Экономические предпосылки становления системы налогового администрирования

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Лекция №1

Экономические предпосылки становления системы налогового администрирования

 

Современная налоговая система является результатом длительно­го развития цивилизации и представляет собой сложное социальное образование, тесно связанное с наукой, экономикой и государством.

Основой формирования налоговой системы служит относитель­но самостоятельное направление государственной деятельности — налоговая политика, базирующаяся на теории налогообложения.

Несмотря на то, что теория переложения налогов известна уже давно, в России в настоящее время еще только разрабатывается ме­тодология этого явления.

Историческое наследие теории переложения налогов имеет важ­нейшее значение: во-первых, с ее помощью определяются цены; во-вторых, переложение налогов регулируется объемами продаж. Сле­дует помнить, что на практике переложение налогов не бывает иде­альным. Каждый налогоплательщик стремится большую часть нало­гового бремени перенести на контрагентов; крупный капитал ущем­ляет интересы среднего и малого бизнеса; наиболее уязвимым стано­вится население с небольшими и средними доходами и т.д. Поэтому принципы налоговой диффузии следует определять в сочетании с принципами реализации налоговой политики государства.

Время показало, что самые универсальные подходы к построе­нию налоговой системы были заложены в классической теории и принципах налогообложения, предложенных А. Смитом. Назовем эти принципы:

равномерность — возможность уплаты налогов соответственно своим способностям и силам, т.е. сообразно доходу. Это своего рода условие, необходимое для справедливого и эффективного сбора налогов. В настоящее время это условие, к сожалению, не всегда соблюдается. Налоговая система, игнорирующая прин­цип равномерности, не создает стимулов к росту эффективно­сти деятельности организаций;

определенность — отсутствие произвольности в механизме на­логообложения, действиях налоговых органов по отношению к налогоплательщикам, наличие ясных методов взимания и уплаты налогов;

дешевизна — рациональность величины самого налога сообраз­но потребностям государства. Едва ли возможно опровергнуть такую позицию. Вместе с тем в современных условиях видна и другая сторона «дешевизны налога» — его окупаемость, эффек­тивность затрат на администрирование.

Многие ключевые положения классических налоговых теорий в настоящее время реализуются в налоговой политике государств.

К принципам современного налогообложения относят два важ­нейших экономико-правовых принципа:

оптимальной целесообразности, который соотносят с величиной экономического и финан­сового потенциала страны. Это справедливо, поскольку налоговый механизм с его видами налогов и методами управления ими должен формировать такую налоговую систему, которая будет свободной от неэффективных налоговых методов. Неэффективный налоговый механизм всегда влечет за собой большие расходы государства, и как следствие, требует увеличения налоговых поступлений в бюджет;

равномерности распределения налогового бремени, непосред­ственно связанный с принципом А. Смита и характеризующийся экономически обоснованной диффузией налогов по плательщикам, отраслям и территориям. Большое значение для реализации данно­го принципа имеют: соотношение налоговых доходов между бюдже­том РФ и бюджетами регионов; соотношение между прямыми и кос­венными налогами; сохранение равновесия налоговых доходов меж­ду центром и территориями.

В современной экономической литературе можно встретить боль­шое количество характеристик налогов и принципов налогообложе­ния: стабильность, устойчивость, стремление к универсальному на­логообложению, однократность взимания и др. Но все они имеют, пожалуй, меньшее значение, чем два важнейших названных прин­ципа, когда речь идет о предпосылках становления налогового адми­нистрирования, о государственном регулировании экономики через налоги.

 

 

Лекция №2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: