Две самые частые причины нарушения прав больных при оказании неотложной медицинской помощи — это отсутствие психологического контакта и экстремальность ситуации. К сожалению, нередко приходится сталкиваться и с третьей причиной — незнанием медицинскими работниками этих прав.
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
|
|
6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;
7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;
8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;
9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.
12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав.
13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
ских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.
Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 настоящих Основ.
Необходимо отметить, что в условиях оказания неотложной медицинской помощи редко могут быть выполнены все положения ст. 31. Тем не менее лишь самые крайние обстоятельства могут оправдать полное игнорирование врачом требования информировать больного или его представителей о сути заболевания и плане неотложных медицинских действий.
|
|
При оказании больному неотложной медицинской помощи очень часто приходится информировать только его законных представителей, и их решение правомочно, если больной не в состоянии принять решение сам.
Информация для больного или его представителя должна удовлетворять следующим требованиям, отмеченным в ст. 31 0303:
1. Она должна содержать сведения о характере патологии, сомнениях в диагностике, если таковые есть, а также о прогнозе течения этой патологии при лечении или без него; главное требование — дать больному ту информацию, которая может влиять на его решение, а не проводить с больным санитар- но-просветительную работу.
2. Информация о предлагаемых методах диагностики и лечения должна не только разъяснять их суть, но и сообщать о возможном риске их применения, осложнениях и об альтернативных методах, даже если в распоряжении врача этих методов нет; главное требование — предоставить информацию в такой форме, которая не испугает больного и не позволит его эмоциям возобладать над здравым смыслом.
3. Вся информация должна быть предоставлена в форме, доступной для понимания ее больным, с учетом и его национального языка, и его базовых знаний, образования, ума.
В неотложной медицине есть несколько ситуаций, когда информирование больного, необходимое для принятия им решения, затруднено или вообще невозможно. Самыми частыми ситуациями такого рода являются некомпетентность больного и крайняя срочность действий.
Некомпетентность больного. Под некомпетентностью больного следует понимать наличие у него неадекватного сознания — временно (например, алкогольное опьянение), продолжительно (сопор, кома, острый психоз) или постоянно (младенческий возраст, слабоумие, психическая болезнь). Компетентность может иметь и юридический смысл, означая правоспособность, поэтому в случаях постоянного слабоумия признание больного таковым может оказаться формально сложной процедурой. В острых ситуациях, чаще всего и возникающих в неотложной медицине, вопрос о некомпетентности больного вынужден решать сам врач.
Срочность действий. Например, применение сердечно-легочной реанимации, немедленной трансфузии жидкостей и крови, искусственной вентиляции легких, коникотомии и других жизнеспасающих мер может не оставить времени ни на информирование больного, ни на получение его согласия или отказа. В таких ситуациях надо действовать сразу, а потом — если ситуация не является само собой разумеющейся — отметить в медицинской документации обстоятельства, не позволившие выполнить требования закона. В дальнейшем можно получить так называемое отсроченное информированное (осознанное) согласие больного.