Понятие, виды и правовые основания чрезвычайных административно-правовых режимов

 

Чрезвычайные режимы - это специальные правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной деятельности и функционирования органов власти на территории, где возникла чрезвычайная ситуация. Главным в их содержании является то, что они существенно изменяют правовой статус субъектов этой территории, в некоторых случаях - систему органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, устанавливают меры, которые применяются для урегулирования ситуации.

Законодательство Украины предусматривает три основные разновидности чрезвычайных режимов: 1) чрезвычайное положение, 2) чрезвычайная экологическая ситуация; 3) военное положение.

Чрезвычайное положение - это особый правовой режим, который может временно вводиться в Украине или в отдельных ее местностях при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера не ниже общегосударственного уровня, обусловившие могут обусловить человеческие и материальные потери, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия и предусматривает предоставление соответствующим органам власти, военному командованию и органам местного самоуправления в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения безопасности и здоровья граждан, нормального функционирования национальной экономики, органов государственной власти и органов местного самоуправления, защиты конституционного строя, а также допускает временное, обусловленное угрозой, ограничение в осуществлении конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

Целью введения чрезвычайного положения является устранение угрозы и скорейшая ликвидация особо тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, нормализация обстановки, восстановление правопорядка за попыток захвата государственной власти или изменения конституционного строя путем насилия, для восстановления конституционных прав и свобод граждан, А также прав и законных интересов юридических лиц, создание условий для нормального функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, других институтов гражданского общества.

Чрезвычайное положение вводят только при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой другими способами невозможно.

В Законе Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» выделено два вида такого состояния: 1) возникновения особо тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (стихийного бедствия, катастроф, особо крупных пожаров, применения средств поражения, пандемий, панзоотий т.п.), создающих угрозу жизни и здоровью многих слоев населения; 2) вызван противоправными действиями людей: осуществление массовых террористических актов, сопровождающихся гибелью людей или разрушением особо важных объектов жизнеобеспечения; возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, блокирования или захвата отдельных особо важных объектов или местностей, что угрожает безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления; возникновения массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над гражданами, ограничивающие их права и свободы; попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия; массовый переход государственной границы с территорий сопредельных государств; необходимость восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти.

Первый вид режима чрезвычайного положения вводится в Украине или в отдельных ее местностях Указом Президента Украины по предложению Кабинета Министров Украины с утверждением Верховной Радой Украины.

Второй вид режима чрезвычайного положения вводится Указом Президента Украины по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины с утверждением Верховной Радой Украины после предварительного обращения Президента Украины через средства массовой информации или иным способом к группам лиц, организаций, установ, которые являются инициаторами или участниками действий, которые могут быть поводом для введения чрезвычайного положения, кроме случаев, когда для спасения населения или недопущения гибели людей нужны безотлагательные меры.

Введение чрезвычайного положения на территории АРК или в отдельных ее местностях может инициировать Верховная Рада АРК.

В Указе Президента Украины о ведении чрезвычайного положения отмечают: 1) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения; 2) границы территории, на которой вводят чрезвычайное положение; 3) время, с которого вводят чрезвычайное положение, и срок, на который его вводят; 4) перечень и рамки конституционных прав и свобод человека и гражданина, временно ограничиваются в связи с введением такого состояния, а также перечень временных ограничений прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений; 5) органы государственной власти, органы военного управления и органы местного самоуправления, которым поручают осуществление мероприятий чрезвычайного положения, и границы их дополнительных полномочий; 6) иные вопросы, вытекающие из вышеуказанного Закона Указ Президента Украины о введении чрезвычайного положения, утвержденный Верховной Радой Украины, немедленно объявляют через средства массовой информации или другим способом.

Чрезвычайное положение в Украине может быть введено на срок не более ЗО суток и не более 60 суток в отдельных ее местностях. В случае необходимости чрезвычайное положение может быть продлен Президентом Украины, но не более чем на ЗО суток. Такой Указ Президента Украины вступает в силу после его утверждения Верховной Радой Украины.

Чрезвычайное положение в Украине или в отдельных ее местностях может быть отменен Указом Президента Украины ранее срока, на который его вводили, в случае устранения обстоятельств, обусловивших его введения.

В условиях чрезвычайного положения Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, министерства, другие центральные и местные органы исполнительной власти, Верховная Рада АРК, Совет министров, органы местного самоуправления, а также военное командование и его представители, предприятия, учреждения и организации соответственно осуществляют полномочия, предоставленные им Конституцией и законами Украины, обеспечивают выполнение мероприятий, внедренных в связи с введением чрезвычайного положения. В период чрезвычайного положения не могут быть соответственно прекращены или ограничены полномочия Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Верховного Совета АРК, Совета министров АРК, министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также судов, органов прокуратуры Украины, органов дознания и следствия.

Координацию деятельности органов исполнительной власти, Совета министров АРК, военного командования, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций осуществляет Совет национальной безопасности и обороны Украины, а в части полномочий, ей не принадлежат, - Кабинет Министров Украины. На местах могут создавать оперативные штабы из представителей Службы безопасности Украины, МВД Украины, Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления во главе с комендантами территорий.

Указом Президента Украины о введении чрезвычайного положения в интересах национальной безопасности и общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей на период чрезвычайного положения могут вводить такие меры: 1) установление особого режима в ' въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где введено чрезвычайное положение; 2) ограничение движения транспортных средств и их осмотр; 3) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства; 4) запрет проведения массовых мероприятий, кроме мероприятий, запрет на проведение которых устанавливает суд; 5) запрет забастовок.

В случае введения чрезвычайного положения в связи с возникновением особо тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, кроме вышеупомянутых мероприятий, дополнительно могут осуществлять такие мероприятия, как временная или безповоротна эвакуация людей из мест, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений, установление карантина и проведение других

обязательных санитарных и противоэпидемических мероприятий, мобилизация и использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собственности, для предотвращения опасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций с обязательным компенсацией понесенных потерь и т.д.

Если введение чрезвычайного положения вызвано массовыми нарушениями общественного порядка, кроме общих мероприятий, дополнительно могут осуществлять еще и такие, как: введение комендантского часа (запрет пребывания на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений личности в установленные часы суток); проверка документов у граждан, а в необходимых случаях проведение личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан; ограничение или временное запрещение продажи оружия, ядовитых и сильнодействующих химических веществ, а также алкогольных напитков и веществ, произведенных на спиртовой основе, и др.

Обеспечение общественного порядка, охрану жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан в условиях чрезвычайного положения осуществляют силами и средствами органов МВД Украины, в том числе внутренних войск, войск Гражданской обороны, СБУ соответствии с их полномочиями, установленными законом, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, могут привлекать и воинские части Вооруженных Сил Украины и Пограничных войск Украины.

Правовой режим зоны чрезвычайной экологической ситуации - это особый правовой режим, могут временно вводить в отдельных местностях в случае возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и направляют на предупреждение людских и материальных затрат, предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, а также устранение негативных последствий чрезвычайной экологической ситуации.

Основаниями для объявления отдельной местности зоной надзвичайнои экологической ситуации могут быть: значительное превышение предельно допустимых норм показателей качества окружающей среды, определенных законодательством; возникновения реальной угрозы жизни и здоровью большого количества людей или причинение значительного материального ущерба юридическим, физическим лицам или окружающей природной среде в результате чрезмерного загрязнения окружающей среды, разрушительного влияния стихийных сил природы или других факторов; негативные изменения, которые произошли в окружающей среде на значительной территории и которые невозможно устранить без применения чрезвычайных мер со стороны государства, либо существенно ограничивают или исключают возможность проживания населения и осуществления хозяйственной деятельности на соответствующей территории; значительное увеличение уровня заболеваемости населения в результате негативных изменений в окружающей среде.

Отдельное местность Украины объявляют зоной чрезвычайной экологической ситуации Указом Президента Украины, утвержденным Верховной Радой Украины по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины или по представлению Кабинета Министров Украины. В таком Указе Президента Украины должны быть указаны: обстоятельства, ставшие причиной и обоснованием необходимости объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации; границы территории, на которой ее объявляют; мероприятия по организационному, финансовому и материально-технического обеспечения жизнедеятельности населения в такой зоне, основные мероприятия, которые внедряют для преодоления последствий чрезвычайной экологической ситуации; ограничения на определенные виды деятельности в этой зоне; время, с которого отдельную местность объявляют зоной чрезвычайной экологической ситуации; срок, на который эту территорию объявляют такой зоной.

Центральные органы исполнительной власти, Верховная Рада АРК, Совет министров АРК, местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации осуществляют полномочия, предоставленные им Конституцией и законами Украины, и обеспечивают соблюдение правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации и выполнения мероприятий, предусмотренных Законом Украины «О зоне чрезвычайной экологической ситуации» и актами Президента Украины.

При наличии достаточных оснований в пределах зоны чрезвычайной экологической ситуации может быть введен правовой режим чрезвычайного положениев в порядке, установленном соответствующим законом с введением дополнительных мер.

К выполнению безотлагательных аварийно-спасательных и восстановлю-планировочным работам в такой зоне могут при необходимости привлекать в учреждения ны законом порядке на добровольной основе трудоспособное насе-

ления, транспортные средства граждан при условии обязательного обеспечения безопасности труда, а в случае необходимости по решению Президента Украины к выполнению таких работ могут привлекать воинские части Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований. Обеспечение общественного порядка в зоне чрезвычайной экологической ситуации осуществляется силами и средствами подразделений МВД Украины и СБУ соответственно закону.

Военное положение - особый правовой режим, вводимый в Украине или в отдельных п местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, Я территориальной цилис / ности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

В Указе Президента Украины о введении военного положения отмечают: 1) обоснование необходимости введения военного положения, 2) границы территории, на которой его вводят, время ввода и срок, на который его вводят, 3) задачи военного командования, органов государственной власти и органов местного самоуправления по внедрению и осуществлению мер правового режима военного положения; 4) исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, временно ограничиваются в связи с введением военного положения, а также перечень временных ограничений прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

В условиях военного положения Президент Украины, Верховная Рада Украины, органы государственной власти, Военное командование, Верховная Рада АРК, Совет министров, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации осуществляют полномочия, предоставленные им Конституцией и законами Украины, и обеспечивают выполнение соответствующих мероприятий.

Президент Украины как Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины в условиях военного положения осуществляет руководство стратегическим планированием Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, внедрением и осуществлением мероприятий такого правового режима через Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины. В период военного положения не могут быть прекращены полномочия Верховной Рады Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Верховного Совета АРК, центральных и местных органов исполнительной власти или ди и органов местного самоуправления, а также судов, органов прокуратуры Украины, органов дознания и следствия. Верховная Рада Украины работает в сессионном режиме.

В местностях, где ведутся боевые действия, внедрения и осуществления мероприятий правового режима военного положения возлагают непосредственно на военное командование. Все органы государственной власти, АРК и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, а также сами граждане обязаны содействовать военному командованию во внедрении и осуществлении мероприятий правового режима военного положения на соответствующей территории.

Кроме мер, применяемых во время чрезвычайного положения, при военном положении принимаются следующие меры: внедрение трудовой повинности для трудоспособного населения, не вовлеченного в работы в оборонной сфере и сфере ее жизнеобеспечения и не забронированного за предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и военного времени, с целью привлечения к выполнению работ, имеющих оборонный характер и т.д.; использования мощности и трудовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны и др. Значительно ужесточаются санкции, налагаемые на нарушителей такого режима. Нарушение требований или невыполнение мер чрезвычайных режимов влекут ответственность, установленную законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: