Вопрос 45. Общение: понятие, функции, структура

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Общение выполняет разнообразные функции:

· личностно формирующую. Общение является необходимым условием для формирования личности человека ("с кем поведешься - от того и наберешься");

· коммуникативную (передача информации);

· инструментальную. Общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т.п;

· экспрессивную. Данная функция позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения;

· психотерапевтическую. Общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека.интегративную. Общение выступает как средство объединения людей;

· социализирующую. Через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества;

· самовыражения. Общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности.

В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения подразумевает передачу информации. При этом происходит активный обмен информацией, в процессе которого партнеры по общению могут активно влиять друг на друга. Причем, передача информации может осуществляться как при помощи вербальных средств(при помощи слов), так и невербальных(при помощи жестов, мимики, интонации, внешнего вида человека и т.д. Первоначальную роль в передаче информации играет мимика (движения мышц лица). Исследования показали, что при неподвижном лице говорящего теряется до 10-15% информации.

Интерактивная сторона общения – это взаимодействие людей при организации совместной деятельности. При этом большую роль играет психологическое воздействие, которое оказывают люди друг на друга в процессе общения.

Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия другого человека: его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков. При этом в большей степени речь идет не о восприятии, а о познании другого человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: