Содействие занятости подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей, состоящих на учете в органах внутренних дел

Одним из приоритетных направлений деятельности органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации является обеспечение занятости молодежи. Главной целью по содействию занятости является сдерживание темпов роста безработицы среди молодежи, расширение видов трудоустройства, включая временное, повышение уровня занятости несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел,
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1) органы службы занятости оказывают государственную услугу по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения. Учащиеся общеобразовательных организаций, начиная с 14-летнего возраста, могут обратиться в органы службы занятости за данной государственной услугой.

Территориальными органами МВД России на региональном и районном уровнях в пределах компетенции принимаются необходимые меры по оказанию содействия занятости подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел.

Должностные лица органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними с учетом особенностей их личности и окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания. В ходе ее проведения выясняются образ жизни, связи и намерения подростков, выявляются и в пределах своей компетенции принимаются меры по устранению причин и условий совершения правонарушений.

Во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних решаются вопросы организации профессионального обучения и трудоустройства несовершеннолетних.

Особое внимание уделяется организации занятости, в том числе трудоустройству подростков, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также освободившихся из воспитательных колоний после отбывания наказания.

В этой связи сотрудниками органов внутренних дел ежегодно проводится анализ предполагаемой занятости несовершеннолетних, в том числе в летний период. В соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня
1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ) и Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845, информация о несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, нуждающихся в оказании помощи в организации трудоустройства, систематически направляется в органы службы занятости.

Мероприятия по трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, реализуются в рамках региональных программ, например, «Регулирование рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан», «Содействие занятости населения Республики Марий Эл на 2013-2020 годы», «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы», «Содействие занятости населения Приморского края на 2013-2017 годы», «Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края», «Содействие занятости населения Ивановской области», «Трудовые ресурсы Магаданской области на 2014-2017 годы», «Содействие занятости населения Сахалинской области на 2014-2020 годы», «Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа на 2014-2018 годы» и т.д.

В рамках реализации подпрограммы «Организация временного трудоустройства отдельных категорий граждан» государственной программы «Содействие занятости населения Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 9 июля 2013 г. №279-п, в 2016 году на временные работы в свободное от учебы время были трудоустроены 4 650 несовершеннолетних, в том числе 269 подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел.

Сфера применения труда подростков была разнообразной. Кроме ставших традиционными работ по благоустройству и озеленению территорий муниципалитетов и мелкому ремонту школ, несовершеннолетние занимались благоустройством территорий мемориалов, памятников воинам, погибшим при защите Отечества, приведением в порядок мест воинских захоронений, оказанием помощи ветеранам Великой Отечественной войны.

Государственные услуги по профессиональной ориентации в целях выбора будущей профессии, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования получили 2 700 несовершеннолетних, в том числе 323 несовершеннолетних из числа состоящих на учете в органах внутренних дел.

В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости молодежи, особо нуждающейся в социальной защите и испытывающей трудности в трудоустройстве, в ряде субъектов Российской Федерации разработана система квотирования рабочих мест для подростков, достигших 14-летнего возраста.

Более 10 лет функционирует система квотирования рабочих мест для несовершеннолетних, установленная Законом Республики Мордовия
от 7 февраля 2005 г. №9-3 «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите», согласно которому полномочиями по квотированию рабочих мест наделены районные администрации, ежегодно устанавливающие размеры квоты с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, но не более 2% к среднесписочной численности работников организации.

Кроме того, для несовершеннолетних предусмотрена материальная поддержка от центра занятости населения в размере 1,7 тыс. рублей в виде доплаты к заработной плате, которая определяется работодателем.

Организациями Республики Мордовия было заявлено 10,5 тысяч вакансий для трудоустройства несовершеннолетних граждан, временно трудоустроено 10,1 тыс. несовершеннолетних.

По инициативе органов внутренних дел трудоустроены 73 подростка из числа состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел.

Аналогично работает система квотирования в Волгоградской области, где реализуется областной Закон от 6 июля 2011 г. № 2070-ОД «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Волгоградской области». В соответствии с указанным Законом для работодателей (индивидуальных предпринимателей и организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм), у которых среднесписочная численность работников составляет более 60 человек, устанавливается квота в размере 1% от среднесписочной численности работников для трудоустройства отдельных категорий молодежи, включая несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет, в том числе состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП). В 2016 году в счет квоты для молодежи трудоустроено 58 человек.

В целях повышения престижа службы в органах внутренних дел, ранней профессиональной ориентации молодежи к полицейской службе в территориальных органах МВД России на региональном и районном уровнях проводятся Дни открытых дверей, организуются экскурсии в музеи органов внутренних дел, выставки вооружения и боевой техники, проводятся патриотические, спортивные мероприятия.

Как форма профилактической и воспитательной работы с «трудными подростками» развивается институт наставничества и шефства. В качестве шефов-наставников несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, сотрудники полиции привлекают ветеранов, авторитетных и уважаемых граждан районов, депутатов поселковых Советов депутатов, родителей, входящих в советы школ, членов советов старшеклассников, а также сами выступают в роли наставников. Их задача состоит в изучении личности ребенка, его способностей и наклонностей, ориентации в образовательной и профессиональной сферах, оказании содействия в выборе профессии, обучении, овладении ее навыкам и в дальнейшем трудоустройстве.

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет

В целях оказания содействия занятости детей органами службы занятости в соответствии с законодательством о занятости и в рамках региональных программ содействия занятости населения ежегодно реализуются мероприятия по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Основные виды работ, на которые можно привлекать подростков:

- благоустройство и озеленение территорий города, благоустройство пойм, берегов рек;

- восстановление и реставрация историко-культурных памятников;

- мелкие ремонтные и подсобные работы;

- уход за сельскохозяйственными культурами и сбор урожая;

- заливка и обслуживание катков;

- обслуживание культурно-массовых мероприятий;

- социально-бытовое обслуживание;

- типографское дело;

- журналистское дело;

- курьерские работы;

- другие доступные виды трудовой деятельности, разрешенные ТК РФ для молодежи.

При этом основное требование к организуемым временным работам для подростков состоит в том, чтобы эта работа не наносила ущерба их здоровью (необходимо наличие медицинской справки, подтверждающей возможность работы по состоянию здоровья), нормальному развитию, нравственности и не нарушала процесса обучения. Трудоустройство подростков в возрасте от 14 до 16 лет допускается только при наличии письменного согласия одного из родителей или законного представителя (усыновитель, попечитель) и органа опеки и попечительства.

В период участия во временном трудоустройстве несовершеннолетним гражданам сверх заработной платы, выплачиваемой работодателем в соответствии с условиями договора, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации оказывается материальная поддержка в размере не ниже минимальной величины размера пособия по безработице и не выше двукратной минимальной величины размера пособия по безработице.

В 2016 году в органы службы занятости поступило 627,2 тыс. заявлений от несовершеннолетних граждан о содействии в поиске подходящей работы, в том числе 448,9 тыс. заявлений (71,6%) о временном трудоустройстве в свободное от учебы время. От детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступило 4,4 тыс. заявлений о временном трудоустройстве в свободное от учебы время, от детей-инвалидов – 0,4 тыс. заявлений.

Всего в 2016 году при содействии органов службы занятости было заключено 583,7 тыс. трудовых договоров о временном трудоустройстве в свободное от учебы время с несовершеннолетними гражданами, 6,4 тыс. трудовых договоров – с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, 0,8 тыс. трудовых договоров – с детьми-инвалидами.

Средний период участия во временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время составил около 0,7 месяца.

Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые

Безработным гражданам в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального образования и СПО, ищущим работу впервые и зарегистрированным в установленном порядке в органах службы занятости, предоставляется возможность принять участие в мероприятиях по временному трудоустройству на предприятиях (в организациях), создавших дополнительные временные или ученические рабочие места с целью их материальной поддержки.

К временным работам для безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального образования и СПО, ищущих работу впервые, относятся:

- работы, созданные на заведомо определенный период времени и для выполнения определенной работы;

- работы, непосредственно связанные со стажировкой работника.

При участии в мероприятиях безработные граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального образования и СПО, ищущие работу впервые, получают:

- заработную плату, установленную и выплачиваемую работодателем за фактически выполненную работу, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного соответствующим федеральным законом;

- материальную поддержку сверх размера заработной платы, но не ниже минимальной величины пособия по безработице и не выше двукратной минимальной величины пособия по безработице, выплачиваемую за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального образования и СПО, ищущих впервые работу, осуществляется на рабочие места, предоставленные работодателями.

В 2016 году в органы службы занятости поступило 2,6 тыс. заявлений безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников указанных учреждений, ищущих впервые работу о временном трудоустройстве.

Всего в 2016 году при содействии органов службы занятости с ними было заключено 4,9 тыс. трудовых договоров о временном трудоустройстве.

Средняя продолжительность временного трудоустройства составила 1,2 месяца.

 

Дополнительное профессиональное образование, профессиональное обучение родителей с детьми дошкольного возраста, в том числе многодетных родителей и родителей, имеющих детей-инвалидов

Реализация мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет способствует созданию адаптационных условий для возвращения указанной категории женщин к трудовой деятельности, а также повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

Ежегодно в субъектах Российской Федерации реализуется более 500 программ переобучения и 300 программ повышения квалификации для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

В 2016 году за предоставлением государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию в органы службы занятости обратилось 18,5 тыс. женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (2015 г. – 18,5 тыс. женщин).

Были охвачены профессиональным обучением, получением дополнительного профессионального образования в течение 2016 года 18,5 тыс. женщин. Из числа завершивших профессиональное образование, получивших дополнительное профессиональное образование, 64,7% женщин прошли профессиональную подготовку и переподготовку, 35,3% повысили квалификацию.

В целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения женщинам, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, органами службы занятости было оказано 17,9 тыс. услуг по профессиональной ориентации (2015 г. – 18,5 тыс. услуг).

Наибольший рост численности женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, приступивших к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, наблюдается в Амурской области, где за отчетный период приступили к обучению 34 женщины (в 2,8 раза больше, чем в 2015 году); Чукотском автономном округе – 20 женщин (в 2,2 раза) и городе Севастополе – 11 женщин (в 2,2 раза); Республике Крым – 20 женщин (в 2 раза) и Красноярском крае – 919 женщин (в 2 раза); Рязанской области – 243 женщины (в 1,9 раза); Кемеровской области – 363 женщины (в 1,8 раза); Республике Ингушетия – 151 женщина (в 1,7 раза).

Органами службы занятости населения в 2016 году также было организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 117 родителей, имеющих детей-инвалидов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: