Культура Средневековья

1. Характерные черты средневековой культуры

В то время как восточные области бывшей Римской империи процветали, за­падные приходили в упадок. Западная Римская империя, начиная с V в., испыты­вала бесконечные вторжения на свою территорию варварских племен: остготов, вестготов, аланов, гуннов, вандалов, скифов, франков, кельтов, лангобар­дов. Испанией завладели вестготы, в Англию вторглись и основали королевство англы и саксы, в Скандинавии обосновались норманны, еще долго тревожившие европейские страны своими набегами, в Галлии укрепилось королевство бургундов и усилился приток франков в ее северные провинции.

В 410 г. вестготы во главе с Аларихом разграбили Рим. Впечатление от этого события было ошеломляющим.

В 455 г. на Рим напали вандалы и подвергли его невиданному в истории раз­грому. Все культурные ценности, которые нельзя было увезти с собой, они унич­тожили.

В 476 г. был низ­ложен последний римский император Ромул Августул. Этот год во всемирной истории стал концом древнего мира, концом рабовладельческой социально-экономической формации и началом средневекового периода.

Историю художественной культуры средневековой Европы принято подразделять на три этапа:

дороманский (VI-X вв.), раннее Средневековье

романский (XI-XII вв.) высокое или середину Средневековья

готический (XIII-XVI вв.). и позднее или эпоху Возрождения.

Средневековье - это эпоха, начавшаяся с падением Римской империи и закончившаяся Реформацией и первыми буржуазными революциями.

Со Средних веков берет начало процесс "культурной колонизации" этносов, находящихся на стадиально иных уровнях культурного развития и это, в первую очередь, относится к приобщению их к господствующей религии. Так, франки силой пытаются приобщить к своей культуре (христианской) саксов, германцев и др. племена, сохранявших политеистические верования, в отличие от римлян, которые никогда при завоевании чужих земель не заставляли принимать свою веру и не насаждали своих богов. Культурная колонизация сопровождала с 15 в. завоевательную политику испанцев, португальцев, голландцев, а позже и всех других государств, приступивших к захвату колониальных владений.
Для Средних веков, особенно для раннего периода, характерно активное движение кочевых племен. Недаром это время в истории получило название Великого переселения народов, которое сопровождалось войнами, разрушениями, пленениями, убийствами, разрушением городов и селений, уничтожением созданного многими поколениями. Но именно в этом процессе (корни которого не до конца понятны науке) происходило расселение этносов, оседавших в определенных регионах мира и вытеснявших или соединявшихся с местными этносами и создававших новые культурные симбиозы, будущие социальные противоречия, как, например в Испании, завоеванной в 8 в. н. э. арабами-мусульманами. В этом плане Средневековье схоже с предшествующим культурным периодом. В меньшей мере варварские завоевания затронули Восточную Римскую империю - Византию. Поэтому культурное развитие этого государства до 15 в. не прерывалось

На территории Западной Европы в период раннего Средневековья возникло множество крупных и мелких государств, среди них крупным было государство франков. Стала независимым государством римская область Италии. На других территориях (Скандинавия, Британские острова, на землях, не вошедших в более крупные государства в Западной и Восточной Европе) образовалось множество мелких и крупных княжеств, лишь формально подчинявшихся королям более крупных образований. В отдельные периоды во Франции насчитывалось до 30, Британских островах - 7 и т.д. государств. Сходный процесс имел место и на Востоке. В разное время на территории Китая существовало до 140 государств. Поэтому наряду с императорской властью на местах существовала власть множества феодалов, имевших в своем распоряжении все атрибуты власти: войско, суд и администрацию, а часто и собственные деньги. Это порождало своеволие, частые военные столкновения феодалов, слабость государства в целом.

Главная черта средневековой культуры - господство христи­анского мировоззрения. Нравственность строилась на христиан­ских понятиях добродетели и греха. Вера в Бога пронизывала все слои общества и стороны жизни. Перед Богом все считались равными и свободными, поэтому для средневекового человека не было свой­ственно стремление к социальному равенству. Для средневековой культуры характерны иррационализм, символизм и мистицизм, которые сочетались с низким уровнем образованности населения (в ранее Средневековье даже короли не умели читать и писать).

Средневековое общество было сословным, и каждое из сословий имело свое мировоззрение и культуру.

1. Крестьяне были самым многочисленным и угнетенным сословием. Им навязывали представление о себе как о существе низшем, предназначенном для службы господину. При этом феодал был крестьянина не только угнетателем, но и защитником от других феодалов. Обычно крестьянин не покидал своей родины, Вселенная ограничивалась для него родной деревней, замком феодала и ближайшей округой. Время текло для него циклично Из года в год повторялись одни и тс же работы на земле, одни те же религиозные праздники.

2 У феодалов (рыцарей) существовал своеобразный кодекс чести который действовал только внутри своего сословия:

центральная добродетель - доблесть, отвага;

взаимная верность сеньора и вассала (существовала иерархия феодалов: крупный феодал (сеньор) жаловал более мелкому (вассалу) земельное владение (феод), тот давал присягу на вер­ность и обязан был нести военную службу сеньору, а сеньор обязан был заботиться о вассале как о члене семьи);

культ прекрасной дамы, роль которой, как правило, исполняла жена сеньора (этот культ имел своим истоком почитание Девы Марии) - а в семейной жизни большинство рыцарей обраща­лось с женами грубо.

Горожане в ходе борьбы за самоуправление выработали пред­ставление о равенстве труд рассматривался ими не только как источник существования, но и как средство творческого само­выражения, а время для горожанина двигалось не по кругу, а по прямой, и каждый день нес новые и неповторимые события. Горожане объединялись в корпорации для защиты своих инте­ресов (купцы - в гильдии, ремесленники - в цехи).

Духовенство жило за счет прочих сословий, его представите ли считали себя духовными лидерами общества: долгое время монастыри были центрами культуры, а грамотными были лишь духовные лица. Церковь имела огромное влияние на все стороны жизни общества. Христианство давало в Средние века мощный стимул к развитию культуры, но к концу эпохи засилье церкви начало тормозить развитие науки, образования и искусства

 

2. Материально-культурное развитие Западной Европы

Развитие тех или иных регионов в Средние века отличалось не одинаковыми темпами и разной степенью приобщения к тем или иным видам деятельности.

Средневековье жило за счет натуральной формы хозяйствования - все необходимое производилось самими крестьянами, за исключением, пожалуй, изделий из железа. Практически повсеместно пахали либо впрягаясь в плуг, либо впрягая быков или даже коров, закрепляя лямки от плуга на рогах животных. С 9-10 вв. впервые стали применять хомут, благодаря чему возможно стало запрягать лошадь. Но лошадей в крестьянских хозяйствах было ничтожно мало. Деревянная лопата, соха и другой инструмент сопровождают крестьян некоторых земель вплоть до 18 в. Водяные мельницы были редкостью. Ветряные же появились лишь в 12 в. Голод - постоянный спутник этого периода. Освоение бобовых культур означало появление белковой пищи для множества бедных крестьян.

Средневековье характеризовалось развертыванием каменного строительства в период 10-12 вв., и появлением первых артелей или цехов свободных каменщиков. Каменное строительство было следствием снижения волн переселений и возможностью стабильной жизни. Начался интенсивный рост городов. Города, заселяемые ремесленниками и торговцами, а также другим свободным людом, выкупают свои земли у феодалов. На их территориях начинают строить: храмы, часовни, цеховые дома, дома для городских жителей. Строительство характеризовалось использованием новых технологий, когда камень стали резать, широко использовать приемы арочных перекрытий, витражей, украшения зданий и усовершенствования их конструкций (консолей, растяжек и др.). Поскольку земли было мало, городская застройка средневекового города отличалась большой плотностью, улицы были узкими. Дома росли вверх. Средневековый город был грязным - нечистоты зачастую выливали прямо на улицу. По этой причине постоянными спутниками жизни городов были эпидемии, уносившие жизни множества жителей. В эти века соборы и дворцы возводились несколькими поколениями строителей (соборы в Париже, Шартре, Амьене, и др.).
Технический прогресс. Технический прогресс в Средние века имел, например, в Европе чисто количественный. На пути любого усовершенствования стояло два официальных препятствия: церковь и цеховой устав. Первая запрещала новшества по идеологическим соображениям, вторые по соображениям боязни конкуренции. Ремесленники в городах были распределены по цехам. Внецеховая организация до определенного срока была практически невозможна, т.к. цехи распределяли: количество производимой продукции, материал, места для сбыта; определяли время продаж и количество товара для продажи; следили за качеством товара и за станками, на которых производилась продукция. Цеховой устав регламентировал как труд, так и свободное время, одежду, праздники и даже практику хорового пения в цеховом доме во время праздников. В среде ремесленников существовало поверье, согласно которому нельзя было расставаться с известными тебе секретами мастерства и передавать их другим. Поэтому технологии, если и записывались, то шифрами, секреты ремесла передавались по наследству только близким, а иногда оставались загадкой для последующих поколений.

Торговля. Торговля осуществлялась либо на обмен, либо на деньги. Деньги имели право чеканить крупные феодалы, лица, бравшие патент на чеканку. Монеты разных городов или местностей имели разный вес серебра, имели разную покупательную способность.

Отсутствие систематической торговли вызвало к жизни проведение ярмарок, которые приурочивались к религиозным праздникам. Местные рынки образовывались под стенами княжеского замка, крупные ярмарки в городах, специализировавшихся на производстве той или иной продукции. Купцы, организованные в цехи, вели внутреннюю и внешнюю торговлю. Крупнейшей организацией, объединявшей купцов нескольких европейских государств, был Ганзейский союз. Время его зарождения не известно, но в 1300 г. в его состав входило 70 и более городов между Ливонией и Голландией. Материально-культурному развитию в некоторой степени содействовали крестовые походы, в результате которых в Европу были завезены многие сорта растений, были заимствованы технические идеи.

3. Социально-политическая культура средневековой Европы

В начальный период средних веков земельная собственность распределялась между феодалами, церковью и крестьянскими общинами. Земли свободных крестьянских общин постепенно присоединялись к землям светских или церковных феодалов под разными предлогами вместе с живущими на них крестьянами. Так шло закабаление ранее свободных крестьян, которые к 11 в. попали в разную степень наследственной личной и экономической зависимости. За пользование землей крестьянин должен был отдавать часть урожая феодалу (а церкви 1/10 всего производимого в хозяйстве), работать на барской пашне или в мастерских, молоть хлеб на барской мельнице, участвовать в различных работах, защищать его земли в случае военной опасности. Процесс освобождения крестьян от крепостной зависимости в разных государствах имел разные сроки.

Первыми стали освобождаться французские крестьяне с 12 в. - времени крестовых походов.

В Англии с 15 в. крестьяне в связи с огораживанием земель становились лично свободными.

В Норвегии крестьяне вообще не знали крепостной зависимости. В других государствах освобождение придет лишь в 19 в.

Поскольку земля являлась главной ценностью, она и служила мерилом богатства и средством расплаты короля с феодалами, феодала с вассалами.

На Западе король был первый среди равных. Поэтому отношения королей с пэрами, родовой аристократией строились (до определенного периода) на принципах относительного равенства.

Вассал мог служить нескольким феодалам. Оплатой за службу была земля, конь и доспехи. Оружие и лошадь стоили очень дорого. В 13 в. воинская экипировка среднего качества (меч, щит, латы, шлем, конь, седло) были эквивалентом более, чем четырем поместьям, либо 25 отличным волам, либо 250 овцам, либо 250 четвертям пшеницы. Как на Востоке, так и на Западе существовал определенный кодекс чести воина-рыцаря. Его преданность королю, императору, феодалу была беззаветной, считалась нравственным долгом, Жизнь феодалов-рыцарей сопровождалась множеством сословных привычек: раздачей захваченного во время набегов добра, устройством богатых пиров, презрительным отношением к скаредности и экономии, поклонением "прекрасной даме", участием в турнирах и пр. В рыцари готовились с детства, проходя школу рыцарского воспитания.

Воины-рыцари, они же феодалы, противостояли огромной массе безоружных крестьян. В обыденном сознании средневековых людей человек, одетый в воинские доспехи, защитник своего народа, символически воспринимался как повторяющий деяния Христа, погибшего за народ. Крестьянин же, пашущий землю, согласно Библии, делал это в качестве наказания за первородный грех, становился символом грешного, проклятого человечества.

Появление представительных органов. Их зарождение связано с появлением свободных, самоуправляемых городов и в связи с этим независимого от феодала слоя населения - купцов и ремесленников, объединенных в цеха и гильдии. Представители цехов входили в городскую систему самоуправления, решая вопросы городского хозяйства, налоговых сборов и др. Для решения общегосударственных вопросов стали созывать собрания представителей разных сословий (Испания - с 12 в.; Англия- 13 в.; Франция -14 в.; Нидерланды- с 15 в. и т.п.).

Невозможно представить себе социальную жизнь Средневековья без института церкви. Церковь представляла собой независимое, самостоятельное целое во всех феодальных государствах в Европе и Азии.

В Европе в 1054 г. произошло разделение церквей: на католическую церковь на Западе, православную церковь на Востоке Европы. Они существовали в рамках не государственности, а в рамках авторитарно-монархических организаций. Все высшие католические или православные священнослужители назначались одни - Ватиканом, другие - Константинополем. Власть пап и патриархов считалась выше Вселенских соборов (собраний высшего духовенства). Церковь была своего рода государством в государстве. Она имела собственные земли с прикрепленными к ним крестьянами, мастерские, позже мануфактуры, свою казну и свои законы. Она оказывала огромное влияние на всю идейную и политическую жизнь средневековых государств. Это часто приводило к столкновениям интересов светских и духовных владык. Религиозные мотивы часто играли главную роль в захватнических войнах. Так, в 11-13 вв. были осуществлены крестовые походы западноевропейских феодалов на Восток, якобы для освобождения "гроба Господня" и "Святой земли" от "неверных" (мусульман). Точное количество походов не известно, но в истории нашли описание восемь походов. В этих походах участвовало и большое число крестьян, искавших лучшей доли. На Востоке крестоносцы (люди, носившие плащ с нашитым крестом) столкнулись с новой верой - мусульманством (исламом).

Ислам возник в 7 в н.э. и в буквальном переводе означал "покорность". Он возник в Аравии в период перехода арабов на стадию классового общества и образованию Арабского государства. Вероучение ислама изложено в Коране, который согласно мусульманскому преданию был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраила. Богопочитание выражается в исламе в молитве, посте и паломничестве. В раннем же средневековье в исламе выделилось две ветви ислама - суннизм и шиизм. С 7-8 вв. арабские завоевания распространились на жителей регионов, входивших в Византию (Сирия, Египет) на соседние с ними территории, арабские завоеватели дошли до Испании, подвергая насильственной исламизации покоренные народы. В результате в круг арабской культуры вошли и те духовные достижения, которыми обладали покоренные народы: философия, математика, астрономия, медицина и др. Обогатился язык, словесность приобрела новые черты. Возникший в 9 в. суфизм - мистико-аскетическое течение внутри ислама излагал свое учение в поэтической форме. Арабские ученые продвинули на Запад сочинения индийских математиков, их систему чисел. В итоге крестовых походов европейская культура обогатилась многими достижениями Востока, к ней вернулась греческая наука в арабских переводах, достижения сельского хозяйства, мореплавания, военного дела. Свой след арабская культура оставила и в архитектурных памятниках, особенно в Испании, где возник особый мавританский стиль.
Проводником религиозных взглядов и политики Ватикана были монашеские ордена. Практика отшельничества возникла в конце Древнего периода, когда многобожие стало уступать место новым монотеистическим религиям. В Средние века происходит расцвет монастырских коммун, совместно ведущих хозяйство, общие трапезы, имевших общий доход от треб, церковной десятины и т.д. Монастыри превращаются в культурно-хозяйственные центры, где переписываются рукописи, ведутся теологические диспуты, подспудно разрабатываются и научные взгляды. Зачастую тяжелый физический труд возлагался на послушников или прикрепленных к монастырям крестьян, монастырских работников. Это было характерно для католических, православных, буддистских и др. монастырей. Существовали и нищенствующие монашеские ордена: францисканцев, доминиканцев, кармелитов и др. Церковь вела непримиримую борьбу с ересями и свободомыслием. Суды инквизиции в Европе с особой жестокостью действовали в Испании.

4. Духовная культура средневековой Европы

В средневековой духовной культуре существовало множество разных уровней: рыцарская культура, культура городская, культура крестьянская. Не одинаковыми были и религиозные взгляды, поскольку в эти века еще продолжались этнические передвижения и народы разных регионов находились на разных уровнях культурно-исторического развития. Это предопределило существование двух поэтапных процессов в приобщении к идеологии христианства: начальном - христианизации, т.е. крещении и формальном принятии веры, и длительном процессе - евангелизации, т.е. принятие самого учения. В эпоху феодализма окончательно оформляются три основные мировые религии:

ü христианство,

ü буддизм,

ü ислам.

Главным в христианстве, базирующемся на Библии, является учение о мифическом богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, который был рожден от непорочного зачатия, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. На формирование идеологии христианства заметное влияние оказали восточные культы, иудейско-греческая философия, поздний стоицизм. Процесс формирования христианской догаматики растянулся на несколько столетий. В результате появились представления о троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причастии и другие догматы. В Средние же века христианство распалось на:

ü православие,

ü католицизм,

ü протестантизм.

Образование в средние века - удел немногих. В целом считается, что это бесписьменная эпоха. Вся масса бытовой, профессиональной и другой информации запоминается и заучивается. Письменность была распространена среди небольшого круга лиц. Интерес к образованию в раннесредневековый период в Европе отмечается в 7 в. при дворе короля Карла Великого. Этот период получил название "Каролингского Возрождения".

В 12 -13 вв. В Европе открываются с папского благословения университеты, в которых были факультеты: теологический, медицинский, философский. Позже появляются факультеты права. Университеты живут по правилам монастырей: преподаватели дают обед безбрачия, преподавание ведется на латыни, материальная база - отправление церковных обрядов и сборы с крестьян, приписанных к этим землям.

В городах и при монастырях создавались школы. Полные образовательные программы включали два основных цикла - изучение тривиума (грамматики, риторики, диалектики как искусства спора) и квадриума (арифметики, астрономии, музыки, геометрии). В условиях бесписьменности основной массы населения активно развивалось устное творчество: легенды, исторические песни, сказания о деяниях королей - Карле Великом, короле Артуре, Александре Македонском, о подвигах мучеников и святых ("Эдда", "Песнь о Нибелунгах", "Песнь о Роланде" и др.). В 12-13 вв. в Западной Европе расцветает волнодумное, антиаскетическое музыкально-поэтическое творчество вагантов. Так называли бродячих студентов, низших духовных чинов, школяров.

Развитие архитектуры и изобразительного искусства ускоряется и обогащается к концу Средних веков. Так, романский стиль сменяется готическим. Устремленные к небу ажурные соборы демонстрируют идею связи человека с богом, его возвышения. Внутреннее убранство соборов зависело от особенностей веры.

Частью художественной культуры этого периода является театральное искусство. Его истоки в сельских обрядах. Деревенское население по языческим обычаям продолжало праздновать конец зимы, приход весны, праздники урожаев плясками, ряжением, олицетворением явлений природы. Бродячие актеры (жонглеры - во Франции, шпильманы - в Германии, кукеры - в Болгарии, франты в Польше и т.п.) ведут бродячий образ жизни, объединяются в ватаги. С 9 в. в католической церкви появляется ритуал чтения в лицах различных эпизодов из жизни Христа и Марии, что закладывает основы литургической драмы. Среди жанров театрального искусства известны миракли (чудеса) - инсценировки на библейские темы с показом чудес, совершенных святым ("Игра о святом Николае"), мистерии, фарсы (социальная критика с использованием элементов маскарадности), комедии дель арте (в Италии комедии с участием масок). В эпоху Возрождения театральное искусство обогащается драматургически, архитектурно, актерски и жанрово. Строятся специальные театральные здания, привлекаются силы литераторов. В Англии - Шекспир, в Испании - Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон и др.

5. Архитектура и искусство

В Средние века господствовало два художественных стиля:

1. Романский стиль в архитектуре характеризуется массивностью форм, полукруглыми арками, узкими оконнЫ| ми проемами, часто наличием башен (поскольку каменньд постройки выполняли роль фортификационных сооружений. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь наиболее характерные постройки (соборы Нотр Дам в Пуатье, Арне, Оксфорде и т.д.). Для живописи и скульптуры характерно плоскостное двухмерное изображение, нарушение пропорций фигур, отсутствие внешнего сходства портрета с оригиналом.

2 Готический стиль (XII-XV вв.) в архитектуре характеризует­ся устремленностью ввысь, стрелевидными арками, башнями, огромными окнами с многоцветными витражами и так называе­мой готической «розой» (розеткой») - круглым окном над входом в храм (соборы в Париже, Шартре, Вестминстерское аббат­ство, собор в Солсбери). В XIV в. возникает «пламенеющая готика», для которой характерно украшение зданий «каменным кружевом», то есть резьбой (соборы в Амьене, Аласоне, Конше) Появляется круглая скульптура, скульптурные и живописные изображения становятся более реалистичными, но по-прежнему популярны «химеры», не всегда правильно показываются пропор­ции тела, не всегда передается сходство портрета с оригиналом.

Культура Западной Европы в Средине века отставала от культу­ры исламских халифатов, Индии или Китая. Но в эпоху Возрождения Европа сделала резкий рывок вперед и к XVIII в. оставила Восток далеко позади1.

 

6. Литература средних веков

- Героический эпос

На рубеже XI-XII вв. получила признание письменная литература на народ­ных языках. Это - время глубоких изменений в духовной культуре Европы. Впер­вые были сделаны записи средневекового эпоса, героических песен и сказаний. Они занимали значительное место в культуре феодального средневековья. Были сказания, воспевающие подвиги героев, важнейшие реальные события, происхо­дившие в стране и повлиявшие на судьбу народа, а также сказания, в основу ко­торых легли народные легенды, близкие к сказкам, к фольклору.

Наиболее ранними произведениями такого рода являются «песни о деяниях» или «песни о подвигах». Исполнителями этих песен-поэм, а нередко и сочинителями, были жонглеры, Странствующие певцы и музыканты. Во Франции величайшим литературным па­мятником той эпохи является «Песнь о Роланде».

Бретонские и кельтские сказания повествуют о короле бриттов Артуре и рыцарях Круглого стола, а также о поисках святого Грааля, чаши, в которую, по преданию, была собрана кровь Спасителя при положении его тела в гроб. Эта чаша, как гласит легенда, обладает чудотворной силой и доставляет блаженство тому, кто удостоится ее видеть. Только рыцарь непобедимой храбрости и лишенный всяких пороков может проникнуть в неприступный замок, где хранится чаша. Самая знаменитая поэма этого цикла воспевавает подвиги рыцаря Парцифаля.

В Германии знаменитая эпопея «.Песнь о Нибелунгах» явилась результатом переработки германских героических песен и сказаний о гибели в V в. бургундского королевства и смерти короля гуннов Аттилы.

Немецкий героический эпос отражал прежде всего идеалы феодального обще­ства: вассальная верность сюзерену, рыцарское служение даме, великодушное правление, щедрое вознаграждение за верную службу. Блеск и радость непременно сменяются страданием и смертью, а герои постоян­но оказываются в ситуациях, когда следование кодексу рыцарской чести влечет их к гибели. Всякая радость завершается горем - этой мыслью пронизана вся эпопея.

- Рыцарская куртуазная поэзия

Укрепление королевской власти, рост богатеющих городов, крестовые похо­ды, открывшие перед изумленным Западом диковинки Ближнего Востока, - все это в совокупности обусловило глубокую трансформацию феодальной культуры и возникновение новых форм искусства, которые принято называть куртуазны­ми (придворными). В это время впервые в истории человечества культивиру­ются идеалы духовной любви, возникает рыцарская лирическая поэзия и музыка. В Средние века поэзия стала королевой словесности, даже летописи облекались в стихотворную форму. Первые любовные рыцарские стихи были созданы в Про­вансе, на юге Франции, еще в конце XI в. А в XII-XIII вв. уже все города, все феодальные замки были охвачены новыми веяниями. Пышным цветом расцветает придворная рыцарская культура, блестящая, изысканная, нарядная.

Оставаясь воином, рыцарь в то же время должен был обладать прекрасными манерами, быть приобщенным к культуре, поклоняться Прекрасной Даме, являя собой образец придворного этикета. Именно с культа «дамы сердца» - Прекрасной Дамы и началась куртуазная поэзия. Рыцари-поэты воспевали ее красоту и благородство, а знатные дамы весьма благосклонно отно­сились к куртуазной поэзии, которая поднимала их на высокий пьедестал.

Конечно, куртуазная любовь была не лишена условности, поскольку полно­стью подчинялась придворному этикету. Дело в том, что Прекрасная Дама, вос­певаемая трубадурами в Южной Франции, Миннезингерами в Германии и менестрелями в Англии, была, как правило, супру­гой сюзерена. А влюбленные рыцари оставались почтительными придворными. Куртуазные песни, льстя самолюбию дамы, одновременно окружали сиянием ис­ключительности феодальный двор, среди которого она царила.

Куртуазную любовь отличал ряд особенностей. Прежде всего, это была тай­ная любовь, поэт избегал называть свою даму по имени. Куртуазная любовь – любовь тонкая, изысканная, в отличие от чувственной, глупой любви. Она должна была выглядеть трепетным обожанием. Именно в такой призрачной любви нахо­дили высшую меру радости. Но не следует преувеличивать платонизм куртуазной любви, в лучших любовных песнях того времени звучит горячее человеческое чувство.

Наиболее известными трубадурами были трепетный Бернарт де Вентадорн, пылкий Гираут де Борнеилъ, суровый Маркабрюн, рассудительный Пейроль, мечтательный Джауфре Рюделъ. В Провансе существовало множество форм куртуазной поэзии, но к наиболее распространенным относились кансона, альба, баллада, пасторела, тенсона, плач, сирвентес.

Кансона («песня») в повествовательной форме излагала любовную тему.

Альба («утренняя заря») посвящалась земной, разделенной любви. В ней рас­сказывалось о том, что после тайного свидания влюбленные расстаются на за­ре, и о приближении утренней зари их предупреждает слуга или друг, стоящий на страже.

Баллада в то время обозначала плясовую песню.

Пасторела - песня, в которой рассказывалось о встрече рыцаря и пастушки.

Плач - песня, в которой поэт тоскует, оплакивает свою долю либо скорбит о смерти близкого человека.

Тенсона - стихотворный спор, в котором принимают участие либо два поэта, либо поэт и Прекрасная Дама, поэт и Любовь.

Сирвентес - песня, в которой поднимаются уже социальные вопросы, главный из которых: кто больше достоин любви - учтивый простолюдин или бесславный барон?

Наличие в провансальской поэзии таких форм, как тенсона, сирвентес и плач,.свидетельствует о том, что хотя любовная тема и занимала в ней господствующее положение, она не являлась единственной. Трубадуры касались в своих песнях вопросов политических и социальных.

Трубадуры были первыми куртуазными лириками Европы. За ними последо­вали немецкие миннезингеры - «певцы любви». Однако в их поэзии чувственный элемент играл меньшую роль, нежели в поэзии романской, и скорее преобладал морализаторский оттенок.

Творчество трубадуров, труверов, миннезингеров можно назвать первым великим расцветом европейской лирики, за которым последовал еще более могучий расцвет, порожденный эпохой Возрождения.

- Рыцарский куртуазный роман

В XII в. возник новый литературный жанр - рыцарский роман. Создание романа предполагает не только вдохновение и особое творческое восприятие мира, но и обширные знания. Авторами были чаще всего ученые люди, пытавшиеся примирить идеалы куртуазности и всеобщего равенства перед Богом с реальными придворными обычаями и нравами эпохи; идеалы куртуазности являлись своеобразным протестом против не очень поэтичной повседневности. Эта специфическая мораль рыцарства была утопична, но именно она была отражена в романе.

Первые романы появились во Франции, в англо-нормандской культурной среде, как своеобразный сплав кельтских эпических преданий, позднеантичных латинских пересказов Гомера, Вергилия, Овидия, увлекательных рассказов крестоносцев о неведомых странах и провансальских куртуазных песен.

- Поэзия и проза городского сословия

Помимо рыцарской придворной литературы, витающей в призрачном царстве куртуазности, в демократической городской среде возникла целая россыпь лите­рных произведений самых разных жанров, написанных народным, просторечным языком, тяготеющих к реальной повседневной жизни. Наиболее популяр­ным жанром городской литературы был жанр реалистической стихотворной новеллы, называемый во Франции фаблио, а в Германии шванк. В них действуют) новые литературные герои - горожане и крестьяне, с их сметливостью и здравым смыслом. Они не борются ни с великанами, ни с чудовищами - они борются с житейскими невзгодами, сохраняя при этом здоровый оптимизм. Все ситуации носят комический либо авантюрный характер, но никогда не выходят за пределы реалистического бытового изображения.

Излюбленным сюжетом являлись супружеские измены, женские уловки и вранье, измывательства над недалекими мужьями, дружная взаимная поддержка женщин во всякого рода любовных авантюрах. Шванк несколько примитивен и лубочен. его реализм сильно ограничен воз­можностями средневекового развития, комизм грубоват, но не случайно его пле­бейский задор и непринужденность повествовательного тона получили дальней­шее развитие в новеллах Возрождения.

Подъем городской культуры XII-XIII вв. обусловил развитие «животного» эпоса, в основе которого лежали народные сказки о животных и греко-римская басенная традиция. Наиболее известным эпическим циклом является француз­ский «Роман о лисе», где в иносказательной форме изображается жизнь средне­вековой Европы. Основная тема романа - успешная борьба лиса Ренара, оли­цетворяющего находчивость, ловкость и лукавство, с тупым, кровожадным волком.

