НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
Лекция №1
Экономические предпосылки становления системы налогового администрирования
Современная налоговая система является результатом длительного развития цивилизации и представляет собой сложное социальное образование, тесно связанное с наукой, экономикой и государством.
Основой формирования налоговой системы служит относительно самостоятельное направление государственной деятельности — налоговая политика, базирующаяся на теории налогообложения.
Несмотря на то, что теория переложения налогов известна уже давно, в России в настоящее время еще только разрабатывается методология этого явления.
Историческое наследие теории переложения налогов имеет важнейшее значение: во-первых, с ее помощью определяются цены; во-вторых, переложение налогов регулируется объемами продаж. Следует помнить, что на практике переложение налогов не бывает идеальным. Каждый налогоплательщик стремится большую часть налогового бремени перенести на контрагентов; крупный капитал ущемляет интересы среднего и малого бизнеса; наиболее уязвимым становится население с небольшими и средними доходами и т.д. Поэтому принципы налоговой диффузии следует определять в сочетании с принципами реализации налоговой политики государства.
|
|
Время показало, что самые универсальные подходы к построению налоговой системы были заложены в классической теории и принципах налогообложения, предложенных А. Смитом. Назовем эти принципы:
равномерность — возможность уплаты налогов соответственно своим способностям и силам, т.е. сообразно доходу. Это своего рода условие, необходимое для справедливого и эффективного сбора налогов. В настоящее время это условие, к сожалению, не всегда соблюдается. Налоговая система, игнорирующая принцип равномерности, не создает стимулов к росту эффективности деятельности организаций;
определенность — отсутствие произвольности в механизме налогообложения, действиях налоговых органов по отношению к налогоплательщикам, наличие ясных методов взимания и уплаты налогов;
дешевизна — рациональность величины самого налога сообразно потребностям государства. Едва ли возможно опровергнуть такую позицию. Вместе с тем в современных условиях видна и другая сторона «дешевизны налога» — его окупаемость, эффективность затрат на администрирование.
Многие ключевые положения классических налоговых теорий в настоящее время реализуются в налоговой политике государств.
К принципам современного налогообложения относят два важнейших экономико-правовых принципа:
|
|
оптимальной целесообразности, который соотносят с величиной экономического и финансового потенциала страны. Это справедливо, поскольку налоговый механизм с его видами налогов и методами управления ими должен формировать такую налоговую систему, которая будет свободной от неэффективных налоговых методов. Неэффективный налоговый механизм всегда влечет за собой большие расходы государства, и как следствие, требует увеличения налоговых поступлений в бюджет;
равномерности распределения налогового бремени, непосредственно связанный с принципом А. Смита и характеризующийся экономически обоснованной диффузией налогов по плательщикам, отраслям и территориям. Большое значение для реализации данного принципа имеют: соотношение налоговых доходов между бюджетом РФ и бюджетами регионов; соотношение между прямыми и косвенными налогами; сохранение равновесия налоговых доходов между центром и территориями.
В современной экономической литературе можно встретить большое количество характеристик налогов и принципов налогообложения: стабильность, устойчивость, стремление к универсальному налогообложению, однократность взимания и др. Но все они имеют, пожалуй, меньшее значение, чем два важнейших названных принципа, когда речь идет о предпосылках становления налогового администрирования, о государственном регулировании экономики через налоги.
Лекция №2