Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
Общение выполняет разнообразные функции:
· личностно формирующую. Общение является необходимым условием для формирования личности человека ("с кем поведешься - от того и наберешься");
· коммуникативную (передача информации);
· инструментальную. Общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т.п;
· экспрессивную. Данная функция позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения;
· психотерапевтическую. Общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека.интегративную. Общение выступает как средство объединения людей;
|
|
· социализирующую. Через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества;
· самовыражения. Общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности.
В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения подразумевает передачу информации. При этом происходит активный обмен информацией, в процессе которого партнеры по общению могут активно влиять друг на друга. Причем, передача информации может осуществляться как при помощи вербальных средств(при помощи слов), так и невербальных(при помощи жестов, мимики, интонации, внешнего вида человека и т.д. Первоначальную роль в передаче информации играет мимика (движения мышц лица). Исследования показали, что при неподвижном лице говорящего теряется до 10-15% информации.
Интерактивная сторона общения – это взаимодействие людей при организации совместной деятельности. При этом большую роль играет психологическое воздействие, которое оказывают люди друг на друга в процессе общения.
Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия другого человека: его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков. При этом в большей степени речь идет не о восприятии, а о познании другого человека.