Типичным для средневековой «народной» литера­туры представляется нравоучительный «пример-проповедь», сопровож­дающийся обычно толкованием - «моралите», где разъяснялся скрытый под­текст проповеди. Это был предельно ко­роткий рассказ с минимальным числом действующих лиц, но он нес колоссаль­ную смысловую нагрузку. Такие «приме­ры-проповеди» важны потому, что имен­но они стали непосредственным образ­цом определенного типа мышления, той духовной почвой, на которой произра­стали высшие достижения средневековой культуры. Проповедник излагал в них достоверные события, правду, какой он ее воспринимал. Так же воспринимала ее и паства, поскольку для людей того времени самые фантастические персо­нажи и ситуации принимались как неотъемлемая составная их повседневной жизни.

Особым явлением литературы Средних веков представляется поэзия бродячих школяров - вагантов, встречаемых в Германии. Франции, Англии, Северной Италии. Расцвет поэзии вагантов связан с подъемом городов и ростом числа школ и университетов. Ваганты сочиняли свои песни на латыни. В Средние века латинский язык был не только языком католической церкви, но также языком науки и образованности. Занятия в университетах, монастырских и городских школах велись на латинском языке. Это давало возможность школярам, бродя из одной страны в другую, перебираться из одного университета в другой. Встречались среди вагантов также представители низшего духовенства. Поднимая вагантов над мас­сой «профанов», латинский язык приобщал их к духовной элите Средневековья.

В то же время на социальной иерархической лестнице они занимали самые низшие ступени, что сближало их с демократическими слоями и получило отражение в их поэзии. Они резко сатирически отзывались о церковниках, называя их волками в овечьей шкуре, сравнивали церковь с продажной блудницей.

Народная смеховая культура с ее грубой скабрезностью и шутовством преоб­разилась в сатиру и породила наиболее устойчивый жанр эпохи - фарс. При этом грубый комизм с присущим ему надругательством и издевательством - испытан­ное оружие фарса - обусловил такие структурные особенности жанра, как комическое преувеличение и буффонные сцены.

Культура Средних веков представляет собой сложное и многостороннее соче­тание церковной и простонародной культуры. В силу этого содержание произве­дений искусства той эпохи отличается значительным разнообразием и охватыва­ет широкий круг образов и идей.

В целом средневековое искусство с его пониманием красоты как высшего Бо­жественного блага, распространяющегося на весь материальный мир с его греха­ми, заблуждениями и несовершенством, явилось той почвой, на которой выросло искусство Возрождения.

 

 

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

На рубеже Средних веков и Нового времени взгляды чело­века на мир и самого себя претерпели существенные изменения. В основе нового мировоззрения лежали изменения в экономике (появ­ляются самые первые ростки капитализма), политике (формируется сословно-представительная монархия) и социальной сфере (растет роль городов и горожан с их «вольностями»). Предпосылкой Возрож­дения стал и высокий уровень средневековой культуры, оказавшейся в целом способной воспринять новое мировоззрение.

Термин «Возрождение» (Ренессанс) был впервые употреблен итальянским художником и искусствоведом XVI в. Дж. Вазари: он писал о возрождении античных традиций. Сейчас этим термином стали мощный всплеск культурной жизни, начавшийся в XIII и распространившийся на всю Европу в XIV-XVI вв., который характеризуется не только возрождением античных традиций и первыми элементами новой культуры - культуры Нового времени

Для Итальянского Возрождения характерно обращение к античному наследию - но если в античном мировоззрении человек был включен в природу, то деятели Возрождения выделяли его и природы и объявляли свободным творцом.

Важнейшей особенностью ренессансного мировоззрения всех европейских стран был гуманизм (лат. humaiius — человечный)-Хо есть в центре внимания находился не Бог (как в Средние века), а прекрасный душой и телом человек, наделенный Богом разумом свободой воли и способностью к творчеству. Достоинство человека определяется не его происхождением, богатством или властью, а об­разованностью, приобщением к культуре. При этом атеистов среди гуманистов почти не было - они оставались верующими людьми Гуманизм не был народным движением. Его приверженцы пред­ставляли собой сравнительно немногочисленную группу ученых и художников, которые за короткий исторический срок создали культурное богатство, объем и великолепие которого поражают нас и сегодня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: