Права больных в законодательстве РК

Две самые частые причины нарушения прав больных при оказании неотлож­ной медицинской помощи — это отсутствие психологического контакта и экстре­мальность ситуации. К сожалению, нередко приходится сталкиваться и с третьей причиной — незнанием медицинскими работниками этих прав.

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;

8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.

12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав.

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предо­ставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

ских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагивают­ся интересы третьей стороны.

Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составля­ет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 настоящих Основ.

Необходимо отметить, что в условиях оказания неотложной медицинской по­мощи редко могут быть выполнены все положения ст. 31. Тем не менее лишь самые крайние обстоятельства могут оправдать полное игнорирование врачом требова­ния информировать больного или его представителей о сути заболевания и плане неотложных медицинских действий.

При оказании больному неотложной медицинской помощи очень часто прихо­дится информировать только его законных представителей, и их решение право­мочно, если больной не в состоянии принять решение сам.

Информация для больного или его представителя должна удовлетворять сле­дующим требованиям, отмеченным в ст. 31 0303:

1. Она должна содержать сведения о характере патологии, сомнениях в диа­гностике, если таковые есть, а также о прогнозе течения этой патологии при лечении или без него; главное требование — дать больному ту информацию, которая может влиять на его решение, а не проводить с больным санитар- но-просветительную работу.

2. Информация о предлагаемых методах диагностики и лечения должна не толь­ко разъяснять их суть, но и сообщать о возможном риске их применения, ос­ложнениях и об альтернативных методах, даже если в распоряжении врача этих методов нет; главное требование — предоставить информацию в такой форме, которая не испугает больного и не позволит его эмоциям возобладать над здравым смыслом.

3. Вся информация должна быть предоставлена в форме, доступной для пони­мания ее больным, с учетом и его национального языка, и его базовых зна­ний, образования, ума.

В неотложной медицине есть несколько ситуаций, когда информирование боль­ного, необходимое для принятия им решения, затруднено или вообще невозможно. Самыми частыми ситуациями такого рода являются некомпетентность больного и крайняя срочность действий.

Некомпетентность больного. Под некомпетентностью больного следует пони­мать наличие у него неадекватного сознания — временно (например, алкогольное опьянение), продолжительно (сопор, кома, острый психоз) или постоянно (мла­денческий возраст, слабоумие, психическая болезнь). Компетентность может иметь и юридический смысл, означая правоспособность, поэтому в случаях постоянного слабоумия признание больного таковым может оказаться формально сложной процедурой. В острых ситуациях, чаще всего и возникающих в неотложной меди­цине, вопрос о некомпетентности больного вынужден решать сам врач.

Срочность действий. Например, применение сердечно-легочной реанимации, немедленной трансфузии жидкостей и крови, искусственной вентиляции легких, коникотомии и других жизнеспасающих мер может не оставить времени ни на информирование больного, ни на получение его согласия или отказа. В таких си­туациях надо действовать сразу, а потом — если ситуация не является само собой разумеющейся — отметить в медицинской документации обстоятельства, не позво­лившие выполнить требования закона. В дальнейшем можно получить так назы­ваемое отсроченное информированное (осознанное) согласие больного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: