История создания романа «Отцы и дети»

Он был посредником между Европой и Россией, между обществом и народом.»

Н Страхов.

 

И.С.Тургенев – выдающийся русский писатель, сыграл огромную роль в развитии реализма. Талант Тургенева ярче всего проявился в крупных повествовательных формах- романе и повести.

Род Тургеневых очень древний и ведет свое начало от хана Тургена - потомка завоевателей татаро-монголов. Роду Тургенева на момент его появления на свет было около 700 лет.

Мать Тургенева так же их древнего княжеского рода Лутовиновых. Именно её наследственное имение – Спасское–Лутовиново стало родным гнездом семейства Тургенева. Его неповторимая природа средней полосы России с её лиственными лесами, прекрасными полями и реками оставили неизгладимый след в душе и памяти Ивана Сергеевича Тургенева.

 

Род отца хоть и древен, но обеднел из-за страсти отца к азартным играм, поэтому брак с матерью Тургенева для его отца был браком по расчету, с целью поправить свое материальное положение. Соответственно, любви в нем не было. Что и отразилось на детях, которых было трое. Как писал сам Тургенев в своих воспоминаниях, воспитание детей занимались крепостные. Грамоте научил его, по его же воспоминаниям, крепостной крестьянин и уж любовь к русским сказкам и преданиям у него от простого мужика, который рассказывал их ему и пел на конюшни песни. К тому же детей держали настолько строго, что секли за каждую малую провинность вместе с крепостными. А иногда наказывали даже «впрок», за якобы будущие провинности. Поэтому теплых воспоминаний о родительском доме у него не осталось. Единственно очень любил он родного брата. И с понимание относился к матери, которой самой немало досталось от самодура и любителя покутить и поиграть отца. Ненависть к крепостному праву зародилась в Тургеневе еще в детстве, когда он видел, как с людьми обращаются как со скотом. А люди-то прекрасные душой, с богатым внутренним миров вынуждены подчиняться самодурам господам. Тема несправедливого уклада жизни станет одной из основных в творчестве Тургенева на протяжении всей последующей жизни.

В начале творческого пути Тургенев пробовал силы в лирике, в эпической поэзии, в драматургии. Лучшие лирические стихотворения – «Утро туманное, утро седое», «Гроза промчалась», «Безлунная ночь».

С 1843 по 1845 Тургенев создал несколько поэм. «Разговор», «Помещик», «Андрей». Наиболее удачная «Параша» создана в 1843 году. Белинский отметил в ней глубокую поэтичность и глубокое чувство действительности.

С 1843 по 1852 годы писатель создает несколько пьес как психологического, так и бытового содержания. Именно глубокий психологизм его пьес не позволил преодолеть им препятствие на пути к современному Тургеневу театру.

С 1944 по 1848 он пишет ряд рассказов и повестей. «Алексей Колосов»- первый опыт Тургенева в прозе. Впервые в прозе Тургенева появляется рефлексирующий молодой человек с чертами «лишнего человека.» Но ранняя проза Тургенева успеха не имела. Постепенно Тургенев стал обращаться к своим народным корням. Еще с молодости полюбил он охоту. Побродить по окрестным лесам с ружьем не добычи ради, а ради восхищения природой, ради наблюдения за окружающей жизнью – вот его любимое занятие. Постепенно эти наблюдения ложились на бумагу.

«Записки охотника» печатались в «Современнике» с 1847 по 1861 год. А в 1852 году вышел весь цикл.

Без прикрас показывая противоречивость народного характера, Тургенев убеждает читателя в том, что именно в зависимом и социально униженном русском крестьянстве скрыт нравственный потенциал нации.

Главная идея произведения – протест против крепостного права – приобретает особое значение: писатель объявляет зависимое положение народа несовместимым с национальным достоинством.

Для «Записок охотника» характерна «двуполюсность»: в произведении два центра – Россия народная и Россия господская. Разоблачая деспотизм крепостников, автор показывает превосходство крестьянина над барином. В крестьянах он видит крепкий и ясный ум, свободолюбие, патриотизм истинный, а не показной, как у господ, поэтическую и художественную одаренность, практичность, трудолюбие, глубокую человечность. В господах же, кроме праздности, самодовольства и лени мы не видим ничего.

Еще неизвестно, кто более повлиял на ход российской истории и последующую в 1861 году отмену крепостного права – российские социл-демократы и революционеры или писатели, и, в частности, Тургенев.

Интересно построение произведения. Внешне разорванные произведения связаны внутренней мыслью, и «приемом наплыва» одной истории на другую, одного характера на другой.

Новаторское изображение народной жизни в «Записках охотника», их новаторская поэтика стали событием как для русской, так и для европейской литературы. В 50-е годы произведение было опубликовано во Франции, Германии, Англии, Дании.

В 1855 году написан первый тургеневский роман «Рудин». Герой романа – человек, не представляющий себе жизни без служение прекрасным высоким идеалам. Но нет у нег знания народной почвы, он слишком идеализирует народ и жизнь устраивает ему постоянно проверку, которую он не выдерживает. Смысл романа в том, что любой, даже самый просвещенный интеллигент и прекрасными намерениями не сможет ничего сделать без опоры на народную почву.

В 1859 году вышел роман «Дворянское гнездо». Тема романа – исторические судьбы русского дворянства. Идея вырождения дворянства, имеющего глубокие патриархальные корни – вот основная идея романа.

1860 год – написан роман «Накануне». В нем отразилась потребность русского общества в герое, деятельность которого была бы направлена на служение родине. Главным действующим лицом становится женщина – Елена Стахова, вышедшая замуж за болгарина – революционера Инсарова, одержимого идеей освобождения своей Родины – Болгарии от турок. Это же становится и смыслом жизни Елены. Но Инсаров умирает, а Елена продолжает его дело. Идея революционных изменений, из необходимости становится превалирующей в произведениях Тургенева.

В 1862 году вышел роман «Отцы и дети».

Действие романа происходит с 1859 по 1861 год. Сюжет романа строится на столкновении двух враждебных идеологий – разночинско – демократической и либерально – дворянской.

В этот период жизни Тургенев очень заинтересовался немецкой философией, в частности немецкими вульгарными материалистами. И на отдыхе в городке Вейтнор он набросал примерный план романы и портрет главного героя: «Евгений Базаров. Разночинец. Не признает нкиаких авторитетов. Нигилист. Умеет общаться с народом, но внутри презирает его...». Эта характеристика почти полностью соответствует портрету главного героя окончательной редакции романа «Отцы и дети».

Главный герой – Базаров. Его взгляды укладываются в философию нигилизма. Резкое отрицание всех идеалов и неприятие ничего на веру. Вульгарный материализм. Он резко противопоставляет себя предыдущему поколению и конфликт мировоззрений перерастает в романе в конфликт поколений. Отсюда и философское название романа – «Отцы и дети». Это вечная философская парадигма – как война и мир, добро и зло, правда и ложь, и т.д. Мировоззрение Базарова – отрицание всех догм и идеалов и неприятие ничего на веру, противостоит мировоззрению Павла Петровича Кирсанова, который скорее идеалист, верит в Бога и боготворит искусство. Старые идеалы считает непререкаемыми и в шоке от того, что кто-то им не доверяет. А Базаров отрицает все и вся: искусство, поэзию, религию. Он врач, потомственный лекарь, естествоиспытатель, любит устанавливать истину опытным путем. Природа для него не храм, а мастерская, а человек в ней работник. Любовь, по его мнению, это лишь физиологическое влечение и рефлексы, а мысль – это отправление мозгового вещества. Народ он презирает за его тупость, хотя и умеет с ним общаться, в отличие от Кирсанова. А аристократов, интеллигентов так называемой голубой крови вообще презирает и считает самыми бесполезными существами на свете. Эта манера Кирсанова даже в деревне носить отглаженный сюртук, шелковый галстук и маникюр его раздражает и становится для него поводом для высмеивания «повадок» Кирсанова и всего поколения «отцов» с их аристократическими замашками.

Но нигилизм Базарова настолько же несостоятелен, как и пустословие и аристократизм Кирсанова. Как жизнь Кирсанова оказывается пустой и бесплодной с его идеализмом, так и жизнь Базарова заканчивается трагически, опровергая и его нигилизм и его самого. Главное, что отрицал Базаров – это любовь. Он отвергал само её существование. Но жизнь опровергла его мнение, заставив влюбиться в умную, красивую, дородную женщину – Анну Сергеевну Одинцову. Чувствуя несостоятельность своей теории и своего жизненного кредо, в состоянии крайнего душевного неравновесия и смятения из-за несостоятельности собственной теории, Базаров совершает опрометчивый поступок и, заразившись тифом при вскрытии трупа крестьянина, умирает.

Трагизм судьбы Евгения Базарова – это трагедия не только человека новой формации, опережающего свое время по новаторству идей. Это и трагедия одиночества. Даже с ближайшим окружением – будь то Аркадий, родители и даже Анна – он оставался одинок. Ему не было равных по силе его личности, но это скорее не достоинство, а недостаток. Временами он вызывает раздражение категоричностью своих суждений, но после прочтения романа ничего, кроме сожаления к нему не остается. Он несчастный, непонятый никем и отвергнутый, запутавшийся и заблудившийся человек. Это как тот ребенок, который ради того, чтобы быть во всем несогласным с родителями, наносит непоправимый вред своему здоровью и погибает. Назло всем. Глупо??? Глупо. Его безумно жаль и невозможно пережить боль родителей, потерявших сына. Неужели любые идейные расхождения стоят жизни? Самого ценного, что есть?

Конфликт отцов и детей – это вечное противостояние нового мировоззрения и мировоззрения старого. Сколько существует человечество, столько будет существовать и этот конфликт. И с каждым новым поколением этот конфликт менее острым не становится. И сегодня родители по-прежнему пеняют своим детям и внукам: «А мы-то в наше время такими не были!», «И что вы за люди!», «Ох уж эта нынешняя молодежь!» На самом же деле, меняется только антураж, внешнее оформление, а суть проблемы остается прежней: неумение слушать и слышать друг друга. А еще неумение уважать и считаться с мнением другого человека. Ведь каждый человек имеет право на свою точку зрения, на свое мнение. И если он не насаждает никому свою идеологию, не заставляет физически других думать так же, как и он, может не стоит драться с ним на дуэли? Мысли – это единственная прерогатива, которую еще никто не отменял.

Трагический финал романа, возможно, обусловлен еще и страхом самого автора. А что, если таких как Базаров станет большинство? Во что тогда превратится наше общество? Ведь очень много из передовых взглядов главного героя не разделял и сам автор. Он как бы спорил на страницах этого романа со своим же персонажем. Это была своеобразная дуэль, в которой Евгений Базаров и погиб. Этим самым автор вызывает и эмоциональный отклик у читателя. Мы (русский народ) всегда жалеем мучеников. А именно мученическую кончину претерпел Евгений Базаров. Главное, что сам Тургенев не видел будущего героя. Он мог стать революционером, мог им не стать. Мог все-таки подчиниться сильному чувству и жениться на Анне Сергеевне, но мог и не подчиниться. Тургенев предлагает как бы самому читателю поразмышлять о будущем героя. Смерть же Базарова – это во многом сознательный выбор автора, который не видит будущего у человека, отрицающего любовь и все эстетическое. Тургенев при всей своей прозорливости не видел будущего своего героя, не знал, как его адаптировать в новых условиях жизни, в новых реалиях. Хотя сегодня мировоззрение Базарова имеет куда большее распространение, нежели мировоззрение Кирсанова. Сегодня молодые люди скорее не любят, чем любят искусство, мало читают(хотя при всей нелюбви Базарова к искусству и литературе он был очень начитанным человеком), особенно поэзию. К любви и отношениям полов они относятся во многом так же, как и Евгений Базаров. Он жив, мировоззрение живет и существует.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: