ознакомить студентов с оформлением лабораторных работ;
-обобщить знания по теме «Дисперсные системы».
|
|
Содержание лабораторной работы
2.1 Теоретическая часть:
- проведение инструктажа и оформление журнала по технике безопасности;
-освоение понятий «растворимое вещество» и «растворитель»;
- освоение сущности процесса «растворение» (30 минут).
2.2 Практическая часть:
- освоение методики определения суспензии, эмульсии, истинного раствора (30 минут);
-заполнение бланка-отчета и защита лабораторной работы (20 мин.).
Оборудование и реактивы
- штатив с пробирками;
- мерный цилиндр;
- мерная ложка для сыпучих веществ;
- химический стакан;
- электролизер для определения электрической проводимости растворов;
- реактивы: растительное масло, зубной порошок, крахмал, сахароза, поваренная соль, разбавленный этиловый спирт, стакан с водой, раствор хлорида бария и сульфата натрия.
Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы
Опыт № 1
Приготовление эмульсий
В пробирку налить 1 мл растительного масла и добавить 3мл воды, перемешать. Записать наблюдение.
Опыт № 2
Приготовление суспензий
В пробирку № 1 насыпать 2 мерные ложки зубного порошка и добавить 3 мл воды, перемешать.
В пробирку № 2 насыпать 2 мерные ложки крахмала и добавить 3 мл воды, перемешать.
В пробирку № 3 налить 1 мл раствора хлористого бария и добавить 1 мл раствора сульфата натрия. Записать наблюдения и уравнения
Опыт № 3
Проверка веществ на электропроводность
В разбавленный раствор этилового спирта погрузить электроды электролизера и подключить к источнику электрического тока, записать наблюдения.
Последовательно погружаем электроды в кристаллы, а затем раствор поваренной соли. Проверяем электропроводность
|
|
Последовательно погружаем электроды в кристаллы и раствор сахарозы. Проверяем на электропроводность. Записать наблюдения и сделать выводы.
Вопросы для самоконтроля.
- Дайте определение растворам.
- Что такое дисперсная фаза и дисперсионная среда?
- Чем отличается суспензия от эмульсии?
- Для получения лаков приготавливают дисперсную систему из красителя и ацетона. Что является при этом дисперсной фазой и что дисперсионной средой?
- Что такое электрический ток?
- Приведите примеры истинного раствора
БЛАНК ОТЧЕТА ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1
«Ознакомление со свойствами дисперсных систем»
Таблица 1.1
Название опыта | Ход работы | Наблюдения | Уравнения реакций | Выводы |
Бланк отчета о лабораторной работе № 1
«Ознакомление со свойствами дисперсных систем»
Ф.И.О. студента_____________________________
Группа______________________________
Дата________________________________
Преподаватель _____________________________
Работу выполнил студент | Работу принял преподаватель |
«___» ____________20__г. | «___» ____________20__г. |
_______________________ | _______________________ |
номер по журналу, подпись | подпись |