В том числе путем развития форм присмотра и ухода за детьми

О реализации мер по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 в части принятия мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, Минтрудом России с 2013 года в субъектах Российской Федерации организована работа по утверждению и реализации комплексов мер (планов мероприятий, программ) по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.

Мероприятия, предусмотренные указанными комплексами мер, направлены на:

- обеспечение доступности дошкольных образовательных учреждений, детских оздоровительных учреждений, иных организаций, предоставляющих услуги в области досуга и развития несовершеннолетних детей;

- информирование о содержании мероприятий и ходе их реализации;

- применение гибких форм занятости и дистанционной занятости;

- содействие трудоустройству женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в том числе содействие самозанятости;

- организацию профессиональной ориентации и профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

- создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.

Минтрудом России разработаны методические рекомендации, утвержденные приказом от 18 февраля 2013 г. № 64.

Оценка эффективности реализации указанных мер проводится в соответствии с методическими рекомендациями методом сравнительного анализа изменений значений следующих показателей:

- уровень занятости женщин в возрасте 25-44 лет;

- уровень обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных организациях;

- удельный вес детей, прошедших оздоровление в организациях отдыха детей и их оздоровления, в общей численности детей, нуждающихся в оздоровлении;

- наличие в коллективных договорах организаций и региональных соглашениях льгот и преимуществ для женщин, имеющих детей до 18 лет, сверх установленных законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями;

- наличие преференций для женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, предусматривающих меры по содействию самозанятости населения и поддержке предпринимательства;

- удельный вес вакансий, предусматривающих возможность установления неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, гибкого графика работы, посменной и надомной работы, в общем количестве вакансий, заявленных в органы службы занятости.

Применение гибких форм занятости и дистанционной занятости

В субъектах Российской Федерации в целях активизации информационно-разъяснительной работы по реализации мер, направленных, в том числе на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, в соответствии с приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 года № 185, организовано:

- проведение кампании в СМИ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на официальных сайтах органов власти субъектов Российской Федерации и органов службы занятости, а также посредством социальной рекламы, организации «горячих линий», изготовления и распространения буклетов по информированию женщин о возможностях совмещения обязанности по воспитанию детей с трудовой занятостью;

- взаимодействие с общественными палатами субъектов Российской Федерации, объединениями работодателей и общественными организациями, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями, для оценки эффективности принимаемых мер и выработки предложений по созданию условий для расширения возможностей трудоустройства указанных категорий женщин, и определение лиц, ответственных за реализацию данного направления работы;

- регулярное (ежеквартально) рассмотрение вопросов трудоустройства женщин в рамках работы межведомственных координационных комиссий (рабочих групп).

Минтруд России организовал мониторинг проведения в субъектах Российской Федерации информационно-разъяснительной кампании по реализации мер, в том числе направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, в части:

издания информационно-справочных, аналитических и тематических материалов (брошюры, проспекты, плакаты и т.д.) по деятельности органов службы занятости в части трудоустройства инвалидов;

размещения информации в печатных СМИ, на официальных сайтах органов службы занятости и производства специальных программ и роликов на телевидении.

Анализ деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению информационно-разъяснительной работы реализации указанного мероприятия показал, что общее количество информационно-справочных, аналитических и тематических материалов ежегодно составляет около 200 тыс. единиц.

Для распространения среди субъектов Российской Федерации положительного опыта в части реализации мер по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью соответствующие материалы (кино-, теле- и видеофильмы, слайд-фильмы, диафильмы и другие телепроизведения), а также фотоколлажи, буклеты, брошюры в виде скан-образов, размещаются на официальном сайте Минтруда России.

Содействие трудоустройству женщин, имеющих детей, в том числе содействие самозанятости

Одним из приоритетных направлений поддержания занятости данной категории граждан является развитие предпринимательской деятельности и самозанятости. Особенно следует отметить, что в рамках предпринимательской деятельности для женщин с высокой семейной нагрузкой создаются условия, позволяющие в наибольшей степени соблюсти баланс между работой и воспитанием ребенка.

В 2016 году численность безработных женщин, получивших государственную услугу по содействию самозанятости, возросла на 8,1% и составила 45,5 тыс. (2015 г. – 42,1 тыс. человек). Из них 1,5 тыс. женщин являются многодетными (3,3% от численности женщин, получивших данную услугу), 1,5 тыс. женщин воспитывают детей одни (3,4%), 50 женщин имеют детей-инвалидов (0,1%).

