Для того, чтобы органы исполнительной власти могли успешно выполнять свои задачи и функции, каждый орган управления и их система в целом должны быть определённым образом организованы. Вместе с тем аппарат создаётся, чтобы действовать и выполнять определённые задачи и функции. Методы его деятельности и составляют методы управления.
В теории административного права исходя из особенностей юридической практики выделяют следующие методы управления:
а) наблюдение – пассивный метод деятельности органов управления. Он способствует выявлению положения дел на объекте и даёт возможность правильно его оценивать;
б) контроль – «слежение» за положением дел с целью корректирующего воздействия на объект управления. Здесь пассивное наблюдение сменяется активными действиями;
в) разработка мер – активный метод управления для непосредственного управления хозяйственным, административно-политическим и социально-культурным строительством. Эти методы связаны друг с другом и применяются в зависимости от достижения поставленных целей управленческой деятельности;
|
|
г) методы прямого и косвенного воздействия:
- административные – способы и приёмы воздействия на деятельность предприятий, учреждений, организаций, граждан и должностных лиц со стороны органов государственного управления путём прямого установления их обязанностей, путём приказа;
- экономические – способы и приёмы воздействия на лиц, но через косвенное воздействие, заинтересованность управляемых (создание благоприятных условий для работы, премирование, определение минимального, среднего и максимального должностного оклада и т. д.);
д) убеждение и принуждение – ( как два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей):
1. убеждение – является основным способом воздействия на сознание управляемых, а через него – на их поведение с целью добровольного исполнения и соблюдения установленных норм. Реализуется через проведение воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия.
Способы убеждения разнообразны. Среди них:
- обучение;
- пропаганда;
- агитация;
- разъяснение;
- обмен опытом;
- критика;
- воспитание;
- рекомендации;
- показ;
- личный пример;
- демонстрация чего – либо;
- осуждение антисоциального поведения и др.
Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Воспитывают примеры из личной жизни руководителей, яркие художественные образы.
Большое значение имеет система информирования о достижениях успешной государственной, муниципальной и частной деятельности. Выставки, конкурсы, смотры, лозунги, призывы, программы, публичные слушания, диспуты и многое другое тоже находятся в арсенале средств убеждения.
|
|
Воспитательное воздействие на многих оказывает, убеждает их в необходимости законопослушания и справедливое, своевременное и гласное применение к виновным принудительных мер, хорошая организация борьбы с неправомерными деяниями.
Элементами убеждения как метода государственного воздействия являются:
- овладение вниманием;
- внушение;
- воздействие на сознание;
- оперирование эмоциями;
- формирование интереса.
Необходимо помнить о том, что убеждение относится к прямым (административным) методам государственного управления.
2. принуждение – вспомогательный, не основной метод воздействия, используемый в силу нерезультативности убеждения. Рассмотрение сущности, основания и видов принуждения предполагается отдельно, в п.9.6.
Многие авторы убедительно обосновывают мнение, что в их ряду важным и самостоятельным должен быть назван и признан и метод поощрения, который подлежит рассмотрению вслед за административным принуждением.