Спектр видов предпринимательской деятельности среди женщин достаточно широк: предоставление фотоуслуг, бытовых услуг по пошиву и ремонту одежды, парикмахерские и салоны красоты, организация праздников, услуги ксерокопирования, разведение птиц, овощеводство и растениеводство.

В отдельных субъектах Российской Федерации предоставляются гранты на создание собственного бизнеса. В качестве приоритетной категории получателей грантов выделены работодатели, принимающие на работу женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

В результате реализации в период с 2013 по 2016 годы комплексов мер по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью:

- уровень занятости женщин в возрасте 20-49 лет, имеющих детей в возрасте до 18 лет, составил 76,8% от общей численности женщин данного возраста, что превышает аналогичный показатель для всего населения на 10 процентных пунктов;

- уровень безработицы среди женщин в возрасте 20-49 лет, имеющих детей в возрасте до 18 лет, снизился по сравнению с 2013 годом на 0,4 процентных пункта и составил 5,3% от численности экономически активного населения (2013 г. – 4,9%). При этом данный показатель на 0,2 процентных пункта ниже аналогичного показателя для всего населения;

- уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет по состоянию на 1 февраля 2016 года составил 99,23%;

- численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет и прошедших в 2016 году профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, составила 16,1 тыс. человек, что на 29,9% больше, чем в 2013 году (13,1 тыс. человек);

- численность безработных женщин, получивших услугу по самозанятости, в 2016 году составила 45,5 тыс. человек, что на 19,1% больше, чем в 2013 году (38,2 тыс. человек).

Всего за период 2013–2016 годов в рамках мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию завершили обучение 63,1 тыс. женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми, из них: 2016 г. – 16,1 тыс. женщин; 2015 г. – 17,8 тыс. женщин; 2014 г. – 16,1 тыс. женщин; 2013 г. – 13,1 тыс. женщин.

В 2017 году органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации продолжают реализацию мероприятий, способствующих развитию занятости женщин, воспитывающих детей, в том числе организацию профессионального обучения (переобучения) в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.

Минтрудом России в рамках полномочий осуществляется мониторинг реализации указанных мер в субъектах Российской Федерации.


9. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
С ДЕТЬМИ

Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми является одной из основных задач деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданного по Указу Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. № 404.

Ежегодно Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, разрабатывается комплекс мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, ориентированный на решение задач, определенных в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, а также в Указе Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральном законе от 28 декабря
2013 г. № 442-ФЗ.

Комплекс мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в 2016 году сформирован на основе программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и проектов государственных и муниципальных организаций, муниципальных образований, некоммерческих организаций, предусматривающих проведение в субъектах Российской Федерации целенаправленной инновационной работы по следующим направлениям:

- профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Право ребенка на семью», «Никому не отдам», «Новая семья», «Лига помощи», «Защитим детей от насилия»);

- социальная поддержка детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество (программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Право быть равным», «Ранняя помощь», «Смогу жить самостоятельно», «Ты не один!»);

- социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной (программа Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Не оступись!»).

Реализация программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направлена на предоставление социальных услуг детям и семьям с детьми, ориентированных на удовлетворение их насущных потребностей, и способствует достижению приоритетных государственных задач в сфере социальной поддержки семьи и детства. В 2016 году Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, инициировал внедрение нового формата работы по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, – регионального комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, позволяющего с большей оперативностью и эффективностью оказывать поддержку регионам для решения определенных задач в рамках программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В 2016 году выполнялись мероприятия 49 региональных инновационных социальных программ, 28 региональных комплексов мер, 168 инновационных социальных проектов государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих организаций, 36 инновационных социальных проектов муниципальных образований и 3 пилотных проектов.

В субъектах Российской Федерации, реализующих программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленные на профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми, были достигнуты следующие результаты:

- более 12 тыс. детей и взрослых, включая 5,8 тыс. детей из семей, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, были охвачены мероприятиями программ по своевременному выявлению семейного неблагополучия. Необходимую реабилитационную, психологическую и педагогическую помощь получили 3,5 тыс. семей, включая неполные и молодые семьи.

- 28 мобильных служб (бригад, отделений, пунктов и других подразделений), из которых 11 созданы в 2016 году (Амурская, Вологодская, Липецкая и Новосибирская области, Ханты-Мансийский автономный округ), выявляли неблагополучные семьи с детьми, в том числе в отдаленных районах, и оказали социально-педагогическую, социально-бытовую, социально-правовую, социально-психологическую помощь более 1,6 тыс. семей;

- 16 специализированных служб, из которых 10 созданы в 2016 году, осуществляли меры по предотвращению жестокости в отношении детей и профилактике суицидов среди детей и подростков, оказывали комплексную реабилитацию несовершеннолетних, пострадавших от насилия и преступных посягательств, социально-реабилитационную помощь родителям, страдающим алкогольной зависимостью. Своевременную комплексную помощь получили более 7,5 тыс. детей и 2,2 тыс. родителей. Профилактическая и коррекционная работа была проведена в 1,6 тыс. семей, где отмечалась ситуация, связанная с риском жестокого обращения с ребенком;

- 23 службы семейного устройства детей, созданные в 2016 году в 16 субъектах Российской Федерации, провели коррекционно-развивающие и социально-адаптационные мероприятия по подготовке 2,8 тыс. детей-сирот к устройству в замещающие семьи, предоставили профессиональное психолого-педагогическое сопровождение 1,1 тыс. кандидатов в замещающие родители, осуществили поддержку и социальное сопровождение 3 тыс. замещающих семей;

- 17 специализированных служб по профилактике отказов от детей начали свою работу в 2016 году в Республиках Мордовия и Удмуртской, Забайкальском крае, Амурской, Иркутской, Новгородской, Новосибирской, Рязанской, Смоленской, Тюменской и Ульяновской областях. Специалистами служб оказана социально-психологическая помощь, социальная поддержка и сопровождение 2,4 тыс. несовершеннолетним матерям, беременным женщинам и матерям с детьми до 3 лет, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- 68 клубных семейных (родительских) сообществ, из которых 41 создано в 2016 году, осуществляли деятельность, направленную на укрепление традиционных семейных ценностей и института семьи, нормализацию детско-родительских отношений, улучшение психоэмоционального фона в семье в 18 субъектах Российской Федерации. В работе клубных сообществ приняли участие более 4 тыс. семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В 2016 году в 21 субъекте Российской Федерации(Республиках Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва, Чеченской, Чувашской, Забайкальском, Ставропольском, Пермском и Приморском краях, Архангельской, Волгоградской, Вологодской, Иркутской, Курганской, Ленинградской, Новосибирской, Ростовской, Саратовской, Тюменской, Челябинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе–Югре) начали выполняться региональные комплексы мер по развитию эффективных практик социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи. Каждый субъект Российской Федерации, получивший грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выстраивал свою систему социального сопровождения с учетом Модельной программы, отработанной в ходе пилотного проекта, завершенного в 2015 году, а также регионального законодательства и системы социальной помощи.

В 2016 году в работу по социальному сопровождению включились 647 учреждений социального обслуживания населения, 5,7 тыс. специалистов и 1,6 тыс. добровольцев. 2,7 тыс. специалистов прошли профессиональное обучение по сопровождению семей. Помощь получили 186 тыс. семей с детьми, из них 81,2 тыс. семьи смогли преодолеть трудную жизненную ситуацию.

Работа по профилактике детского неблагополучия и социального сиротства, предупреждению жестокого обращения с детьми, оказанию поддержки замещающим семьям в урегулировании детско-родительских отношений осуществлялась в 18 проектах муниципальных образований Республик Алтай, Башкортостан, Крым, Мордовия, Удмуртская и Хакасия, Забайкальского края, Архангельской, Вологодской, Кировской, Костромской, Московской, Тамбовской и Оренбургской областей, отобранных на основе конкурсных процедур. Для решения поставленных задач были задействованы около 120 муниципальных и более 45 государственных организаций, 24 социально ориентированных некоммерческих организаций, социально ответственный бизнес, 450 специалистов органов местного самоуправления и организаций различной ведомственной принадлежности, около 350 добровольцев, прошедших специальную подготовку.

Выполнение комплексных муниципальных проектов стимулировало развитие инициатив муниципальных образований и взаимодействия на уровне органов местного самоуправления и организаций различной ведомственной принадлежности, способствовало продвижению программно-целевого подхода к решению проблем детского и семейного неблагополучия. В результате реализации муниципальных проектов 3 тыс. детей и 1,3 тыс. семей с детьми получили социальную помощь с применением новых технологий и методик, 16 организаций были оснащены современным игровым, реабилитационным, мультимедийным и компьютерным оборудованием. Реализация проектов будет продолжена в 2017 году.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: